Формирование толерантности у школьников среднего звена в полиэтническом обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 13:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: психологический мониторинг в рамках апробации программы «Культура добрососедства».

Задачи:

изучить теоретические представления различных отечественных и зарубежных авторов по проблеме этнической толерантности;
провести экспериментальное исследование, направленное на изучение зависимости между этнической осведомленностью и этнической толерантностью;
замер изменений, произошедших вследствие апробации программы «Культура добрососедства».

Содержание

Введение 4
Раздел 1. Формирование этнической толерантности как основания гармонизации отношений в полиэтническом обществе. 6
1.1. Социально-психологическим и ситуативные факторы. Толерантность в межэтнических отношениях. 7
1.1.1. Мотивационный подход к объяснению межэтнических отношений. 7
1.1.2. Когнитивный подход к пониманию основы межэтнических
отношений. 9
1.2. Изучение межэтнических отношений в рамках отечественной психологии. 11
Раздел 2. Межэтническая толерантость и ее роль в формировании отношений в полиэтнических обществах. 16
2.1. Влияние этнических границ на истоки формирования толерантности и интолерантности. 19
2.2. Этническая граница и ее роль в формировании толерантности к иным этносам. 19
2.3. Рассмотрение причин возникновения и функционирования этнических границ в рамках зарубежных исследований. 21
2.4. Влияние культурной границы на формирование этноконтактной ситуации. 22
2.5. Факторы, влияющие на межэтнические отношения. 25
2.6. Изучение проблемы нонтолерантных отношений в современном обществе и современной межгосударственной ситуации. 29
2.7. Влияние смысложизенных ориентаций человека на его толерантность и доверие к другим людям. 34
Раздел 3. Эмпирическое исследование уровня этнической осведомленности и формирования этнической толерантности. 41
3.1. Описание экспериментальных методик. 41
3.2. Описание процедуры исследования. 47
3.3. Анализ и интерпретация результатов. 48
Выводы. 59
Заключение. 60
Список литературы. 61

Работа содержит 1 файл

Диплом Беловенцева Лена.doc

— 424.50 Кб (Скачать)

       При работе с опросником испытуемым давалась следующая инструкция:  «Согласны ли вы со следующими утверждениями? Выберите и обведите кружком только один вариант ответа: «да» или «нет».

       Примечание. При выборе варианта Вы можете зачеркнуть слово «народ» («этнос») или слово  «религия», если какое-либо из них не соответствует Вашему ответу или оставить оба слова. Например, если в утверждении «Я считаю, что искренней дружбы между людьми разной этнической принадлежности или религии быть не может», выбранный Вами вариант относится только к словосочетанию «этническая принадлежность», но не относится к слову «религия», вычеркните последнее. Или наоборот. Или оставьте и то и другое».

     3.3. Анализ и интерпретация  результатов.

 

       А) Социальная дистанция.

       Анализ  полученных данных, исходя из таблицы  исходных данных, позволяет сделать  вывод о том, что ученики межэтнической школы набрали большое количество баллов: три человека – по 8 баллов, восемь человек – по 7 баллов, один человек – 6 баллов, семь человек – по 5 баллов, три человека – по 4 балла, один человек – 3 балла и два человека – 2 балла.

       Вышеприведенные цифры свидетельствуют о низкой социальной дистанции и, следовательно, о высокой этнической и религиозной  толерантности.

       Анализ  полученных данных, исходя из таблицы  исходных данных, позволяет сделать  вывод о том, что ученики гомогенной школы набрали следующее количество баллов: трое испытуемых – по 6 баллов, четыре человека – по 5 баллов, четыре человека – по 4 балла, десять человек – по 3 балла, три человека – по 2 балла.

       Вышеприведенные цифры свидетельствуют о том, что уровень социальной дистанции выше и, следовательно, этническая и религиозная толерантности находятся на более низком уровне. 

       Таблица 1

         Данные по показателю «Социальная дистанция» (Первичное тестирование)

Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа
1) 6 1) 5 6) 6 6) 4 11) 6 11) 4 16) 3 16) 5 21) 4 21) 3
2) 3 2) 8 7) 3 7) 4 12) 3 12) 8 17) 3 17) 6 22) 2 22) 5
3) 5 3) 7 8) 5 8) 7 13) 4 13) 8 18) 3 18) 5 23) 3 23) 7
4) 4 4) 7 9) 3 9) 2 14) 5 14) 7 19) 2 19) 5 24) 4 24) 7
5) 6 5) 5 10) 3 10) 7 15) 2 15) 5 20) 3 20) 5 25) 5 25) 7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       График 1

         Данные по показателю «Социальная  дистанция» (Первичное тестирование)

       Одним из критериев успешности программы  является сокращение социальной дистанции  по отношению к «этнически другим»  и/или «религиозно другим» в  процессе социальной перцепции. Измеряется с помощью двух прямых, трех обратных утверждений, а также трех вопросов, предполагающих выбор содержательного варианта ответа. При совпадении большинства ответов с ключом  демонстрируется минимальная социальная дистанция, а значит, высокая этническая и религиозная толерантность.

       Анализ  полученных данных, исходя из таблицы исходных данных, позволяет сделать вывод о том, что ученики гетерогенной школы набрали следующее количество баллов: трое испытуемых – по 6 баллов, восемь человек – по 4 балла, десять человек – по 3 балла, три человека – по 2 балла.

       Анализ полученных данных, исходя из таблицы исходных данных, позволяет сделать вывод о том, что ученики гомогенной школы набрали следующее количество баллов: три человека – по 6 баллов, девять человек – по 4 баллов, семь человек – по 3 балла, четыре человека – по 2 балла, и два человека – 1 балл.

       Полученные  нами данные были подвергнуты статистическому  анализу по Т-критерию Вилкоксона, который  измеряет сдвиги под влиянием экспериментальных  воздействий. В нашей работе таким  экспериментальным воздействием является апробация программы «Культура добрососедства».

       Анализ  данных показывает, что выраженность сдвига по показателю «Социальная дистанция» после осуществления контрольного замера в гомогенной школе является статистически незначимой. 

       

       В гетерогенной школе выраженность сдвига по  показателю «Социальная дистанция» после осуществления контрольного замера является  статистически  значимым.

         

       Таблица 2.

         Данные по показателю «Социальная  дистанция» (Контрольное тестирование). 

Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа
1) 4 1) 4 6) 1 6) 3 11) 3 11) 3 16) 3 16) 3 21) 4 21) 2
2) 4 2) 6 7) 4 7) 3 12) 4 12) 6 17) 2 17) 3 22) 3 22) 3
3) 3 3) 3 8) 3 8) 4 13) 2 13) 4 18) 3 18) 3 23) 4 23) 4
4) 6 4) 2 9) 2 9) 2 14) 4 14) 6 19) 6 19) 4 24) 4 24) 3
5) 2 5) 4 10) 6 10)4 15) 1 15) 2 20) 3 20) 3 25) 4 25) 4
 
 
 
 
 
 
 

       График 2.

         Данные по показателю «Социальная дистанция» (Контрольное тестирование)

       Б) Этнические и религиозные гетеростереотипы.

       Проанализировав полученные данные, нами было выявлено, что ученики гетерогенной школы (из пяти возможных совпадений) набрали следующее количество баллов: три ученика – по 4 балла, пять учеников – по 3 балла, одиннадцать учеников – по 2 балла, четыре ученика – по 1 баллу и двое учеников – по 0 баллов.  Исходя из данных, отметим, что школьники межэтнической школы в значительной степени подвержены влиянию социальных стереотипов, то есть толерантность к представителям иного этноса низкая.

       Ученики гомогенной школы показали следующие  результаты: один ученик – 5 баллов (максимальное совпадение), один ученик – 4 балла, девять учеников – по 3 балла, восемь учеников – по 2 балла, шесть учеников – по 1 баллу. Таким образом, отметим, что влияние гетеростереотипов на учеников гомогенной школы осуществляется в меньшей степени. Это может быть объяснено гомогенной этнической средой, в которой живут дети (гомогенная школа, район, семьи).  
 
 
 

Таблица 3.

Данные  по показателю «Этнические и религиозные  гетеростереотипы» (Первичное тестирование). 

Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа
1) 3 1) 2 6) 1 6) 0 11) 1 11) 4 16) 4 16) 2 21) 3 21) 3
2) 3 2) 2 7) 2 7) 0 12) 3 12) 2 17) 5 17) 1 22) 3 22) 2
3) 2 3) 2 8) 3 8) 2 13) 3 13) 4 18) 1 18) 2 23) 2 23) 2
4) 2 4) 1 9) 1 9) 1 14) 3 14) 3 19) 2 19) 3 24) 1 24) 1
5) 3 5) 2 10) 2 10)3 15) 2 15) 3 20) 1 20) 4 25) 2 25) 2
 

       График 3.

         Данные по показателю «Этнические и религиозные гетеростереотипы» (Первичное тестирование)

      В результате повышения этнической и  религиозно-культурной осведомленности  и наработки навыков доброжелательного  общения снизилось количество и  интенсивность негативных этнических и/или религиозных гетеростереотипов. При совпадении большинства ответов  с ключом, демонстрируется отсутствие негативных этнических и религиозных гетеростереотипов, то есть высокая толерантность.

       Проанализировав полученные данные, нами было выявлено, что ученики гетерогенной школы (из пяти возможных совпадений) набрали  следующее количество баллов: один ученик – 0 баллов, двое учеников – по 1 баллу, одиннадцать учеников – по 3 балла, шесть учеников – по 4 балла и пять учеников – по 5 баллов. 

       При анализе данных после статистической обработки с помощью Т-критерия Вилкоксона мы получили сведения о значимости интенсивности сдвига. Таким образом, мы делаем вывод о достоверности сдвига.   

       

       Ученики гомогенной школы показали следующие  результаты: два ученика – 5 баллов (максимальное совпадение), два ученика  – 4 балла, семь учеников – по 3 балла, восемь учеников – по 2 балла, шесть учеников – по 1 баллу.

       

       В данном случае интенсивность сдвига незначительна. 

       Таблица 4

       Данные  по показателю «Этнические и религиозные  гетеростереотипы» (Контрольное тестирование). 

Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа
1) 1 1) 3 6) 1 6) 4 11) 3 11) 3 16) 5 16) 5 21) 2 21) 3
2) 3 2) 4 7) 3 7) 4 12) 1 12) 5 17) 5 17) 3 22) 2 22) 4
3) 3 3) 3 8) 4 8) 3 13) 2 13) 3 18) 3 18) 4 23) 2 23) 3
4) 3 4) 1 9) 3 9) 0 14) 2 14) 5 19) 2 19) 3 24) 1 24) 5
5) 4 5) 1 10)2 10) 5 15) 1 15) 4 20) 1 20) 3 25) 2 25) 3
 
 
 

График 4.

Данные  по показателю «Этнические и религиозные  гетеростереотипы» (Контрольное тестирование) 

       В) Статусная депривация.

       Анализ  таблицы сводных данных показывает, что шестеро учеников гетерогенной школы испытывают полный психологический комфорт, связанный с тем, что они не отмечают социальной депривации по -отношению к своему этносу, девять учеников – по 1 баллу, двое – по 2 балла, пятеро учеников – по 3 балла и два ученика – по 4 балла. Таким образом, отметим, что больше половины опрошенных респондентов не ощущают статусной депривации, тем не менее, некоторые ученики гетерогенной школы ощущают дискомфорт в отношении статусной депривации.

       По  данным опроса учеников гомогенной школы  имеем следующие результаты: восемь учеников не ощущают никакого психологического дискомфорта, связанного со статусной депривацией, пятеро учеников – по 1 баллу, семь учеников  – по 2 балла, три ученика – по 3 балла. Итак, в гомогенной школе никто из опрошенных респондентов не определил ситуацию статусной депривации как несущую дискомфорт или фрустрацию.   
 
 
 

       Таблица 5

       Данные  по показателю «Статусная депривация» (Первичное тестирование). 

Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа Гомо-генная школа Гетеро-генная школа
1) 0 1) 1 6) 3 6) 4 11) 1 11) 1 16) 1 16) 4 21) 1 21) 3
2) 0 2) 0 7) 0 7) 3 12) 2 12) 0 17) 1 17) 0 22) 3 22) 3
3) 2 3) 1 8) 2 8) 1 13) 0 13) 0 18) 0 18) 3 23) 2 23) 1
4) 1 4) 1 9) 2 9) 1 14) 0 14) 0 19) 0 19) 2 24) 0 24) 1
5) 3 5) 3 10) 2 10) 2 15) 1 15) 1 20) 2 20) 1 25) 1 25) 0

Информация о работе Формирование толерантности у школьников среднего звена в полиэтническом обществе