Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 13:51, дипломная работа
Цель исследования: психологический мониторинг в рамках апробации программы «Культура добрососедства».
Задачи:
изучить теоретические представления различных отечественных и зарубежных авторов по проблеме этнической толерантности;
провести экспериментальное исследование, направленное на изучение зависимости между этнической осведомленностью и этнической толерантностью;
замер изменений, произошедших вследствие апробации программы «Культура добрососедства».
Введение 4
Раздел 1. Формирование этнической толерантности как основания гармонизации отношений в полиэтническом обществе. 6
1.1. Социально-психологическим и ситуативные факторы. Толерантность в межэтнических отношениях. 7
1.1.1. Мотивационный подход к объяснению межэтнических отношений. 7
1.1.2. Когнитивный подход к пониманию основы межэтнических
отношений. 9
1.2. Изучение межэтнических отношений в рамках отечественной психологии. 11
Раздел 2. Межэтническая толерантость и ее роль в формировании отношений в полиэтнических обществах. 16
2.1. Влияние этнических границ на истоки формирования толерантности и интолерантности. 19
2.2. Этническая граница и ее роль в формировании толерантности к иным этносам. 19
2.3. Рассмотрение причин возникновения и функционирования этнических границ в рамках зарубежных исследований. 21
2.4. Влияние культурной границы на формирование этноконтактной ситуации. 22
2.5. Факторы, влияющие на межэтнические отношения. 25
2.6. Изучение проблемы нонтолерантных отношений в современном обществе и современной межгосударственной ситуации. 29
2.7. Влияние смысложизенных ориентаций человека на его толерантность и доверие к другим людям. 34
Раздел 3. Эмпирическое исследование уровня этнической осведомленности и формирования этнической толерантности. 41
3.1. Описание экспериментальных методик. 41
3.2. Описание процедуры исследования. 47
3.3. Анализ и интерпретация результатов. 48
Выводы. 59
Заключение. 60
Список литературы. 61
В русле деятельностного подхода рассматривалась группа как субъект социальной перцепции, что означает конституирование совершенно нового уровня анализа социально-перцептивных процессов, требующего сопоставления привычного для исследования межличностного восприятия с восприятием межгрупповым.
Природа межгруппового восприятия заключается в том, что здесь имеет место упорядочение индивидуальных когнитивных структур, связывание их в единое целое; это не простая сумма восприятий чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество, групповое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-субъекта восприятия это «целостность», которая определяется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе («все» или «не все» думают о другой группе так-то).
Относительно группы-объекта восприятия это «унифицированность», которая показывает степень распространения представлений о другой группе на отдельных ее членов («все» в другой группе такие или «не все»). Целостность и унифицированность − специфические структурные характеристики также отличаются от тех характеристик межличностного восприятия: межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и формирование таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт, так и опыт «жизни» группы. Диапазон возможных сторон, с точки зрения которых воспринимается другая группа, значительно более узок по сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной групповой деятельности.
Совместная
межгрупповая деятельность не сводится
только к непосредственному
Примеров
такого рода отношений можно найти
очень много в области
С
помощью психологических
Г. У. Солдатовой и состоит в следующем: социально – перцептивные механизмы анализируются на основе выделения в межэтнических отношениях группы специфических эмоционально – атрибутивных феноменов, которые «работают» в условиях роста межэтнической напряженности [35]. Такими феноменами могут быть следующие: усиление межгрупповых различий и уменьшение различий внутри группы; увеличение «позитива» в оценке собственной группы (то есть то, что мы связываем с углублением межэтнических границ); поиск виновного по этническому критерию; проецирование негативных чувств, качеств, неприемлемых для собственного народа, на других. Вина, ответственность за неудачи (в экономике, политической сфере и т.д.) собственного народа переносится на другие группы или их лидеров, то есть идет поиск причин вовне, а не внутри группы. Таким образом, усиливается атрибутивный механизм «эмоциональной пермутации» (лат. Permuture - менять), то есть смещения «оправдательных» и «обвинительных» оценок («братские» народы становятся «оккупантами», «инородцами»).
Еще один механизм – повышение избирательности восприятия в ситуации предполагающихся контактов, то есть отсев позитивной информации, искажение поступающей информации, воспроизводство негативных этносоциальных представлений; деперсонализация членов своей и «враждебной» групп. Действие всех этих механизмов, являющихся показателями межэтнической напряженности, усиливается в условиях конфликтов [36,37].
Действие компенсаторных механизмов в межэтнических отношениях рассматривается как результат сформированного комплекса «групповой неполноценности». Он включает гипертрофированное чувство ущемленности, сознание маргинальности, разрушение этнической общности как целого. Компенсаторный комплекс, по мнению Г.У.Солдатовой, способствует замкнутости, стремлению к превосходству, соперничеству и даже «отмщению» за перенесенные реальные и воображаемые обиды [35].
Можно
добавить, что сама этничность в
условиях разных социальных и политических
перемен, кризисов гражданской идентичности
выступает в своей
Антиассимиляционные настроения (восстановление коммуникативных функций «родных языков», восстановление утраченных элементов традиционной культуры и т.п.) перерастают в движение за восстановление достоинства, которое начинает восприниматься не только в психологическом, но и в политическом плане как потребности в самоутверждении, вплоть до суверенитета в разных формах [38].
Регрессивные механизмы выражаются в росте неуверенности в будущем. Это ведет к возвращению архаичных форм воздействия, восстановлению кланово-родовых систем в культуре, что можно было увидеть в среднеазиатском районе и на Кавказе. Регрессивные механизмы приобретают особую роль в случае длительных трудноразрешимых конфликтов [38].
В одном случае они могут быть направлением (точнее, одним из направлений) в согласительных процедурах при регулировании конфликтов; в другом – тормозом в цивилизационном развитии, возвращая к тем стадиям, когда споры решались насилием и войной.
Все
указанные социально-
РАЗДЕЛ 2
По вопросу о том, что такое межэтническая толерантность, среди этнологов, этнопсихологов идут дискуссии. Одним из довольно распространенных, является понимание толерантности как индифферентности к этническим различиям. Оно нередко встречается среди людей с высокой деловой или общекультурной ориентацией в жизненных установках – среди «естественников», математиков, экономистов. Но, бывает, его разделяют и те, кто, как говорится, «устал» от этнических, национальных проблем и хотел бы свести их на нет, однако в реальности такое решение невозможно [28].
Важно также учитывать, что люди из среды недоминирующих групп часто воспринимают саму постановку проблемы о толерантности как способ стимулировать «терпение», «терпеливость», а индифферентность в межнациональном общении – как стремление забыть о потребностях народов, или даже как ассимиляторские тенденции. Вот почему понимание толерантности имеет не только научное, но и практическое, идеологическое, политическое значение.
Мы рассматриваем толерантность не как позицию самоограничения и намеренного невмешательства, согласия на взаимную терпимость, а как принятие других такими, какие они есть, готовность взаимодействовать с ними. Многие исследования, проведенные в Российской Федерации, Украине и Белоруссии подтвердили, что людей толерантных, готовых к общению, везде намного больше, чем просто индифферентных. Среди русских доля этнически-индифферентных колебалась в республиках в пределах 10-15%, а готовых к позитивным контактам – до 60-80% по социальным, демографическим и этническим группам [9,39].
Межэтническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и, конечно, тесно связана с этнической идентичностью. Все виды гиперидентичности повышают уровень интолерантности в межэтнических установках. Но на этом основании считать этнонациональное самосознание опасным, стремиться не напоминать о нем, было бы ошибкой, только усиливающей сложность межэтнических отношений. Не этническое самосознание вообще, а гиперболизация его (эгоцентризм, этноэгоизм и т.п.) отрицательно влияет на толерантность. Перерастание этнического самосознания в гиперидентичность и рост интолерантных установок связаны, как уже было отмечено, далеко не только с процессами в психической сфере, но и в сферах социальной, экономической, политической жизни. Он в значительной степени определяется и ситуацией – стечением всех этих обстоятельств [9].
Ситуационный фактор мы интерпретируем более широко, чем это есть в психологических концепциях. Д.Кэмпбел сформулировал теорию, согласно которой конфликт интересов между группами предопределяет отношения конкуренции и ожидания угрозы со стороны «чужаков». Именно угроза обуславливает ингрупповую враждебность, усиливает внутригрупповую солидарность, аффилиацию, непроницаемость границ, увеличивает меру наказания за отклонения от норм группы [4].
Как
видим, при психологическом подходе
восприятие и ощущение угрозы интерпретируются
как та ситуация, которая порождает
интолерантность в
Если рассматривать ситуации с личностных позиций, то для человека имеет значение, с какой группой он себя в каждой конкретной ситуации больше отождествляет, как он для себя определяет данную ситуацию. Здесь действительно многое зависит от ролей, которые он выполняет. Возьмем обстановку в трудовом коллективе, где идет речь о приеме на работу мигранта из зоны конфликта, скажем, абхаза из зоны грузино-абхазского конфликта. Если члены коллектива больше отождествляют себя с пострадавшими от конфликта, чем с жаждущими оставить больше средств для уже работающих в учреждении и руководитель держится такой же ориентации, то он скорее может принять решение о зачислении абхаза. Но если руководитель больше ориентирован на внешние оценки его деятельности, то он может посчитаться с тем, что грузины станут воспринимать эту акцию как проявление симпатии к абхазам, и воздержаться от принятия в коллектив конкретного абхазского специалиста.
Что же касается действия ситуативного фактора в больших группах, то социологи и социальные психологи выделяют в качестве благоприятных такие ситуации, когда этнические группы имеют общие интересы, цели, зависят от сотрудничества, взаимодействуют при позитивной поддержке правительства. Так, например, многие русские в республиках Российской Федерации поддерживали ориентации представителей титульных национальностей на большую их (республик) самостоятельность, что в значительной мере определялось общими интересами тех и других в использовании местных ресурсов. Позитивная роль правительства в сохранении благоприятного климата в отношениях между татарами и русскими на примере действий Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева. Идея стимулирования консолидации татарской общности – «мы татарстанцы», превращение празднования для провозглашения суверенитета, а также сабантуя в общие праздники, служат лишь наиболее очевидными проявлениями такой консолидирующей политики [9,11].
Мы бы хотели рассмотреть, что такое этнические группы, их границы и процессы, происходящие в этнических группах. Под этнической группой мы понимаем этническую общность и в значении народа, национальности, и в значении какой-то его (ее) части.
Маркирующие
этническую группу характеристики являются
результатом исторических, политических,
экономических условий и
Информация о работе Формирование толерантности у школьников среднего звена в полиэтническом обществе