Роль воспитателя в жизни детей раннего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:24, реферат

Описание работы

Ребенок безгранично доверяет взрослому, с которым вступает в тесный эмоциональный контакт. Свои привычки, стиль поведения он выстраивает, подражая любимому взрослому. От того, какое общение ребенок получает в раннем возрасте, в будущем зависит уверенность малыша в себе, в свои силы, возможность совершать самостоятельные поступки.

Работа содержит 1 файл

Роль воспитателя в жизни детей раннего дошкольного возраста.docx

— 20.42 Кб (Скачать)

Роль  воспитателя в  жизни детей раннего  дошкольного возраста 

       Ребенок безгранично доверяет  взрослому, с которым вступает  в тесный эмоциональный контакт.  Свои привычки, стиль поведения  он выстраивает, подражая любимому  взрослому. От того, какое общение  ребенок получает в раннем  возрасте, в будущем зависит уверенность  малыша в себе, в свои силы, возможность совершать самостоятельные  поступки.

       В первые годы жизни происходит становление индивидуальности ребенка, поэтому чрезвычайно важно, чтобы взрослые создавали оптимальные условия для развития его личности. Только в тесном взаимодействии со взрослым ребенок начинает усваивать огромное количество специфических действий с предметами согласно их общественному назначению, учится играть, жить в социуме.

       Воспитание любовью – эффективный  метод воспитания детей первых  лет жизни. (Взрослый не должен  скупиться на щедрые похвалы  ребенка). Но спокойно, доброжелательно  высказанное замечание, ограничение  в нежелательных действиях –  это тоже проявление любви. (Любовь  к ребенку не означает вседозволенность).

       Усилия воспитателя должны быть  направлены на эмоциональное  благополучие и гармоничное развитие  личности каждого воспитанника, общение с ним должно неизменно  проходить в атмосфере комфорта, доверия, открытости.

       Развивающая роль взрослого заключается  в грамотном сопровождении малыша  в окружающем мире.

       Успех воспитания детей в возрасте  до трех лет зависит от соблюдения  взрослым следующих правил:

  1. Объем новых знаний, умений и навыков должен быть посильным, строго выверенным для детей каждой возрастной группы; следует учитывать и уровень развития каждого воспитанника;
  2. Педагогические воздействия должны быть обязательно согласованы между всеми взрослыми (дома и в условиях дошкольного учреждения);
  3. Значение требований должно быть понятно детям, выполнение их неукоснительно, иначе малыши будут капризничать, демонстрировать упрямство, негативизм;
  4. Одновременное обращение сразу ко всем воспитанникам группы в этом возрасте неэффективно. Следует использовать лишь адресные обращения к детям (при этом действенным приемом является прием «глаза в глаза», если необходимо, присев на корточки).
  5. Между высказываниями взрослого и началом выполнения его требований ребенком должно пройти какое-то время, т.к. в силу особенностей возраста малыш не в состоянии сразу перестроится с одного вида деятельности на другой.
  6. В оценке деятельности малыша должно присутствовать больше похвалы, чем порицания. Воспитатель всегда должен найти повод, чтобы в течение дня несколько раз похвалить каждого ребенка, подчеркнув, за что именно он его хвалит. У детей скромных, застенчивых особенно эффективным будет использование приема опережения одобрением.
 

       Воспитатель должен работать  над своей речью, обращаясь  к детям, сводить к минимуму  количество отрицаний, уметь преобразовывать  негативные обращения в позитивные  указания.

       Взрослый должен быть спокойным,  доброжелательным со всеми воспитанниками; категорически запрещается высмеивать  ребенка, обращаться к детям  на повышенных тонах.

       Запрещая что-то, следует спокойно, в доступной форме объяснить  малышу, почему нельзя совершать  то или иное действие. Если  что-то запрещается категорически,  то следует предложить малышу  альтернативу.

И все  же ребенок может расшалиться, перестать  слушать взрослого. В этом случае для малыша первого и второго  годов жизни действенным будет  метод отвлечения. На третьем году жизни конструктивным будет предложение  ребенку на выбор нескольких интересных дел. 

       Задача взрослого – донести  до сознания детей мысль о  том, что есть запреты, которые  даже не обсуждается:

  1. Запреты на действия, связанные с угрозой жизни как самому ребенку, так и окружающим.
  2. Запрет на действия, предполагающие относительный комфорт за счет других, то есть запрет на безнравственное поведение.
 

       В воспитании малышей могут  иметь место порицания, но не  суровые наказания. Взрослый должен  выражать не гнев, а огорчение,  при этом взрослый должен порицать  не личность, а поступок ребенка.  Порицание должно следовать сразу  же за проступком, чтобы ребенок  понял его справедливость.

       Внимательный взрослый должен  уметь предотвратить нежелательные  действия детей.

       Послушание достигается единством  требований взрослых в семье  и дошкольном учреждении, атмосферой  любви и понимания, искренним  интересом взрослых к делам  и успехам малыша, их умением  предупреждать негативные проявления  ребенка. Необходимо жить интересами  детей, предлагать им увлекательные  виды деятельности, сузить до  минимума круг запретов. 

           Типы воспитателей 

В практике работы с детьми выделяют четыре типа воспитателей: 

  1. Воспитатель авторитарного типа общения.
  2. Экзальтированный взрослый (гиперопека).
  3. Отстраненный взрослый.
  4. Воспитатель демократического стиля общения.
 
 

        Наблюдение за работой воспитателя ясельной группы. 

  Для определения стиля работы воспитателя  ясельной группы я провела наблюдение в  группе № 8. Воспитателя зовут  Ольга Васильевна, педагогический стаж работы более 30 лет, поэтому воспитатель имеет очень большой опыт в работе с детьми раннего возраста. Наблюдение проводилось в течение 20 минут в первой половине дня.

Воспитатель встречает детей:  Здравствуй Анечка! Как у тебя дела?

Ребенок что-то весело лепечет, мама помогает ему  раздеваться.

В это  время воспитатель спрашивает: как  Анечка спала ночью, как она себя чувствует?

Мама  отвечает: Анечка легла спать вовремя, спала хорошо, проснулась бодренькая.

Анечка  бежит к ребятам в группе. Воспитатель  и мама прощаются.

В это  время в группе 8 детей (няня приглядывает за детьми, пока воспитатель встречает вновь прибывших), свободная игровая деятельность.

Анечка  стоит у окна и машет рукой  маме на прощание. Другие детишки играют в игрушки.

Вдруг раздается плачь : Андрюша и Костик не могут поделить машинку. Костик  вырывает машинку из рук Андрея и уходит в другой конец группы. Воспитатель подходит к Андрюше, наклоняется к нему и говорит: Андрюша, посмотри сколько у нас машин в группе. Протягивает ему пожарную машину: на, возьми машину, поиграй с ней. Подходят еще несколько ребят. Ольга Васильевна говорит: ребята, кто знает как называется эта машина? Коля отвечает: Она пожар тушит. Воспитатель говорит: правильно ребята, это пожарная машина, она тушит пожары.

       В раздевалке слышится плачь,  Маша не хочет оставаться в саду. Мама Маши расстроена, она спешит на работу, а дочка ее не отпускает: вчера легла спать поздно, утром еле-еле ее разбудила…

Ольга Васильевна подходит к Маше, присаживается  на корточки и говорит ей: Маша, давай  отпустим маму на работу. Сейчас я помогу тебе раздеться, а потом мы будем  играть в очень интересную игру (Маша немного отвлеклась, мама потихоньку уходит).

Воспитатель помогает Маше переодеться, ведет ее в группу. 

Проведя наблюдение за работой воспитателя ясельной группы и проанализировав полученные наблюдения, пришла к выводу, что воспитатель данной группы принадлежит к демократическому стилю общения, т.к. воспитатель доброжелателен, с улыбкой на лице. Она увлечена своей работой, любит детей, имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, старается уделить внимание каждому ребенку. Воспитатель знает особенности детей данного возраста и использует знания в работе. Ольга Васильевна  стремиться к получению новых знаний в области педагогики, проходит курсы повышения квалификации. Дети, прошедшие период адаптации, с большим удовольствием идут в детский сад.

Информация о работе Роль воспитателя в жизни детей раннего дошкольного возраста