Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:55, курсовая работа
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве патриотического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции.
Введение
Актуальность проблемы исследования
Проблема мотивации является
актуальной как в отечественной,
так и в зарубежной психологии.
Формирование мотивации учения в
школьном возрасте без преувеличения
можно назвать одной из центральных
проблем современной школы, делом
общественной важности. Ее актуальность
обусловлена обновлением
Проблема исследования состоит в множественности подходов к пониманию сущности мотивации, ее природы, структуры и методам исследования.
Целью данного исследования является выявление психолого-педагогические условий формирования мотивации учения у школьников подросткового возраста.
Объектом исследования является процесс формирования мотивации учения.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у подростков.
Гипотеза исследования. Формирование мотивации учения будет успешным, если используются методы психологической коррекции и методы стимулирования.
Исходя из гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
Методы исследования. В ряду теоретических методов использованы: анализ, обобщение и интерпретация данных. Применялись эмпирические методы: анкетирование, математическая обработка данных.
Была использована психодиагностическая методика Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Изучение направленности на приобретение знаний» [5, С. 460-461, Приложение А].
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается тщательностью планирования процедуры исследования на всех её этапах, теоретико-методологической основой, комплексным подходом; выбором диагностический методики, адекватной изучаемой проблеме, а также математической обработкой данных.
Практическая значимость исследования связана с выявлением психолого-педагогические условий формирования мотивации учения у школьников подросткового возраста; разработаны рекомендации по оптимизации формирования мотивации учения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Пути формирования мотивации учения
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, в учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Отметим самые общие, принципиальные пути формирования мотивации учения.
Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений.
Второй путь — «снизу вверх» — состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.
Единство же этих путей
воспитания должно дать правильное сочетание
и «знаемых» и реально
Путь воспитания мотивации
через учебную деятельность является
очень эффективным и
Опираясь на эти оптимистические
выводы психологических исследований,
учителю вместе с тем надо соотносить
их с реальностью и учитывать,
что воспитание мотивации — это
длительный процесс, связанный со становлением
личности школьников в целом. Проходит
порой много месяцев
В учении школьник осуществляет
и предметные преобразования, и взаимодействия
с другим человеком, изменяет свою деятельность
и самого себя. Соответственно здесь
складываются новые виды познавательной
и социальной активности, действенное
отношение к своей
1.2 Методы изучения мотивации учения школьников
Объективность изучения и
формирования мотивации учащихся достигается
тем, что при этом учителю надо
исходить не из оценок и субъективных
мнений, а из фактов. Факты же надо
уметь получать с помощью специальных
психологических методов и
Методами, наиболее надёжными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя, могут быть:
Каждый из названных
выше методов изучения (индивидуальный
формирующий эксперимент,
После того как с помощью
различных методов будут
При изучении и формировании мотивации ученика важно видеть не его застывшие психологические особенности, т.е. то, что уже достигнуто учеником, а самое главное-процесс становления мотивации, зону её ближайшего развития. Поэтому учителю важно выявлять не только успешность выполнения задания, но и затруднения ребенка в нём; не только фиксировать результат решения, но и способы его получения; определять не только уровни, но и переходы от одного к другому.
Психологическое изучение и формирование мотивации учащихся можно проводить как на заданиях с не учебным содержанием (шахматные задачи, головоломки), так и на заданиях с учебным содержанием (математическим, языковым и т. д.). Первые задания хороши тем, что, будучи незнакомыми для детей, они уравнивают всех учащихся, сводят к минимуму роль прошлого опыта. Вторые важны тем, что они позволяют изучать школьников в естественных условиях учебного процесса.
Мотивацию учения можно не только изучать, но и "измерять". Это придает изучению большую объективность, позволяет сопоставлять характер выполнения заданий школьниками на разных этапах обучения.
Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика с учётом перечисленных выше требований.
Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. Главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребёнка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах.
Желательно стремиться за внешне одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной мотивации к учению) увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребёнка (неумение учиться, не сформированность умений постановки целей).
Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребёнка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы (умение учиться и обученность, возможность учиться и обучаемость), мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.
Заключение, суждение
об ученике, его
В ходе изучения мотивации учения школьников учителю надо обладать психологической грамотностью. Она включает наряду с психологической информированностью (осведомленностью в возрастной и педагогической психологии, в ее методах) еще и личностные качества, интерес к другому человеку, оптимистическую убежденность в возможностях другого человека, высокую терпимость к непохожести человека на других.
Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности.
Информация о работе Проблема формирования мотивации учения у школьников