Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 13:51, дипломная работа
Цель исследования: психологический мониторинг в рамках апробации программы «Культура добрососедства».
Задачи:
изучить теоретические представления различных отечественных и зарубежных авторов по проблеме этнической толерантности;
провести экспериментальное исследование, направленное на изучение зависимости между этнической осведомленностью и этнической толерантностью;
замер изменений, произошедших вследствие апробации программы «Культура добрососедства».
Введение 4
Раздел 1. Формирование этнической толерантности как основания гармонизации отношений в полиэтническом обществе. 6
1.1. Социально-психологическим и ситуативные факторы. Толерантность в межэтнических отношениях. 7
1.1.1. Мотивационный подход к объяснению межэтнических отношений. 7
1.1.2. Когнитивный подход к пониманию основы межэтнических
отношений. 9
1.2. Изучение межэтнических отношений в рамках отечественной психологии. 11
Раздел 2. Межэтническая толерантость и ее роль в формировании отношений в полиэтнических обществах. 16
2.1. Влияние этнических границ на истоки формирования толерантности и интолерантности. 19
2.2. Этническая граница и ее роль в формировании толерантности к иным этносам. 19
2.3. Рассмотрение причин возникновения и функционирования этнических границ в рамках зарубежных исследований. 21
2.4. Влияние культурной границы на формирование этноконтактной ситуации. 22
2.5. Факторы, влияющие на межэтнические отношения. 25
2.6. Изучение проблемы нонтолерантных отношений в современном обществе и современной межгосударственной ситуации. 29
2.7. Влияние смысложизенных ориентаций человека на его толерантность и доверие к другим людям. 34
Раздел 3. Эмпирическое исследование уровня этнической осведомленности и формирования этнической толерантности. 41
3.1. Описание экспериментальных методик. 41
3.2. Описание процедуры исследования. 47
3.3. Анализ и интерпретация результатов. 48
Выводы. 59
Заключение. 60
Список литературы. 61
График 5
Данные по показателю «Статусная депривация» (Первичное тестирование)
Позитивным итогом программы является смягчение или исчезновение негативных чувств и состояний, вызванных восприятием и переживанием статуса своей этнической и/или религиозной группы как низкого, по сравнению с другими. Данный вывод подтверждает контрольный замер, который проводился после внедрения и реализации программы «Культура добрососедства».
Анализ таблицы сводных данных показывает, что шестеро учеников гетерогенной школы испытывают полный психологический комфорт, связанный с тем, что они не отмечают социальной депривации по отношению к своему этносу, девять учеников – по 1 баллу, двое – по 2 балла, семеро учеников – по 3 балла. Тем не менее, при обработке полученных результатов с помощью статистического метода (Т-критерий Вилкоксона) мы определили, что интенсивность сдвига незначительна.
По данным опроса учеников гомогенной школы имеем следующие результаты: восемь учеников не ощущают никакого психологического дискомфорта, связанного со статусной депривацией, пятеро учеников – по 1 баллу, семь учеников – по 2 балла, три ученика – по 3 балла.
Итак,
в гомогенной школе никто из опрошенных
респондентов не определил ситуацию
статусной депривации как несущую
дискомфорт или фрустрацию. В
повторном исследовании количество
баллов совпало, поэтому можно сделать
вывод о том, что сдвига не произошло.
Таблица 6
Данные
по показателю «Статусная депривация»
(Контрольное тестирование).
Гомо-генная школа | Гетеро-генная школа | Гомо-генная школа | Гетеро-генная школа | Гомо-генная школа | Гетеро-генная школа | Гомо-генная школа | Гетеро-генная школа | Гомо-генная школа | Гетеро-генная школа |
1) 0 | 1) 1 | 6) 3 | 6) 3 | 11) 1 | 11) 1 | 16) 1 | 16) 3 | 21) 1 | 21) 3 |
2) 0 | 2) 0 | 7) 0 | 7) 3 | 12) 2 | 12) 0 | 17) 1 | 17) 0 | 22) 3 | 22) 3 |
3) 2 | 3) 1 | 8) 2 | 8) 1 | 13) 0 | 13) 0 | 18) 0 | 18) 1 | 23) 2 | 23) 1 |
4) 1 | 4) 1 | 9) 2 | 9) 1 | 14) 0 | 14) 0 | 19) 0 | 19) 2 | 24) 0 | 24) 2 |
5) 3 | 5) 3 | 10) 2 | 10) 3 | 15) 1 | 15) 1 | 20) 2 | 20) 1 | 25) 1 | 25) 0 |
График 6
Данные по показателю «Статусная депривация» (Контрольное тестирование)
По результатам проведения комплексного изучения формирования этнической толерантности можно сделать следующие выводы:
1.
В первом эмпирическом замере
в гомогенной школе был
2.
Высокий показатель наличия
3.
Наличие респондентов, испытывающих
статусную депривацию в
Изучение
многомерных явлений в
Наша работа посвящена изучению межэтнического взаимодействия и этнической толерантности. Мы обращаем внимание в первую очередь на течение и развитие этих показателей среди подростков и детей современных гетерогенных и гомогенных школ. Нужно сказать, что изучение формирования этих показателей у детей очень важно, так как в рамках реализации воспитательного процесса формируется основа дальнейшего паттерна отношений с представителями другого этноса и наша задача - развить у детей толерантное отношение к другим народам.
Отличительной чертой нашего эмпирического исследования является то, что оно было проведено в рамках формирующего эксперимента «Культура добрососедства», осуществлявшегося во многих крымских школах.
Нами
было проведено два этапа
Наша работа написана в рамках гуманистической психологии и педагогики, а ее практические результаты, следовательно, могут являться базой в работе современных педагогов и психологов, а также для проведения новых исследований, результаты которых окажут положительное влияние на подрастающее поколение.
Информация о работе Формирование толерантности у школьников среднего звена в полиэтническом обществе