Гендерные особенности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – изучить гендерные особенности коммуникативной сферы личности подростка.
Объект исследования – гендерные особенности подростков.
Предмет исследования – коммуникативная сфера личности подростка.
Гипотеза исследования: особенности коммуникативной сферы подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка.

Работа содержит 1 файл

Гендерные особенности подростков.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Введение 

     Актуальность  темы исследования. В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. В центре внимания ученых вопросы гендерных особенностей коммуникативной сферы личности подростка. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И.С. Клёцина, Е.Р. Ярская-Смирнова).

     Современная психология не имеет единой теории гендерной социализации. Гендерную  идентичность понимают как результат  отождествления личностью себя с  определенным полом, отношение к  себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина). Сложность изучения компонентов гендерной идентичности личности подростков связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности / феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты.

     Подростковый  возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности.

     Именно  в подростковом возрасте закладываются  личностные особенности, связанные  с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон). От развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.

     Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

     Таким образом, цель данного исследования – изучить гендерные особенности коммуникативной сферы личности подростка.

     Объект  исследования – гендерные особенности подростков.

     Предмет исследования – коммуникативная сфера личности подростка.

     Гипотеза  исследования: особенности коммуникативной сферы подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка.

     Для достижения цели исследования и подтверждения  гипотезы были поставлены следующие  задачи:

     Теоретические:

     1) рассмотреть существующие в психологической  науке подходы к изучению особенностей подросткового возраста;

     2) выявить коммуникативные особенности,  свойственные подросткам;

     3) рассмотреть существующие в психологической  науке представления о гендерной  идентичности в подростковом  возрасте;

     Эмпирические:

     1) подобрать и апробировать комплекс диагностических процедур, направленных на изучение проявления коммуникативных особенностей личности и типов гендерной идентичности у подростков;

     2) выявить взаимосвязь типов гендерной  идентичности подростков с их  коммуникативными особенностями;

     3) проанализировать и описать специфику  взаимосвязи типов гендерной  идентичности подростков с их  коммуникативными особенностями.

     Методологическим  и теоретическим  основанием исследования является гендерный подход в психологии (Т.В. Бендас, Ш. Берн, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клёцина, И.С. Кон, В.А. Лабунская, Л.Н. Ожигова, Л.В. Попова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.), рассматривающий гендерную идентичность личности как продукт социального конструирования.

     В работе использовались следующие психодиагностические методы: методика определения психологического пола О.Г. Лопуховой; методика Т. Лири (направленная на изучение маскулинных и феминных характеристик образов-Я).

     Система методов, применяемых в исследовании, была определена его исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами как всего исследования, так и отдельных его этапов.

     Базой для исследования выступили учащиеся девятых классов школы-гимназии №4 Йошкар-Олы. Общий объём выборки – 20 подростков в возрасте от 15 лет (11 девочек, 9 мальчиков). 
 

     1. Гендерные особенности  коммуникативных  навыков подростков 

     1.1 Психологические  особенности подросткового  возраста 

     В настоящее время в условиях нашей  страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 – 11 до 14 – 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

     Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются  как кризисные и связаны с  перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной [7, c. 84].

     На  телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное  положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст  характеризуется формированием  самосознания.

     Каждый  возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.

     По  мнению Л.И. Божович, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

     Именно  в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни [17, c. 156].

     Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

     В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей  деятельности, но и характер той  системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

     Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать  важнейшим условием их личностного  развития. Неудачи в общении ведут  к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

     Общение субъективно воспринимается подростками  как нечто личностно очень  важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения [16, c. 78].

     Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности  в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.

     При работе с младшими подростками упор следует сделать на пробуждение интереса и развития доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера.

     Каждый  возраст хорош по-своему. И в  то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

     Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Вот его проявления:

     · чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

     · крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;

     · внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.

     Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды [21, c. 63].

     Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11–13 лет, у девочек – 13–15 лет.

     Для подростков характерна полярность психики:

     ü Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

     ü Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

     ü Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

     ü Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

     ü Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

     ü Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

     ü Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

     Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать [15, c. 80].

     Одно  из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений – это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где тренируются подростки в своей семье.

     Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Информация о работе Гендерные особенности подростков