Формирование толерантности у школьников среднего звена в полиэтническом обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 13:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: психологический мониторинг в рамках апробации программы «Культура добрососедства».

Задачи:

изучить теоретические представления различных отечественных и зарубежных авторов по проблеме этнической толерантности;
провести экспериментальное исследование, направленное на изучение зависимости между этнической осведомленностью и этнической толерантностью;
замер изменений, произошедших вследствие апробации программы «Культура добрососедства».

Содержание

Введение 4
Раздел 1. Формирование этнической толерантности как основания гармонизации отношений в полиэтническом обществе. 6
1.1. Социально-психологическим и ситуативные факторы. Толерантность в межэтнических отношениях. 7
1.1.1. Мотивационный подход к объяснению межэтнических отношений. 7
1.1.2. Когнитивный подход к пониманию основы межэтнических
отношений. 9
1.2. Изучение межэтнических отношений в рамках отечественной психологии. 11
Раздел 2. Межэтническая толерантость и ее роль в формировании отношений в полиэтнических обществах. 16
2.1. Влияние этнических границ на истоки формирования толерантности и интолерантности. 19
2.2. Этническая граница и ее роль в формировании толерантности к иным этносам. 19
2.3. Рассмотрение причин возникновения и функционирования этнических границ в рамках зарубежных исследований. 21
2.4. Влияние культурной границы на формирование этноконтактной ситуации. 22
2.5. Факторы, влияющие на межэтнические отношения. 25
2.6. Изучение проблемы нонтолерантных отношений в современном обществе и современной межгосударственной ситуации. 29
2.7. Влияние смысложизенных ориентаций человека на его толерантность и доверие к другим людям. 34
Раздел 3. Эмпирическое исследование уровня этнической осведомленности и формирования этнической толерантности. 41
3.1. Описание экспериментальных методик. 41
3.2. Описание процедуры исследования. 47
3.3. Анализ и интерпретация результатов. 48
Выводы. 59
Заключение. 60
Список литературы. 61

Работа содержит 1 файл

Диплом Беловенцева Лена.doc

— 424.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   
им. В.И. ВЕРНАДСКОГО
 

Факультет психологии

Кафедра общей психологии 

Беловенцева Елена Владимировна 

ФОРМИРОВАНИЕ  ТОЛЕРАНТНОСТИ У  ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Дипломная работа

на соискание  квалификационного уровня «специалист»

по специальности 7.040101 – «психология» 
 

                    Научный руководитель

                    доцент, кандидат психологических наук

                    Черный  Е.В. 

                    К защите допускаю

                    декан факультета

                    психологии, профессор,

                    доктор  психол. наук

                    Калин В.К. 
                     

Симферополь – 2006 
СОДЕРЖАНИЕ

 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность. В современном обществе проблема кросскультурных отношений рассматривается достаточно подробно. В свете современных событий в нашей стране мы считаем необходимым изучить вопрос о межэтнической толерантности именно в детском коллективе, в полиэтнической школе. Потому, что воспитание в подрастающем поколении культуры общения, восприятия представителей различных национальностей как раз и является залогом гармоничных отношений и сведения к минимуму существующих проблем современного общества.

     Объект  исследования – компоненты этнической картины мира (этническое сознание, самосознание, этническая идентичность, межэтническая перцепция) младших подростков.

     Предмет исследования – влияние этнической осведомлённости на динамику этнической толерантности у младших подростков.

     Гипотеза: существует зависимость между уровнем этнической осведомленности и формированием толерантности. Чем выше этническая осведомленность, тем выше должен быть уровень толерантности.

     Цель  исследования: психологический мониторинг в рамках апробации программы «Культура добрососедства».

     Задачи:

  1. изучить теоретические представления различных отечественных и зарубежных авторов по проблеме этнической толерантности;
  2. провести экспериментальное исследование, направленное на изучение зависимости между этнической осведомленностью и этнической толерантностью;
  3. замер изменений, произошедших вследствие апробации программы «Культура добрососедства».

    В эксперименте принимало участие 25 учеников пятого класса этногетерогенной школы № 4, и 25 учеников пятого класса этногомогенной школы № 42.

     Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования были вынесены на обсуждение научной конференции преподавателей и студентов Таврического национального университета им. В. И, Вернадского (г. Симферополь, 25-27 апреля 2006 года). 
           
Структура дипломной работы:

Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основное содержание дипломной работы изложено на 64 страницах. Список литературы включает в себя 50 источников. 
 
 
 

 

РАЗДЕЛ 1.

ФОРМИРОВАНИЕ  ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ  КАК ОСНОВАНИЯ  ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ  В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

 

     Существует  несколько определений толерантности. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений [11].

     Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства [25].

     Это своеобразная обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека [25].

     Однако, проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранить свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

    1.1. Социально-психологическим  и ситуативные  факторы. Толерантность  в межэтнических  отношениях.

 

     Обобщая теоретические подходы к объяснению межгрупповых отношений на личностном уровне, можно выделить мотивационные, ситуационные, когнитивный и деятельностный подходы.

     1.1.1. Мотивационный подход  к объяснению межэтнических  отношений.

 

     Мотивационные подходы к объяснению характера  межэтнических отношений – нейтральных  или напряженных, или враждебных – исходят преимущественно из эмоциональной сферы психической деятельности.

     Первая  систематизация взглядов в русле  такого подхода связывается с  именами Фрейда и его последователей. Враждебность к другим они объясняли  бессознательными процессами, которые  определяются характером эмоциональных отношений в семье, заложенных в раннем детстве. В русле мотивационного подхода интерпретируют межгрупповые отношения и сторонники концепции «фрустрации и агрессии». Фрустрация, считают они, проявляется в напряжении, чувствах тревоги, отчаяния, перерастающих в гнев, раздраженность, готовность к агрессивным действиям. С точки зрения этой теории Л.Берловитц анализировал расовые волнения в США. Он связывал развитие фрустраций с относительной депривацией – пониманием своих трудностей при сравнении собственного положения с положением других[15]. Положение об относительности депривации было, несомненно, важным для уяснения ее значимости, так как человек склонен сравнивать свое нынешнее положение не столько с прошлым, сколько с положением других групп, находящихся во взаимодействии с ним. Чтобы привести пример, достаточно вспомнить, как накануне 90-х годов советские люди сравнивали свое материальное положение не с периодом, например, войны или послевоенного развития, а с положением народов других стран Европы, США, о котором они стали узнавать из передач телевидения и кинофильмов [50].

     Исследователями доказано, что фрустрации далеко не всегда ведут к агрессии. Возможны другие способы поведения либо нахождение какого-то вида решения проблем, порождающих фрустрационные состояния, либо перерастание (по каким-то причинам) этого состояния в депрессию. По всей видимости, применительно к этнической группе в целом, состояние депривации вряд ли может быть массовым, но элементы его, безусловно, могут прослеживаться особенно на личностном уровне, где они проявляются в росте неврозов, астенических состояний, фиксируемых у людей в зонах межэтнических конфликтов[15].

     Фрустрации  необязательно могут быть связаны  с другой этнической группой. Они  появляются на основе экономических трудностей, то что наблюдал Л.Берловитц в США в отношении негритянского населения, когда жизнь становилась труднее, что наблюдается часто в отношении к мигрантам в Европе, а теперь наблюдается и в странах бывшего СССР. Именно в период фрустрационной напряженности распространяются негативные стереотипные характеристики типа «черные», «чучмеки», «лица кавказской национальности», учащаются конфликтные эпизоды на личностном уровне.

     В кросскультурном исследовании этнической идентичности, осуществленном в 1994-1995 гг. Г.У.Солдатовой в Татарстане, Саха, Туве, Северной Осетии установлено, что фрустрационные состояния были наиболее характерны для зон конфликтов в Северной Осетии, а также проявлялись в Туве, где экономические трудности и безработица были особенно ощутимы[35].

     Известно, что Т.Адорно связывал агрессивное  поведение по отношению к другим этническим группам с внутренними  побуждениями авторитарной личности. В частности, широкой представленностью  в населении людей с авторитарными  чертами он объяснял победу фашизма в Германии[3,4]. Идеи Т.Адорно критиковались за концентрацию внимания лишь на внутриличностных импульсах, тогда как исследователи установили, что враждебность свойственна не только людям авторитарного склада. Но как бы то ни было, важно, что именно с Т.Адорно при изучении межэтнических конфликтов стали обращать внимание на личностные характеристики участников[3,4].

     К сожалению, в отечественных исследованиях  межэтнических отношений, в массовых опросах тип личности (авторитарный, невротический, экстраверт и т.п.) специально не изучался. В программах обычно «закладывались» тендерные, возрастные и социальные характеристики. Учитывались состояния удовлетворенности различными жизненными обстоятельствами, оценка жизни в целом. На основе этих индикаторов при анализе идентичности и межэтнических установок, например, в проекте «Национализм, этническая идентичность и регулирование конфликтов», выделяли типы пессимистов и оптимистов, выяснялся уровень агрессивности в группах. Но полученные характеристики рассматривались как результат ситуаций, конкретных обстоятельств.

     1.1.2. Когнитивный подход  к пониманию основы  межэтнических отношений.

     Так как в инструментарий для массовых опросов очень трудно ввести процедуры, измеряющие, скажем, авторитарность или  невротичность личности. Проблема заключается в том, что социологические методики, используемые для репрезентативных опросов больших групп, крайне трудно соединить с психологическими. Именно поэтому психологи работают преимущественно с малыми или экспериментальными группами. Но, работая с ними невозможно учесть всю сложность социальных явлений.

     Неудивительно, что критика с этой точки зрения идет из среды самих психологов, в частности от создателя одной  из наиболее популярных в психологии теории социальной идентичности Г.Тэджфела, которая развивается в русле когнитивных подходов. Согласно этой теории, группа есть «совокупность индивидов, которые воспринимают себя как членов одной и той же категории, разделяют эмоциональные последствия этого самоопределения и достигают некоторой степени согласованности в оценке группы и их членства в ней»[6]. То есть, скажем, русских объединяет то, что они воспринимают себя как русских, отличают себя от не русских и как-то оценивают. Иначе говоря, это осознаваемое (лат. Cognitio – знание, познание) единство, соответствующее восприятию себя и отличие от других, и есть группа.

     Таким образом, когнитивисты признают группу психологической реальностью. И  такой подход очень близок к конструктивистскому  подходу в социально-культурной антропологии.

     Межгрупповое  сравнение является одним из положений  теории социальной идентичности, в  центре внимания которой были межгрупповые процессы – кооперация, конкуренция  и конфликт. Основным направлением изучения межгрупповых отношений Г.Теджфел считал исследование когнитивных процессов, а именно социальной категоризации, идентификации, социального сравнения, межгрупповой дискриминации[6].

     Несмотря  на важность всех этих процессов и  доказательство тезиса о влиянии  этнической идентичности на межгрупповые отношения, поведение людей, групп объяснялось в теории идентичности, исходя из «когнитивного субъективного мира личности».

     1.2. Изучение межэтнических  отношений в рамках  отечественной психологии.

 

     Признавая значимость когнитивных процессов, мы, тем не менее, обращаем внимание на выводы исследователей отечественной школы в социальной психологии, в частности, на концепцию, сформировавшуюся на основе идей Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о социальной, культурно-исторической обусловленности психики человека, на деятельностный подход. Формулируя его, В.С.Агеев пишет, что когнитивные процессы еще должны быть объяснены через специфику деятельности группы, объективных условий, в которых существуют и взаимодействуют группы [1,2]. Объективные условия влияют и на сами межгрупповые взаимодействия, и на когнитивные процессы.

Информация о работе Формирование толерантности у школьников среднего звена в полиэтническом обществе