Формирование сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенности сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, разработка, реализация и оценка эффективности программы по данному направлению.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Выявить особенности сенсомоторного развития у детей раннего дошкольного возраста.
3. Составить и реализовать программу по сенсомоторному воспитанию для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
4. Провести оценку эффективности проделанной работы.

Работа содержит 1 файл

дипломная защита.docx

— 329.89 Кб (Скачать)

Таким образом, в ходе экспериментального исследования рабочая гипотеза предполагавшая о том, что специальная организация обучения с использованием изобразительных видов деятельности, с применением нетрадиционных художественных техник, построенной с учетом особенностей развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, будет быстрее развиваться сенсомоторная сфера, нашла свое подтверждение. Цель достигнута, задачи дипломной исследования решены.

 

 

Список литературы

  1.   Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его орга-   низации у детей раннего возраста. [Текст] / Абдуллаева Ш.А.                             Автореферат.- М.,1975.
  2. Алексеевская Н. Озорной карандаш. [Текст] / Алексеевская Н.  М. - 1999 г
  3. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. [Текст] / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. – М.: Просвещение, 1994 – 64 с.
  4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. [Текст] / Пер. с англ. А.Б. Леоновой. – 2-е изд. - М.: Прогресс, 1989. – 319 с.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / Башаева Т.В – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
  6. Буянова Р.Сенсорное развитие детей. [Текст] / Р. Буянов // Социальная работа. 2006, №12, с.56.
  7. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. [Текст] / Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. 120 с.
  8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. [Текст] / Блинова Л.Н. – БГПИ., 1996, -136 с.
  9. Богатырева З.Н. Чудесные поделки из бумаги. [Текст] / Богатырева З.Н. – М.: Педагогика, 1987, –184 с.
  10. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
  11. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. [Текст] / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. - М.: Просвщение, 1996. – 158 с.
  12. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст] / Т.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан и др.: Под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1996 г. – 176 с.
  13. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст] / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991 – 480 с.
  15. Выготский Л. С. Основы дефектологии. [Текст] / Выготский Л. С. Спб., 2003
  16. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. [Текст] / Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р – М.: Владос, 2001
  17. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. [Текст] / В.П. Вартан.- М.: БрГУ, 2007. – 195с.
  18. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / Галанова Т.В.– Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  19. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. [Текст] / Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О – М.: Просвщение, 1992 – 142 с.
  20. Гальперин Л.Я. Обучение и умственное развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Гальперин Л.Я. //Психология как объективная наука – М.: 1998. – с. 357-389.
  21. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. [Текст] / Григорьева Г.Г -М.: 1997 г.
  22. Дошкольное воспитание аномальных детей. [Текст]  /Под ред. Носковой А.П.- М.: Прогресс, 1984. – 303с.
  23. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре [Текст] / Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон.- М.: «Просвещение» - 1992 г.
  24. . Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. [Текст] / Доронова Т.Н. - 2003 г
  25. Дошкольное воспитание аномальных детей. [Текст]  /Под ред. Носковой А.П.- М.: Прогресс, 1984. – 303с.
  26. Ержанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. [Текст]/ Ержанова.Е.А.// Дефектология. - 2003. - № 6
  27. Запорожец А.В. Восприятие и действие. [Текст]  / Запорожец А.В. Венгер Л.А.и др.- М.: Прогресс, 1966.- 394с.
  28. Зинченко В.П. Движения глаз и формирование зрительного образа. [Текст] / Зинченко В.П.// Вопросы психологии. 1985, №5, с. 34.
  29. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материал для психолого-педагогического изучения детей в дошкольном учреждении и начальных классах школ. [Текст]  / Забрамная С.Д. – М.: Новая школа, 1998 – 64 с.
  30. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. [Текст]  / Ильина М.Н.– СПб.: Дельта, 2001.
  31. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. [Текст]  / Катаева А.А. Автореферат.- М.,1977.
  32. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. [Текст]  / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 416 с.
  33. Котлевская В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. [Текст]  / Котлевская В.В. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002 – 247 с.
  34. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. [Текст] / Кирпичникова Н.//Дошкольное воспитание, 2005, №2, с. 76.
  35. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. [Текст]  / Комарова Т.С. – М., 1994.
  36. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с: Кн. для воспитателя детского сада. [Текст]  / Комарова Т.С - М.: Просвещение, 1991.
  37. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и                конструирования [Текст]  / Комарова Т.С., Саккулина Н.Т. - М. «Просвещение» - 1979 г.
  38. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников. [Текст] / Курашова Р.А.  - М.: Новое знание, 2006. – 345с.
  39. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов [Текст]  / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. - 253с.
  40. Каменев Е. Художественный труд в детском саду. [Текст]  / Каменев Е., Пантелеева Л.В. - М. «Просвещение» - 1987 г.
  41. Ландгмейер Й.  Психологическая депривация в детском возрасте., [Текст]  / Ландгмейер Й., Матейчик З. – М., 1984.
  42. Мастюкова Е. В. Лечебная педагогика. [Текст] / Мастюкова Е. В. - М.: Владос, 1997. – 304с.
  43. Метиева Л. А. Развитие сенсорной сферы детей. [Текст] / Метиева Л. А., Удалова Э.Я. – М.: Просвещение, 2000.
  44. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. [Текст]  /  под редакцией Н. П. Сакулиной. - М.: «Просвещение» -  1971.
  45. Мухина В. С. Психология дошкольника. [Текст] / Мухина В. С. – М. «Просвещение» - 1975. – 156с.
  46. Павлова Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. [Текст] / Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова. Е. Б.   – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 243с.
  47. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. [Текст] / Печора К. Л. – М.: Просвещение, 1989. – 305с.
  48. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст] / Пилюгина Э. Г. – М.: Просвещение, 1986. – 123с.
  49. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. [Текст] / Поддьяков Н.Н. - М, 1965. – 392с.
  50. Психическое развитие младенца. [Текст] /Пер. с англ. А.В.Леоновой /Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Психология, 1985. – 320с.
  51. Попова С.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Учеб. метод. пособие по дошкольной педагогике для студентов-заочников фак. дошкол. воспитания пед. институтов. [Текст]  / Попова С.В. - М.: Просвещение, 1994.
  52. Психология дошкольника. Хрестоматия для сред. пед.учеб.заведений [Текст]  /Под ред. Урунтаевой Р.А. – М.: Изд. Центр "Академия", 1997.
  53. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве. [Текст] /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1966.
  54. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников [Текст]  / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. – М.: Просвещение, 1992 – 420 с.
  55. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания[Текст]  / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика 1989 – 224 с.
  56. Ранний возраст (от года до трёх) // Смирнова Е.О. Психология ребёнка от рождения до семи лет. [Текст]  / – М.: Школа-пресс, 1997 – с. 145-237.
  57. Сакулина Н.П.Рисование в дошкольном возрасте. [Текст]  / Сакулина Н.П - М., 1965.
  58. Сенсорное воспитание в детском саду. [Текст] /Под ред. Н.Н.Поддьякова и В.Н.Аванесовой. - М.: Новое время, 1981. – 414с.
  59. Сенсорное воспитание дошкольников. [Текст]  /Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой.- М.: Просвещение, 1963. – 145с.
  60. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета. [Текст]  // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 – с. 303-310.
  61. Совпель Д.Е. Психология. [Текст] / Совпель Д.Е. - СПб.: Питер, 2006. – 284с.
  62. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст]  / - М.: Просвещение, 1991 – 207 с.
  63. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст]  / Тихомирова Л.Ф. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
  64. Толлингерова Д. Психология проектирования умственного развития детей. [Текст]  / Толлингерова Д.  – М.: Прага, 1994. – 48 с.
  65. Тонкова-Ямпольская Р. В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. [Текст] / Тонкова-Ямпольская Р. В., Фрухт Э. Л., Голубева Л. Г.  – М.: Просвещение, 1989. – 298с.
  66. Уайт Б. Первые три года. [Текст] / Уайт Б. – М., 1982 . – 245с.
  67. Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. [Текст]  / Урунтаева Г.А.  – М.: изд. центр "Академия", 1997 – 335 с.
  68. Халезова Н.Б. Особенности лепки в детском саду. [Текст]  / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1986. – С. 3-21
  69. Цикото Г.В. Проблема умственного развития детей. [Текст] / Цикото Г.В. - М.: Новое время, 2000. – 294с.
  70. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения [Текст]  / Чуприкова Н.И - М.: АО "Столетие", 1995 – 192 с.
  71. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учебн. пособие для студентов высш. учебн. зведений. [Текст]  / Шаграева О.А. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 368 с.
  72. Шаповаленко И.В. Воспитание в ДОУ. [Текст]  / Шаповаленко И.В - М.: Гардарики, 2007. – 349с
  73. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. [Текст] / Эльконин Д. Б. /Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М-В.,1995. – 357с.
  74.   Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. [Текст]  / Янушко Е.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 80.
  75. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). [Текст]  / Янушко Е.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 80.

 


Информация о работе Формирование сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства