Исследование страхов у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования страхов у детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие страха в отечественной школе психологии 5
1.2. Феномен детских страхов. Причины и формы их проявления 10
1.3. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста 16
Глава 2. Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста 19
2.1. Выявление страхов у детей дошкольного возраста 19
2.2. Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

issledovfnie strachov.doc

— 155.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Исследование  страхов у детей дошкольного  возраста 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.  
Ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям, поэтому распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей.

     Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, в зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Тема, особенностей страхов у детей дошкольного возраста довольно актуальна: во-первых, проблема страхов мало изучается в практике ДОУ; во-вторых, особую остроту эта проблема приобрела в нашей стране.

     Детские страхи в той или иной степени  обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной слабости ребенка, о неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин детских страхов, как отмечают исследователи, лежит в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

     Психика ребенка отличается обостренной  восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов.

     В последнее время вопросы диагностики  и коррекции страхов приобрели, важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи, воспитателей. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей и воспитателей с результатами исследований в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

     Целью работы является исследование страхов у детей дошкольного возраста.

     Объект  исследования – детские страхи как  психологическое явление.

     Предмет исследования – особенности страхов у детей дошкольного возраста.

     Для достижения цели исследования можно  выделить следующие задачи:

     1. Рассмотреть проблему страха в психологическом аспекте.

     2. Рассмотреть феномен детских  страхов. Особенности причины  и формы их проявления.

     3. Выявить особенности детских  страхов в дошкольном возрасте.

     4. Рассмотреть особенности выявления и диагностики страхов у детей дошкольного возраста.

     6. Представить современные подходы  к коррекции детских страхов в дошкольном возрасте.

     Методологической  основа – теоретические положения отечественных психологов В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, А.Л. Венгер, В.Н. Гарбузова,  А.И. Захарова, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан и др. 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы исследования страхов у детей дошкольного возраста

1.1. Понятие страха в отечественной школе психологии

     Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. В психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

     В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическими проявлением и конкретным субъективным переживанием [12, с. 292]. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания. Иррациональные неконтролируемые страхи, стабильно возникающие по отношению к сходным явлениям, независимо от их объективной степени угрозы, называются фобиями. Несмотря на свои изначально адаптивные функции, чрезмерный или неадекватный страх может сильно мешать жизнедеятельности человека.

     Проблема  страхов отражена во многих работах отечественных психологов. Так, физиолог И.П. Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса пассивно-оборонительной реакции с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [17, с. 157]. Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [17, с. 265]. В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчук страх трактуется как аффективно-чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта [30, с. 674].

     Довольно  широко в отечественной психологии представления о страхе разрабатывались в рамках психиатрической проблематики (Карвасарский Б.Д., Свядощ А.М., Ушаков Г.К.) и в концепциях авторов, занимающихся проблемой функционирования человека в критических и экстремальных условиях, в ситуации стресса (Короленко Ц.П., Китаев-Смык Л.В., Лебедев В.И., Мухина В.С.). Исследователи преимущественно уделяли внимание рассмотрению страха, связанного с реальной угрозой для жизнедеятельности человека. В данном контексте страх рассматривался как феномен, обусловленный особенностью социальной среды индивида, и подчеркивалась важность преодоления страха [14; 16; 21].

     В основе отечественных психологических  концепций практически всегда лежит конкретизация понятий страха и тревоги (Астапов В.М., Захаров А.И., Прихожан А.М.). При этом тревога понимается как недифференцированный, неопределенный феномен, связанный с предвосхищением угрозы; страх же интерпретируется как четкое отражение конкретной угрозы, непосредственно связанное с реальностью [1; 10; 22].

     Отдельные авторы при этом рассматривают страх и тревогу как последовательно развивающиеся взаимосвязанные феномены (Андрусенко В.В., Березин Ф.Б.) [2].

     Практический  интерес представляет подход А. Л. Венгера. А. Л. Венгер предлагает синдромный подход к анализу психологических проблем. Психологический синдром представляет собой комплекс взаимосвязанных симптомов, некоторые из которых являются основными для образования синдрома. Так, тревожность является основным симптомом при синдроме хронической неуспешности, перерастающей к подростковому возрасту в тотальный регресс [3, с. 61]. При высокой тревожности для человека характерны неуверенность в себе, постоянные опасения, страхи. Боясь ошибиться, такой человек все время пытается контролировать себя. Это явление А. Л. Венгер называет тревожным гиперконтролем, который только нарушает нормальное осуществление автоматизированных действий. С уровнем тревожности он связывает степень стрессоустойчивости, объясняя это тем, что ситуация, которая человеком с низкой тревожностью воспринимается как вполне рядовая, при высокой тревожности вызывает стресс. Состояние тревоги переживается как ожидание угрозы, неопределенной опасности. Острая тревога приводит к разрушению деятельности, панике [3, с. 98].

     Изучение  страха у детей в нашей стране велось преимущественно в рамках концепции неврозов и невротического развития личности. В данном случае авторы не создавали собственные целостные концепции детского страха, а в рамках своих задач вносили ряд существенных замечаний, связанных со спецификой детского страха. Так, Н.С. Жуковская пишет о неврозе страха как о группе реактивных (психогенных) состояний с ведущим синдромом страхов [6, с. 238]. В.А. Гурьева выделяет невроз страха, развившийся из острой аффективно-шоковой реакции и возникший постепенно, под влиянием травмирующей ситуации. Первый характеризуется паническим страхом, а второй - страхами, носящими навязчивый характер [5, с. 33]. Т.П. Симеон отмечает высокое значение фактора неожиданности для возникновения детских страхов. Любое явление, если оно возникло неожиданно, может стать источником страха [25, с. 65]. Вышеприведенные и другие авторы данного направления, говоря о детском страхе, в первую очередь описывали клиническую картину "невроза страха", его классификацию, - уделяя небольшое количество места его возрастным особенностям.

     Однако  в отечественной психологии существует ряд исследователей, уделявших большое  внимание страху в дошкольном и младшем школьном возрасте. В.И. Гарбузов разрабатывал концепцию неврозов у детей. Анализируя специфику детских страхов, он отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти. О периоде перехода дошкольника в младший школьный возраст он говорил, что в этом возрасте малыш постигает всю свою беспомощность и сложность окружающего мира, с этого возраста он начинает задумываться о смерти [4].

     Согласно  А.И. Захарову, понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые индифферентные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. В таких случаях можно говорить о появлении травмирующего опыта, психологическом заражении страхом от окружающих ребенка лиц и непроизвольном обучении с их стороны соответствующему типу эмоциональных реакций. Все это дает основание говорить об условно-рефлекторной мотивации страха, поскольку в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Саму эмоцию "страх" в детском возрасте, А. И. Захаров рассматривал как основную движущую силу невротического развития личности. Беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности, является первым "опытом" беспокойства у ребенка, которое, в свою очередь вызывает соответствующую двигательную реакцию плода [9].

     В настоящее время существуют различные  классификации страхов. Согласно одной из них, все многообразие данных эмоциональных состояний можно разделить на природные, социальные и внутренние страхи [23, с.76]. Дальнейший анализ человеческих страхов позволил прийти к мнению, что более точным является разделение на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные. К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни или здоровья человека, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с глубинной сущностью человека и характерна для всех людей вне зависимости от конкретных ситуаций.

     Исходя  из этого принципа, страх перед  агрессивной собакой относится  к первой категории, страх публичных  выступлений - ко второй, а страх смерти - к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) - на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т. д.

     Таким образом, страх является эмоциональным  процессом, имеет биологическую, социальную или экзистенциальную природу, и, выполняя адаптивную функцию, может при определенных обстоятельствах приводить к дезадаптации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Феномен детских страхов. Причины и формы их проявления

     Детские страхи представляют собой иерархическую  структуру различных по природе и интенсивности страхов, которые определяются особенностями личности ребёнка, индивидуальным опытом, принятыми в данном социуме установками, а также общими для всех людей возрастными и половыми закономерностями. Говоря о детских страхах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16–18-летнего возраста. Сложным «кризисным» периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников  другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. О детском неврозе страха также можно говорить, если ребенок называет какие-либо другие страхи, чем те, которые характерны по А.И. Захарову для его возраста и пола.  По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И тогда возникает патология в проявлении страхов у ребенка [7, с. 38].

     Виды  страха, о которых пишет И. А. Захаров, условно классифицируются по четырем основаниям: причина возникновения страха, его устойчивость, отношение страха к инстинкту самосохранения, и последнее – отношение к возрастной норме.

     По  причине, вызвавшей страх, он подразделяется на страх как результат травмирующего опыта и внушенный страх. В результате травмирующего опыта активизируется безусловная связь между стимулом (причина, вызвавшая страх) и безусловной реакцией (физическая или психологическая травма, являющаяся последствием действия раздражителя). Таким образом, человек боится того, что когда-то нанесло физический вред или вред социальному благополучию. Внушенный страх закрепляется в результате научения. Возникновение данного вида страха связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, страх внушается постоянными запретами родителей. Фразы типа «нельзя заплывать далеко – утонешь», «нельзя опаздывать, а то пускать не будут», при периодическом повторении закрепляют у ребенка страх глубины, боязнь опоздать и др. Во-вторых, внушенные страхи часто имеются у детей тревожных родителей. Слишком тревожные родители, имеющие множество страхов передают эти страхи своим детям. Это происходит путем подражания. Ребенок как произвольно, так и непроизвольно подражает поведению родителей, в том числе их поведению при возникновении действительной или мнимой угрозы. Например, если родитель боится «ударить в грязь лицом» перед начальством и коллегами, он уделяет много внимания работе над своей внешностью. Ребенок, каждый день наблюдая сборы родителя на работу, непроизвольно перенимает страх выглядеть несоответственно положению человека, которого уважают.

Информация о работе Исследование страхов у детей дошкольного возраста