Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:30, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенности сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, разработка, реализация и оценка эффективности программы по данному направлению.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Выявить особенности сенсомоторного развития у детей раннего дошкольного возраста.
3. Составить и реализовать программу по сенсомоторному воспитанию для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
4. Провести оценку эффективности проделанной работы.
Можно сделать вывод, что для детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка необходимо разработать занятия на коррекцию сенсомоторной сферы, в частности на формирование сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, формирование целостного восприятия и на развитие мелкой моторики.
2.3 Теоретические основы психокоррекционной программы, направленной на развитие сенсомоторной сферы с использованием изобразительной деятельности
Данная программа актуальна тем, что развитие ощущений и восприятия имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно создает предпосылки для возникновения всех других более сложных познавательных процессов - памяти, воображения, мышления.
Особенности восприятий и ощущений детей дошкольного возраста с отставанием в развитии очень детально изучены советскими психологами(И.М. Соловьев, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева).
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Предлагаемая программа направлена на развитие у детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, сенсомоторной сферы.
Ощущение и восприятие
- это первая ступень познания, которая
остается важной на протяжении всей
жизни человека. Через органы чувств
поступают в мозг сведения о предметах
и явлениях окружающего мира, их
свойствах, изменениях и взаимодействиях,
поэтому они становятся основным
связующим звеном человека с действительностью.
Восприятие и ощущение называют сенсорными,
то есть чувственными, процессами, так
как они собирают первичную информацию
через органы чувств. В процессе
переработки первой информации у
ребенка формируется
Недостаточный уровень развития восприятия в ранний дошкольный период может задержать развитие мышления и речи, повлияет на формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для получения информации в старший дошкольный период.
В реализации данной программы
принимает участие категория
детей раннего дошкольного
Цель программы: создание условий для развития процессов восприятия и ощущения, а так же моторной сферы у детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
Основные задачи программы:
1. Формировать сенсорные эталоны;
2. Формировать целостность восприятия.
3. Развивать мелкую моторику.
В данной программе учитываются следующие дидактические принципы:
Системность. Знания, полученные в процессе обучения, закрепляются во время других занятий, в свободной деятельности.
Деятельностный подход. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что и определяет тактику проведения коррекционно-развивающих занятий.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря переключениям с одного вида деятельности на другой.
Индивидуальность. Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий с детьми. Такая форма работы позволяет:
- создать доверительную атмосферу;
- развивать у ребенка
специальные навыки с учетом
индивидуальных темповых
- повышать самооценку;
- формировать мотивацию к учебной деятельности.
Комплексность. На занятиях сочетаются различные методы и приемы, задания на развитие разных психических процессов.
Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создают благоприятный эмоциональный фон, стимулируют положительные эмоции. Коррекционное занятие завершается на позитивном эмоциональном фоне.
Принцип усложнения. С каждым занятием задания несколько усложняются, увеличивается объем материала. Тем самым достигается основная цель обучения расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития.
Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении программы использовались методы, активизирующие более развитые психические процессы.
Принцип единства коррекции и диагностики. При разработке заданий учитывались данные диагностического исследования.
Организация занятий:
Программа рассчитана на детей раннего дошкольного возраста. Количество занятий 15, проводились один раз в неделю. Время проведения одного занятия - 15 минут.
Схема занятия:
Приветствие 1-2 минуты.
1.Задание на развитие мелкой моторики.
2.Задание на коррекцию сенсорной сферы.
3. Физкультминутка.
4.Творческая деятельность.
Ожидаемые результаты:
1.Формирование сенсорных эталонов: цвета, формы, величины.
2.Формирование целостного восприятия.
3.Развитие мелкой моторики.
Тематическое планирование представлено в таблице 4.
Таблица 4
Тематическое планирование
№ занятия |
Цели занятия |
Этапы занятия |
1. |
- развитие тактильного воспри-ятия; - ознакомление с названиями цветов (красный, синий, желтый, белый); - тренировка в различении
цветов на основе соотнесения
их при наложении и - учить рисовать ладошкой; - воспитывать аккуратность. |
1. Игра «Хоровод среди цветов». 2. Игра «Найди цветок для бабочки». 3. Физкультминутка «Бабочки». 4.Рисование ладошкой «Цве-ты».
|
2. |
- развитие мелкой моторики, умения выполнять движения в соответствии с текстом; - формирование понятий «много», «один»; - обучение группировке одно-родных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством; - активизация внимания; - обучение дифференцировке красного и синего цветов; - познакомить детей с плос-костной геометрической формой «круг»; - учить детей аккуратности |
1. Игра «Вот поезд наш едет». 2. Игра «Паровозик из Ромашкова». 3. Физкультминутка «Поезд». 4. Аппликация «Колеса для паровозика».
|
Продолжение таблицы 4
№ занятия |
Цели занятия |
Этапы занятия |
3. |
- развитие мелкой моторики; - закрепление понятий «много» и «один»; - обучение соотнесению пред-метов по форме, сравнению совокупности предметов по количеству путем составления пар; - развитие координации речи с движением; - учить рисовать вертикальные линии. |
1. Игра «Ежик». 2. Игра «Поиграем с ежиком» 3. Физкультминутка «Ежик и барабан» 4. Рисование карандашами «Колючки для ежика»
|
4. |
- совершенствование движений пальцев рук; расширение словарного запаса; - обогащение сенсорного опыта при сравнении предметов по размеру; - развитие координации движений рук; - закрепление понятий «большой», «маленький»; - обучение выполнению
простых инструкций по - учить детей раскатывать пластилин между ладошками и делать колечки. |
1. Игра «Солнышко ведрыш-ко». 2. Упражнение «Соберем пирамидки» 3. Физкультминутка «Мы топаем ногами» 4. Лепка «Колечки для пирамидки»
|
5 |
- укрепление мышц пальцев; - развитие зрительной памяти, внимания; - развитие зрительного синтеза на основе объединения элементов в целостный образ; - развитие умения имитировать заданный образ; - учить детей рисовать печатками из картофеля. |
1. Игра «Котенок». 2. Игра «Собери картинку». 3. Физкультминутка «Изобрази животных». 4. Рисование печатками «Букет».
|
Продолжение таблицы 4
№ занятия |
Цели занятия |
Этапы занятия |
6. |
- фиксация внимания на цвете предметов; - обучение чередованию предметов по цвету, группировке однородных предметов по цвету; - развитие мелкой моторики. - сравнение объемных предметов по величине; - расположение предметов в порядке уменьшения величин. |
1. Игра «Елочки и грибочки» 2. Игра «Разложи по коробочкам» 3. Физкультминутка. 4. Игра «Построим лесенку»
|
7. |
- развивать соотносящие движения рук; знакомить с предметами разной величины; - обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов «большой и маленький»; - закрепление с детьми
плоскостной геометрической - учить детей аккуратности; |
1. Игра «Большой – маленький» 2. Игра «Где шарики» 3. Физкультминутка 4. Аппликация «Домики для собак»
|
8. |
- развитие тактильного восприятия; - обучение группировке
одинаковых предметов по цвету; - обучение воспроизведению пространственного расположения элементов конструкции по подражанию действиям взрослого. |
1. Игра «Не боюсь колючек» 2. Игра «Соберем пирамидки по цвету» 3. Физкультминутка «Наши уточки с утра» 4. Конструирование «Построим башню».
|
Продолжение таблицы 4
№ занятия |
Цели занятия |
Этапы занятия |
9. |
- развитие тактильного восприятия; - обучение группировке предметов по цвету, размеру, соотнесению предметов по форме, распознаванию и выбору по названию с использованием слов «большой», «маленький», чередованию по цвету; - продолжать учить детей рисовать пальчиками по всей поверхности листа. |
1. Игра «Хоровод среди цветов». 2. Игра «Разложим листочки на подносы» 3. Физкультминутка «Листочки» 4. Рисование пальчиками «Листья летят»
|
10. |
- развитие тактильного вос-приятия, умения соотносить движения с текстом; - знакомить с принципом складывания матрешки; - продолжать учить детей рисовать с помощью печаток; - закреплять название форм: круг, квадрат; - закреплять название цветов; - учить располагать рисунок по все поверхности листа. |
1. Игра «Ладушки» 2. Игра «Матрешки» 3. Физкультминутка «Мы веселые матрешки» 4. Рисование печатками «Украсим сарафан для матрешек»
|
11. |
- закрепление сенсорных эталонов: форма, размер; - обогащение словарного запаса; - развитие мелкой моторики; - учить детей раскатывать пластилин между ладошками в форме шара. - развивать эстетические чувства передачей художественного ска-зочного образа в аппликационной технике; - учить обрывать бумагу разной жесткости. |
1. Игра «Бусины» 2. Игра «Большой –малень-кий» 3. Физкультминутка 4. Аппликация «Встреча с колобком»
|