Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа
В культурно – исторической концепции Выготским Л.С. определен генезис когнитивных психически функций. Так, в раннем детстве происходит развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти, а в младший школьный возраст сензитивен для развития мышления. В связи с вышесказанным целью нашего исследования является выявление тенденции динамики гибкости мышления.
Для реализации поставленной цели, а также проверки выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Составить теоретический обзор;
Провести диагностику гибкости мышления;
Определить тенденцию динамики.
Теоретическое мышление – это познание законов и правил. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы [27, c. 123].
3.
По степени развернутости
Дискурсивное
(аналитическое) мышление – мышление,
опосредованное логикой рассуждений,
а не восприятия. Аналитическое мышление
развернуто во времени, имеет четко
выраженные этапы, представлено в сознании
самого мыслящего человека. Интуитивное
мышление – мышление на основе непосредственных
чувственных восприятий и непосредственного
отражения воздействий
4.
По степени новизны и
Репродуктивное мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление – мышление на основе творческого воображения [27, c. 123–125].
5.
По средствам мышления
Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.
Установлено,
что для полноценной
6.
По функциям различают
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей [27, c. 125–127].
К
разрешению задач мышление идет с
помощью многообразных
Рис. 3. Схема мыслительных операций.
Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации;
Анализ
– мысленное расчленение
Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения [50, c. 105].
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность– у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых – в широте синтеза.
Абстракция
– выделение одной какой-либо
стороны, свойства и отвлечение от остальных.
Так, рассматривая предмет можно
выделить его цвет, не замечая формы,
либо наоборот, выделить только форму.
Начиная с выделения отдельных
чувственных свойств, абстракция затем
переходит к выделению
Обобщение
(или генерализация) – отбрасывание
единичных признаков при
Абстракция
и обобщение являются двумя взаимосвязанными
сторонами единого
Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает, рассуждение – это работа мысли над суждением.
Рассуждение
является обоснованием, если исходя из
суждения – оно вскрывает посылки,
которые обусловливают его
Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок – оно раскрывает систему суждений, следующую из них [30, c. 105–107].
Таким образом, к операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением.
Мышление
– продукт общественного
Широта
мышления – это способность охватить
весь вопрос целиком, не упуская в
то же время и необходимых для
дела частностей. Глубина мышления
выражается в умении проникать в
сущность сложных вопросов. Качеством,
противоположным глубине
Самостоятельность мышления характеризуется умением, человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение [29, c. 99].
Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.
Определенная
замедленность мыслительной деятельности
может быть обусловлена типом
нервной системы – малой ее
подвижностью. По определению Айзенка:
“Скорость умственных процессов
есть фундаментальный базис
Критичность
ума – умение человека объективно
оценивать свои и чужие мысли,
тщательно и всесторонне
Как
уже отмечалось, мышление совершается
по законам, общим для всех людей,
вместе с тем в мышлении проявляются
возрастные и индивидуальные особенности
человека. Так, психолог А. А. Смирнов
отмечал, что мышление младшего школьника
– это “обобщенное, осуществляемое
посредством слова и
Обобщая
все вышеизложенное, следует отметить,
что в современной психологии
принята и распространена следующая
несколько условная классификация
видов мышления по таким различным
основаниям, как: генезис развития;
характер решаемых задач; степень развернутости;
степени новизны и
1.3. Особенности мышления младшего школьника.
Особенности
мышления младших школьников нельзя
рассматривать без учета
Следовательно, начальное обучение “подхватывает” и использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников.
Как уже говорилось, мышление включает ряд операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. Каждая из этих операций в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, рассмотренные Б.С. Волковым [10, c. 71]:
Младший школьный возраст содержит в себе, как отмечает Р.С. Немов, значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости.
За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарно образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладанием операционального мышления в понятиях.
Комплексное развитие детского мышления в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями [29, c. 131].