Особенности кризиса 3лет у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяет цель исследования: выявить особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – психическое развитие детей 3-х летнего возраста.
Предмет исследования – процесс развития личности детей младшего дошкольного возраста в период кризиса трех лет.
Задачи исследования:

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кризиса трех в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.1. Понятие кризисов. Виды кризисов
1.2. Психологическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
1.3. Специфика кризиса трех лет
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Методологический замысел исследования
2.2.Когнитивный и качественный анализ данных
2.3.Психолого-педагогические выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

119 1 Особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста, доработка на 12.03.doc

— 810.00 Кб (Скачать)


2

Курсовая работа

Особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста

 

На всякий случай изменила пункт 1.2, там про младший дошкольный возраст теперь по-другому написано


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы кризиса трех в трудах отечественных и зарубежных ученых

1.1. Понятие кризисов. Виды кризисов

1.2. Психологическая характеристика детей младшего дошкольного возраста

1.3. Специфика кризиса трех лет

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Методологический замысел исследования             

2.2.Когнитивный и качественный анализ данных

2.3.Психолого-педагогические выводы и рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я».

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

«Кризис трех лет» как период развития начальных форм самосознания широко представлен в научной литературе и, как правило, изучается в границах с трех до шести лет (кризисный и посткризисный период). Многие авторы рассматривают возрастные кризисы как необходимые периоды в процессе формирования личности, отмечая их тесную взаимосвязь с важнейшими преобразованиями в психике ребенка (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Н.С.Лейтес, Э.Эриксон и др.).

Проблемам психического развития детей дошкольного возраста посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Я.Рубинштейна, П.Р.Чаматы, И.И.Чесноковой, Е.В.Шороховой в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о развитии в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями влияния личностных особенностей на развитие ребенка.

Вследствие этого, актуальным является вопрос изучения особенностей кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность темы определяет цель исследования: выявить особенности кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования – психическое развитие детей 3-х летнего возраста.

Предмет исследования – процесс развития личности детей младшего дошкольного возраста в период кризиса трех лет.

Задачи исследования:

1.                  Определить особенности понятия кризисов и их видов.

2.                  Выявить психологическую характеристику детей младшего дошкольного возраста

3.                  Определить специфику кризиса трех лет.

4.                  Провести эмпирическое исследование особенностей кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста.

5.                  Сформулировать психолого-педагогические выводы и рекомендации.

Гипотеза исследования: существуют разные типы развития дошкольника в кризисный период, различающиеся по уровню развития отдельных характеристик кризиса и степенью их влияния на развитие личности ребенка

Теоретической и методологической основой исследования являются положения о творческом характере психического развития и его самодетерминации (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев); о кризисе как необходимом этапе развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, Т.В.Гуськова, К.Н.Поливанова), важнейшие новообразования которого формируются в индивидуально-типологической форме и оказывают существенное влияние на познавательное и психическое развитие ребенка (Л.И.Божович, Г.В.Бурменская, Л.С.Славина, Л.И.Лисина, А.Л.Венгер).

Методы исследования

             теоретические (системный анализ и синтез психолого-педагогической и логопедической литературы);

             эмпирические: наблюдение;

             методы  анализа и интерпретации полученных данных.

Этапы исследования:

             I этап посвящен изучению, анализу литературы по теме исследования, подбору и разработке диагностических методик.

             II этап предусматривал проведение эксперимента.

             III этап предполагал описание эксперимента, анализ его результатов,  формулировку общих выводов по исследованию.

Научная новизна работы заключается в том, что полученные результаты позволяют расширить представление о содержании кризиса трех лет и его влиянии на развитие дошкольника.

Теоретическая значимость исследования: результаты исследования вносят определенный вклад в психологию возрастных кризисов, в психологию индивидуальных различий.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

База исследования – ДОУ № 125, города Мурманска. Испытуемыми выступили дети, посещающие младшую группу. Общее количество испытуемых - 10 человек.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Глава 1. Теоретический анализ проблемы кризиса трех в трудах отечественных и зарубежных ученых

 

1.1. Понятие кризисов. Виды кризисов

 

Кризис, от греческого krineo, бувально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух ие­роглифов, один из которых означает «опасность», а другой — «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе от­тенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Кризис определяется психологически как ситуация невоз­можности, невозможности дальнейшего существования в преж­нем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упомина­нии о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятстви­ем на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потреб­ностей, препятствием, которое не может быть устранено спосо­бами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис — это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влияни­ем угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами [20, С. 47].

Кризис — это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. По определению, личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней; иными словами, ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или использовать простые привычные модели приспособления.

Кризисы можно классифицировать исходя из различных принципов, положить в основу их деления предсказуемость или непредсказуемость, причину возникновения и др. Они различа­ются по длительности и интенсивности. По содержанию разли­чают три основных вида кризисов: кризисы невротические, кри­зисы развития и травматические кризисы. Также в психологии обычно выделяют возрастные кризисы и ситуационные кризисы.

Ситуационные кризисы — кризисы, возникшие в результате каких-либо внезапных или неожиданных событий .

Возраст — качественно специфическая ступень онтогенети­ческого развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые ка­саются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или воз­растных кризисов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психо­логическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от инди­видуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий [26, С. 48].

В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л.С. Выготским и определен как целостное измене­ние личности ребенка, регулярно возникающее при смене ста­бильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обуслов­лен возникновением основных новообразований предшествую­щего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Меха­низм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса.

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обуслов­ленным логикой личностного развития и необходимостью раз­решения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивиду­ального развития (СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец).

Выделяют восемь возрастных кризисов. Пять из них прихо­дятся на детский возраст. По времени они локализованы на гра­ницах стабильных возрастов и проявляются как кризис ново­рожденное (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11 — 12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути пережи­вается во время старения [16, С. 73].

Выделяется группа кризисов развития, которая не имеет нормативного характера и необусловлена возрастными закономерностями развития. Речь идет о кризисах индивидуального развития личности. Под этим понятием подразумевают такое развитие личности, которое больше обусловлено субъективными факторами - воспитанием, самовоспитанием, жизненными обстоятельствами, индивидуальными особенностями личности и т.п. Обычно эта сфера развития с разных точек зрения исследуется в педагогике, в психотерапии, в мистике. При этом специально не ставится цель изучать особенности, варианты, этапы, закономерности, переходные периоды индивидуального развития личности [17, С. 54].

К этой группе, в первую очередь, можно отнести так называемые духовные кризисы. Существует множество подходов толкования и описания этого феномена. В мистических учениях, в религии и в некоторых психотерапевтических школах под этим понятием понимают качественные перевороты в сознании, в мировоззрении, в ценностной системе субъекта, в результате чего человек как бы пробуждается, просветляется, начинает понимать и чувствовать бога, вечность, смысл существования, происходит «…радикальное преобразование «нормальных» черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, вознесение сознания в новые для него сферы, а также новую внутреннюю направленность личности».

К кризисам личностного развития можно отнести также и некоторые экзистенциальные кризисы, например, кризис смысла [18, С. 156].

По всей вероятности, существуют и другие виды кризисов, переходных периодов личностного развития, например, в процессах потребностного (А. Маслоу), морального (Л. Колберг) развития, при резких изменениях социальной ситуации развития личности и т.п. Эта сфера нуждается в многостороннем научном исследовании, при этом важно изучить не только положительные, но и отрицательные варианты разрешения личностных кризисов, когда происходит «инфляция», деградация или же патологическое развития личности [13, С. 54].

Таким образом, в современной психологии развития феномен кризисов представляется самыми разными понятиями. В литературе можно встретить такие понятия, как «кризисы психического развития», «кризисы развития», «личностные кризисы», «кризисные состояния личности», «кризисы развития личности», «возрастные кризисы», «переходные периоды», «критические возрасты», «кризисы рождения» и др.

 


1.2. Психологическая характеристика детей младшего дошкольного возраста

 

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество [22, С. 238].

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Информация о работе Особенности кризиса 3лет у детей младшего дошкольного возраста