Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы
толерантности у младших
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика ребенка
1.2 Анализ понятия «толерантность»
1.3 Направления воспитания
толерантности у младших
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности
МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию
толерантности у младших
2.2 Диагностика уровня
толерантности у младших
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
За последние десятилетия
Россия пережила кризис идейно-нравственных
ценностей: обесценивание значимости
духовности привело к развитию негативных
явлений практически во всех сферах
социальных отношений. Сегодня все
большее распространение в
Развитие толерантности
является объективной потребностью
современного общества. Поэтому активизируется
процесс поиска эффективных механизмов
воспитания детей в духе толерантности,
а постановка проблемы толерантного
воспитания в условиях поликультурной
России является актуальной тенденцией,
имеющей социокультурную и
На сегодняшний день постановка
проблемы развития толерантности в
условиях поликультурной России является
актуальной тенденцией, имеющей социокультурную
и политическую значимость. Только
толерантная личность, способная
конструктивно разрешать
Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.
Тема курсовой работы «Воспитание
толерантности у младших
Объект исследования: процесс воспитания толерантности у младших школьников в ОУ.
Предмет исследования: содержание воспитания толерантности у младших школьников в ОУ.
Цель исследования: разработать
комплекс мероприятий по воспитанию
толерантности у младших
Задачи исследования:
) рассмотреть психолого-
) проанализировать понятие
«толерантность» в научной
) выделить направления
воспитания толерантности у
) проанализировать деятельность
МБОУ-СОШ № 168 по воспитанию
толерантности у младших
) провести первичную
) частично апробировать
комплекс мероприятий по
Методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез; эмпирические: анкетирование.
База исследования: экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ - СОШ №168 г. Екатеринбурга.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы
толерантности у младших
.1 Психолого-педагогическая
характеристика ребенка
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10 - 11 лет (I - IV классы школы).
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе[2,14].
Начало обучения в школе
ведет к коренному изменению
социальной ситуации развития ребенка.
Он становится «общественным» субъектом
и имеет теперь социально значимые
обязанности, выполнение которых получает
общественную оценку. На протяжении младшего
школьного возраста начинает складываться
новый тип отношений с
Ведущей в младшем школьном
возрасте является учебная деятельность.
Она определяет важнейшие изменения,
происходящие в развитии психики
детей на данном возрастном этапе. В
рамках учебной деятельности складываются
психологические
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».
Согласно О.Ю. Ермолаеву, на
протяжении младшего школьного возраста
в развитии внимания происходят существенные
изменения, идет интенсивное развитие
всех его свойств: особенно резко (в
2,1 раза) увеличивается объем внимания,
повышается его устойчивость, развиваются
навыки переключения и распределения.
К 9 - 10 годам дети становятся способны
достаточно долго сохранять внимание
и выполнять произвольно
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной[7].
Неумение преодолеть возникающие трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся младшего школьного возраста начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети младшего школьного возраста воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь - выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся младшего школьного возраста с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д. Отмеченные особенности мыслительной деятельности, являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся младшего школьного возраста[1].
В этом возрасте происходит
появление и другого важного
новообразования - произвольного поведения.
Ребенок младшего школьного возраста
становится самостоятельным, сам выбирает,
как ему поступать в
С формированием у младших
школьников произвольного поведения
тесно связаны такие
Ребенок младшего школьного возраста способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смысло-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок младшего школьного возраста способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах[1,5].
Младший школьник начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок младшего школьно возраста не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка младшего школьно возраста часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения[5,7].
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками. Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи[9].
В сознании ребенка младшего школьного возраста закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок младшего школьного возраста начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка младшего школьного возраста шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка младшего школьного возраста определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка младшего школьного возраста расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассникам[9].
Именно в этом возрасте
ребенок младшего школьного возраста
переживает свою уникальность, он осознает
себя личностью, стремится к совершенству.
Это находит свое отражение во
всех сферах жизни ребенка, в том
числе и во взаимоотношениях со сверстниками.
Дети младшего школьного возраста находят
новые групповые формы
Дети младшего школьного
возраста стремятся к совершенствованию
навыков тех видов
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок младшего школьного возраста участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества[5].
Полноценное проживание этого
возраста, его позитивные приобретения
являются необходимым основанием, на
котором выстраивается
Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте[7].
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой.
Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков[9].