Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 13:51, дипломная работа
Цель исследования: психологический мониторинг в рамках апробации программы «Культура добрососедства».
Задачи:
изучить теоретические представления различных отечественных и зарубежных авторов по проблеме этнической толерантности;
провести экспериментальное исследование, направленное на изучение зависимости между этнической осведомленностью и этнической толерантностью;
замер изменений, произошедших вследствие апробации программы «Культура добрососедства».
Введение 4
Раздел 1. Формирование этнической толерантности как основания гармонизации отношений в полиэтническом обществе. 6
1.1. Социально-психологическим и ситуативные факторы. Толерантность в межэтнических отношениях. 7
1.1.1. Мотивационный подход к объяснению межэтнических отношений. 7
1.1.2. Когнитивный подход к пониманию основы межэтнических
отношений. 9
1.2. Изучение межэтнических отношений в рамках отечественной психологии. 11
Раздел 2. Межэтническая толерантость и ее роль в формировании отношений в полиэтнических обществах. 16
2.1. Влияние этнических границ на истоки формирования толерантности и интолерантности. 19
2.2. Этническая граница и ее роль в формировании толерантности к иным этносам. 19
2.3. Рассмотрение причин возникновения и функционирования этнических границ в рамках зарубежных исследований. 21
2.4. Влияние культурной границы на формирование этноконтактной ситуации. 22
2.5. Факторы, влияющие на межэтнические отношения. 25
2.6. Изучение проблемы нонтолерантных отношений в современном обществе и современной межгосударственной ситуации. 29
2.7. Влияние смысложизенных ориентаций человека на его толерантность и доверие к другим людям. 34
Раздел 3. Эмпирическое исследование уровня этнической осведомленности и формирования этнической толерантности. 41
3.1. Описание экспериментальных методик. 41
3.2. Описание процедуры исследования. 47
3.3. Анализ и интерпретация результатов. 48
Выводы. 59
Заключение. 60
Список литературы. 61
Но все же, чаще всего именно ситуации определяют влияние прошлого опыта либо социальных, политических факторов, стимулирующие маркирующие характеристики. Актуализация в представлениях и регуляции поведения исторической памяти чрезвычайно возрастает и в ситуациях межэтнического напряжения и конфликтов. В то же время социальные факторы, например, меняющаяся социальная дистанция, чаще играют большую роль в предконфликтных ситуациях [9].
Также нужно разделить представление о том, что этническая граница является актом сознания, а важнейший способ ее изучения заключается в исследовании этнической идентичности. Действительно, только если люди (личности) разделяют представления, которые становятся общими, и действуют на их основе, они становятся группой, а этничность может приобретать организационные и институциональные формы [35].
Однако, изучая этнические границы, мы исходили не из желания найти то, что разъединяет, разграничивает этнические группы, а то, что возможно, объединяет людей разных национальностей. Мы исходим из представления, что в полиэтнических обществах отношения между этническими группами не сводятся исключительно к поискам «чужаков», а определяются интересами взаимодействия с живущими рядом людьми иных национальностей [38].
В отечественной науке первым исследователем темы этнических границ был П.И.Кушнер. Современные этнические границы, считает он, являются результатом сложных исторических процессов, а также собственно результатом межэтнических отношений. Линии их неустойчивы, постоянно меняются, поэтому говорить об этнической границе между этническими группами можно только применительно к определенной исторической или современной дате [39,40].
Одним из важнейших вопросов, поставленным П.И.Кушнером в исследовании характера этнических границ, был вопрос о роли национального самосознания и родного языка, об их этноопределяющей функции в ситуации непосредственного межэтнического контакта вдоль «этнического рубежа» компактно проживающих и взаимодействующих между собой этнических групп. Кушнер рассматривал роль языка, его этноопределяющей функции в ситуации непосредственного межэтнического контакта. Затрагиваемый автором вопрос о роли материальной культуры, быта, фольклора, обрядовой практики в качестве этноопределяющих признаков этнически граничащего населения свелся к констатации факта, что эти признаки мало работают при изначальной близости культур (к примеру, украинско-русское пограничье) [39,40].
Важен еще один вывод, сделанный П.И.Кушнером, в связи с природой и характером функционирования этнических границ: «сложный процесс трансформации этнических рубежей зависит от национальных отношений», поэтому проблему этнических границ нельзя рассматривать в отрыве от более широкой и более общей проблемы – национальной [38].
На западе тему этнических границ развивал Ф.Барт. Он отмечал то, что культурное многообразие современного общества продолжает существовать, несмотря на всеобъемлющие контакты и потоки информации, охватившие в равной мере практически весь цивилизованный мир; явные этнические различия существуют, несмотря на потоки людей, пересекающих этнические границы изменения людьми в течение жизни членства в различных этнических и социальных категориях. Более того, стабильные и жизненно важные социальные отношения, проходя через существующие этнические границы, зачастую основываются на противопоставлении этнических статусов. Наличие этнических различий в современном мире не поглощается единой согласованной социальной системой, во многом они существуют вопреки реальным основаниям, на которых строится социальная система. И взаимодействие в такой социальной системе не ведет к ликвидации этнических различий путем из изменения или аккультурации; культурные различия могут сохраняться вопреки межэтническому контакту и взаимной зависимости [39].
Культурное
единство этнической группы, по мнению
Ф. Барта, следует рассматривать
не как первичную и дефиниционную
характеристику этнической группы, а
как результат и даже смысл существования
этнической группы [40].
2.4. Влияние культурной границы на формирование этноконтактной ситуации.
Отечественные разработки в сфере культурных границ в целом не противоречат исследованиям Барта; культурные различия имеют тенденцию к снижению в условиях интенсивного межэтнического контакта, построенного без учета «этнического фактора» (то есть без опоры на этническую идентификацию) - в сферах трудовой деятельности, а в сферах досуга, семейно-ролевых и бытовых формах поведения культурная отличительность растет.
Отечественные исследователи доказали, что процесс формирования этнической идентичности и групповой солидарности носит во многом опосредованный характер. Этническая самоидентификация представляет собой акт произвольного выбора из доступного на данный момент веера идентичностей (например, от гражданской до узколокальной) [8,6].
Современное полиэтническое общество формировалось в условиях массовых миграций представителей разных национальностей. Различными исследователями рассматривалось понятие культурной дистанции. Отечественное исследование феномена культурной дистанции было осуществлено Н. Лебедевой в процессе анализа этнокультурной адаптации групп русских старожилов в Закавказье. Автором было доказано, что воспринимаемая культурная отличительность может влиять на процесс формирования негативного социально-перцептивного образа соседней культуры. Оказалось, что «чем более далекой, непохожей на собственную, воспринимается культура, с которой взаимодействуют представители адаптирующейся этнической группы, тем сильнее развивает такая группа механизмы психологической защиты в виде … позитивного образа «мы» и … негативного образа «они» [22,25,26].
Культурная дистанция – «основной фактор, влияющий на успешность психологической адаптации к иной культурной среде». Н.Лебедева констатирует, что «социальная перцепция культурной дистанции – это субъективный образ и, значит, он подвержен различным трансформациям как любой субъективный образ». Этот образ «является как отражением объективной реальности взаимодействующих этнических культур, так и отражением реальности межгрупповых отношений и внутригруппового состояния» [25].
Возвращаясь
к понятию «культурная граница»
Альтернатива «Мы – Они» является психологическим механизмом организации культурного содержания группы. Этническая граница как социально-психологическое образование отражает внутреннее видение группой пределов ареала своей культурно-психологической отличительности и свободы [25]. Представления о границах, возникая в головах людей, отражают психологическую дистанцию не только между этническими группами, но и внутри групп и воплощаются в реальной практике межэтнических отношений. Второй аспект определяется на основе того, что тенденция «Мы-Они» оппозиционированна, а, значит, ее доминирование поляризует любую ситуацию, в том числе и этнокультурную. В этом смысле этническая граница выступает как структурирующий принцип этноконтактной ситуации. Для этнической группы переструктурирование этноконтактной ситуации на основе этнической границы означает, по меньшей мере, массовое осознание этнического членства и более или менее внятно выраженную элитой коллективную волю выделиться, обозначить и защитить свою культурную отличительность. Для членов группы становятся актуальными категориями общее название и разделяемая культура, вера в общее происхождение, ассоциирование себя с определенной территорией, общая историческая память и внутригрупповая солидарность (то, что мы наблюдаем с татарами в Крыму). Сравнения, восприятие осуществляется на основе системы ценностей только своей культуры – значимость приобретает не сходство, а различие, не общее, а специфическое [4]. Исходя из этого, становятся очевидными проблемы в формировании толерантности по отношению к другим этническим группам.
В связи с этим, на уровне этнических элит предпринимаются особые усилия в поддержку культурной дивергенции. Главной областью функционирования универсальной оппозиционной тенденции «Мы - Они» становятся межэтнические отношения.
Эта
оппозиция является центральным
психологическим компонентом
Отношение к другим как к «чужакам» означает существование пределов взаимопонимания, что отражает различия в суждениях, ценностях, способах поведения. Отсюда вытекает ограничение взаимодействия в тех пределах, в которых предположительно присутствует общее понимание и общий интерес. Выраженная этническая граница связана со снижением этнической толерантности и накладывает ограничения на межэтнические взаимодействия.
В
этнопсихологии выделяются исторические,
политические, социально-структурные,
культурные, социально-психологические
и ситуативные факторы
Мы рассмотрим каждый из них более подробно.
В рамках исторических факторов можно выделить ряд явлений, влияющих на межэтнические отношения.
Сам ход исторических событий, в результате которых складываются такие отношения между народами; исторические события, которые становятся каким-то символом в ходе ныне развивающихся отношений, а также особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт.
А в контакт друг с другом народы вступают в результате разных исторических обстоятельств.
Среди событий, вызывающих межэтнические напряжения можно выделить следующие: завоевания, насильственные присоединения, колониальное прошлое (но нужно учитывать разные типы колонизации, не все из них вызывают напряженность). Одно и то же событие по-разному воспринимается различными народами. К примеру, война в Чечне для чеченцев – незаконный и несправедливый акт насилия для русских – восстановление конституционной целостности России, месть за прошлые действия. Национальная политика в Прибалтике для русских – ущемление прав граждан; для прибалтов – сохранение национальной культуры, месть за прошлое незаконное присоединение и русификацию [35].
В американской традиции политические факторы включены в состав исторических, что можно объяснить тем, что народы США не имели на этой территории своих национальных государств. В Европе и на постсоветском пространстве национально-государственное, устройство воздействует на межнациональные отношения [31,32].
Та часть политических факторов, которая влияет на межэтнические отношения, включает в себя, по меньшей мере, три класса явлений:
- принципы и формы
-
характер политического строя
(тоталитаризм – этническая
-
тип государственной
Информация о работе Формирование толерантности у школьников среднего звена в полиэтническом обществе