Проблема формирования мотивации учения у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве патриотического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 52.08 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Актуальность  проблемы исследования

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Формирование мотивации учения в  школьном возрасте без преувеличения  можно назвать одной из центральных  проблем современной школы, делом  общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве патриотического, трудового, нравственного  воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции. Социальный заказ нашего общества школе  состоит сегодня в том, чтобы  повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов  труда учителей и учащихся.

Проблема исследования состоит в множественности подходов к пониманию сущности мотивации, ее природы, структуры и методам исследования.

Целью данного исследования является выявление психолого-педагогические условий формирования мотивации учения у школьников подросткового возраста.

Объектом исследования является процесс формирования мотивации учения.

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у подростков.

Гипотеза исследования. Формирование мотивации учения будет успешным, если используются методы психологической коррекции и методы стимулирования.

Исходя из гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

  1. проанализировать и систематизировать исследования по проблеме мотивации учения в психологической и педагогической литературе;
  2. выявить и проанализировать формирование мотивации учения у школьников подросткового возраста;
  3. разработать рекомендации по оптимизации формирования мотивации учения.

Методы исследования. В ряду теоретических методов использованы: анализ, обобщение и интерпретация данных. Применялись эмпирические методы: анкетирование, математическая обработка данных.

Была использована  психодиагностическая методика Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Изучение направленности на приобретение знаний» [5, С. 460-461, Приложение А].

Надежность и  достоверность результатов исследования обеспечивается тщательностью планирования процедуры исследования на всех её этапах, теоретико-методологической основой, комплексным подходом; выбором диагностический методики, адекватной изучаемой проблеме, а также математической обработкой данных.

Практическая  значимость исследования связана с выявлением психолого-педагогические условий формирования мотивации учения у школьников подросткового возраста; разработаны рекомендации по оптимизации формирования мотивации учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ  УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО  ВОЗРАСТА

 

 

1.1 Пути формирования  мотивации учения

 

 

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, в учебную  деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для  этой деятельности факторов. Отметим  самые общие, принципиальные пути формирования мотивации учения.

Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» —  состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система  нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает  «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов  с мотивами, предлагаемыми обществом. Недостаточность этого пути состоит  в том, что есть опасность чисто  формального усвоения требуемых  побуждений.

Второй путь — «снизу вверх» — состоит в том, что  ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так  приобретает практический опыт нравственного  поведения. Здесь у школьника  складываются реально действующие  мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель  не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.

Единство же этих путей  воспитания должно дать правильное сочетание  и «знаемых» и реально действующих  мотивов, обеспечивающих зрелость личности школьников, единство слова и дела. Обучение в школе включает оба эти вида воздействия на мотивацию учения, причём воспитание мотивации через виды деятельности предполагает использование не только учебной, но и общественно полезной, общественно-политической и других видов деятельности.

Путь воспитания мотивации  через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования (П. Я. Гальперин и П. Голу, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и А. К. Дусавицкий, Н. Ф. Талызина и В. Ф. Моргун, А. К. Маркова, Л. К. Золотых, Т. И. Лях и др.) показали, что характер мотивации можно  программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое знание, а как  система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений  учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве её компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Опираясь на эти оптимистические  выводы психологических исследований, учителю вместе с тем надо соотносить их с реальностью и учитывать, что воспитание мотивации — это  длительный процесс, связанный со становлением личности школьников в целом. Проходит порой много месяцев кропотливого труда, пока удаётся зафиксировать  зримое и устойчивое изменение в  мотивационных установках школьника. Психологи показали, что познавательные мотивы у школьников перестраиваются  легче и быстрее, чем социальные. Например, за несколько месяцев при  систематической отработке учебной  деятельности, её компонентов, у школьников удаётся вызвать достаточно чёткую ориентацию не только на результаты, но и на способы работы, т. е. развить  учебно-познавательные мотивы. Требуются  дополнительные усилия педагога, чтобы  сделать эти новые мотивы «смыслообразующими», т. е. придать им личностную значимость. Социальные мотивы требуют для своего формирования комплексной воспитательной работы, однако и для их становления в ходе учебной деятельности можно многое сделать.

В учении школьник осуществляет и предметные преобразования, и взаимодействия с другим человеком, изменяет свою деятельность и самого себя. Соответственно здесь  складываются новые виды познавательной и социальной активности, действенное  отношение к своей мотивационной  сфере.

 

 

1.2 Методы изучения  мотивации учения школьников

 

Объективность изучения и  формирования мотивации учащихся достигается  тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных  психологических методов и методических приёмов. Объективность изучения возрастает при соблюдении учителем ряда условий.

Методами, наиболее надёжными  для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя, могут быть:

  1. Длительное (так называемое лонгитюдное) изучение, в том числе наблюдение учителя за повторяющимися поступками и различными проявлениями мотивации учащихся.
  2. Индивидуальный формирующий эксперимент в виде дополнительного занятия с учеником при той или иной степени дозированной помощи при решении задач. Общий ход такого занятия состоит в предъявлении задания повышенной сложности, затем обучении ученика с помощью подсказок и предъявлении аналогичного задания для того, чтобы выявить обучающий эффект занятия. Одним из вариантов формирующего индивидуального эксперимента является постановка школьников в ситуации реального нравственного выбора, например соподчинения мотивов. Такие ситуации либо создаются учителем специально, либо учитель умело использует ситуации такого рода, возникающие в реальной жизни. Индивидуальный формирующий эксперимент должен проходить в форме диалога, сотрудничества учителя и учащихся, для чего целесообразно овладение учителем так называемыми "диалогическими техниками”.

 Каждый из названных  выше методов изучения (индивидуальный  формирующий эксперимент, постановка  в ситуации выбора) лучше облекать  в привычные для учащихся формы  регулярно проводимых учебных  работ (устный опрос, письменная  проверка, индивидуальное дополнительное  занятие). Полученные с помощью  разных методических приемов  данные, учителю необходимо сопоставлять  с жизненными показателями учащихся.

После того как с помощью  различных методов будут получены определенные факты, учителю важно  уметь их правильно трактовать, интерпретировать. Для этого при оценке отдельных  проявлений мотивации надо иметь  некоторые точки отсчета, эталоны. Они содержатся в теориях мотивации, возрастных особенностей учения. Так  же необходимо рассмотреть, как устроены мотивация, сам процесс учения. Эти  особенности учения и мотивации (их виды, уровни, этапы, качества, проявления) образуют как бы "сетку" параметров, на которые можно накладывать  реальные факты, наблюдаемые у учащихся, и оценивать их. Иными словами, оценивая мотивацию конкретного  ученика, учителю недостаточно сказать  о том, что "интерес к учению слабый", "учиться не хочет", а надо назвать, что именно в мотивации  отсутствует, какие именно её уровни не развиты и т.д.

При изучении и формировании мотивации ученика важно видеть не его застывшие психологические  особенности, т.е. то, что уже достигнуто учеником, а самое главное-процесс  становления мотивации, зону её ближайшего развития. Поэтому учителю важно  выявлять не только успешность выполнения задания, но и затруднения ребенка  в нём; не только фиксировать результат  решения, но и способы его получения; определять не только уровни, но и переходы от одного к другому.

Психологическое изучение и  формирование мотивации учащихся можно  проводить как на заданиях с не учебным содержанием (шахматные  задачи, головоломки), так и на заданиях с учебным содержанием (математическим, языковым и т. д.). Первые задания  хороши тем, что, будучи незнакомыми  для детей, они уравнивают всех учащихся, сводят к минимуму роль прошлого опыта. Вторые важны тем, что они позволяют  изучать школьников в естественных условиях учебного процесса.

Мотивацию учения можно не только изучать, но и "измерять". Это  придает изучению большую объективность, позволяет сопоставлять характер выполнения заданий школьниками на разных этапах обучения.

 Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика с учётом перечисленных выше требований.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. Главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребёнка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах.

Желательно стремиться за внешне одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной мотивации  к учению) увидеть разные причины  этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребёнка (неумение учиться, не сформированность умений постановки целей).

Очень важно изучать и  формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых  учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребёнка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы (умение учиться и обученность, возможность учиться и обучаемость), мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

 Заключение, суждение  об ученике, его характеристика  должны формулироваться учителем  в щадящей форме, с опорой  на положительные стороны и  возможности ребенка. 

 В ходе изучения мотивации учения школьников учителю надо обладать психологической грамотностью. Она включает наряду с психологической информированностью (осведомленностью в возрастной и педагогической психологии, в ее методах) еще и личностные качества, интерес к другому человеку, оптимистическую убежденность в возможностях другого человека, высокую терпимость к непохожести человека на других.

Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло  бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в  такие условия и ситуации развертывания  активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались  бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности.

 

Информация о работе Проблема формирования мотивации учения у школьников