Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:23, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Сообразительный, смышленый ребёнок, но замкнут и неразговорчив. Другой ребёнок – не по годам интеллектуально развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему всё никак не даётся, к тому же он обидчив, задирист, агрессивен.
Введение……………………………………………………………………….....3.
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте как
психолого-педагогическая проблема.
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...7.
1.2. Влияние особенностей семейного воспитания на развития эмоциональной сферы ребёнка………………………………………………..14.
Выводы по первой главе……………………………………………………….27.
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2.1. Организация психологического исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, характеристика выборки……..31.
2.2. Методы исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………………………………33.
2.3. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………….40.
Выводы по второй главе……………………………………………………….50.
Заключение……………………………………………………………………...51.
Библиографический список………………
Министерство
образования Российской Федерации.
Государственное
«
Развитие эмоциональной
сферы у детей дошкольного
возраста».
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте как
психолого-педагогическая проблема.
1.1. Особенности развития эмоциональной
сферы ребёнка дошкольного возраста…………………………………………………………
1.2. Влияние особенностей семейного воспитания на развития эмоциональной сферы ребёнка………………………………………………..14.
Выводы по первой главе……………………………………………………….27.
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2.1. Организация психологического исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, характеристика выборки……..31.
2.2. Методы исследования эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………
2.3. Анализ результатов исследования эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………….50.
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………53.
Приложение.
Актуальность темы исследования. Сообразительный, смышленый ребёнок, но замкнут и неразговорчив. Другой ребёнок – не по годам интеллектуально развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему всё никак не даётся, к тому же он обидчив, задирист, агрессивен.
Успешное, в дальнейшем, личностное, в том числе интеллектуальное, развитие таких детей возможно, если своевременно обратить внимание на процесс формирования их эмоций.
Однако давайте не побоимся признаться себе, что мы имеем весьма приблизительное представление о роли эмоциональной сферы в жизни человека, о динамике эмоционального развития детей, о причинах недостатков в этом развитии, и, наконец, о способах профилактики и коррекции таких недостатков.
И это не вина, а беда педагогов, воспитателей, родителей. Они видят, что дети смеются и плачут, радуются и остаются спокойными. Такая очевидность детских эмоций порой вводит в заблуждение: « Пристальное внимание, специальные занятия требуются для интеллектуального развития ребёнка, а эмоции разовьются (возникают и адекватно проявляются в различных ситуациях) сами, без вмешательства мам, пап, воспитателей».
Мать переживает, если ребёнок, в отличие от сверстников, не так внятно и много говорит, не читает, не считает, и т. д. Но не всякую мать настораживает, что ребёнок не смеётся вместе со всеми. Не грустит вместе с сестрицей Алёнушкой, которая не уберегла братца Иванушку, и он превратился в козлёночка. Не переживает, если заболела любимая собака. Как часто, радуясь первому сказанному слову, родители не замечают первой улыбки ребёнка, игнорируют детские слёзы. Не спешат разделить с ребёнком его радости и печали.
Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей приводит к негативным последствиям: либо эмоциональное развитие ребёнка оказывается пущенным на самотёк, либо взрослые наносят ребёнку эмоциональную травму, что в эмоциональной сфере ребёнка не всё благополучно, они в ответ проявляют непонимание, растерянность или полную беспомощность.
Бытуют ещё и такие рассуждения: эмоции, безусловно, важны, но ведь не настолько, как память, мышление, речь. А следовательно, можно попробовать прожить и без них. Конечно, при этом люди лишились бы возможности радоваться, смеяться. Но и от страха, грусти, тоски, гнева, зависти они тоже избавились бы. Очень заманчиво! Не торопитесь. Недаром народная мудрость создала и сохранила замечательную сказку – предостережение:
«В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком тереме красовалась Несмеяна – царевна. Какое ей было житьё, какое приволье, какое роскошье!
Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.
Беда, несчастье! Полцарства готов отдать царь- отец, чтобы рассмешили дочку. Нельзя девочке расти без радости» (русская народная сказка).
«Сказка – лож, да в ней намёк…».
Жизнь без эмоций, без эмоционального реагирования, без эмоциональной окрашенности событий не может быть полноценной, гармоничной. «Стоит только на минуту представить себе жизнь людей, лишённую эмоций, - отмечал отечественный физиолог П. К.Анохин, - как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишённых всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина».
Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка подчёркивал К.Д.Ушинский: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребёнка, тем не менее, в направлении их должно видеть свою главную задачу». Но «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему - то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать». Эти слова, сказанные Л.С.Выготским ещё в 1926 году, по-прежнему современны.
Указания на роль эмоциональной сферы, значимость и место эмоций в жизни человека содержится и в трудах людей, не имеющих непосредственного отношения к психологии и педагогике. Вдумайтесь в то, что говорили философы, мудрецы, писатели: «Кто самый сильный из людей?» - спросили как-то мудреца. – Тот, кто сильнее собственных страстей!» (Саади, мыслитель, персидский поэт).
«Скрыть наши истинные чувства труднее, чем изобразить несуществующие»
(Ф. Ларошфуко, французский писатель- моралист).
«Спрашивать совета следует лишь у того, который умеет владеть своими страстями» (Леонардо да Винчи).
Однако чаще эмоции «чувствуют» за нас, а мы этого и не подозреваем, хотя не исключено, что когда – нибудь столкнёмся с плодами переживания этих незнакомых, т. е. бессознательных эмоций. Когда – нибудь нам скажут, что нас обуревали эмоции, чувства и страсти, но тем не менее, именно так оно и было.
В детстве мы знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Точно так же и дети, и нам, взрослым (навёрстывая упущенное), полезно познакомиться с собственными эмоциями, изучить их. Это даёт нам возможность стать хозяевами своей душевной жизни и не позволить эмоциям, особенно негативным, овладевать нами: руководить нашими словами, мыслями, поступками, чувствами, определять наши жизненные выборы, искажать наше общение с другими людьми. Если мы знакомы с собственными эмоциями, то мы можем их сдерживать, не выражать, подвергать отбору, усиливать, исходя из своих намерений в конкретной ситуации.
раскрыть проблему развития эмоциональной сферы ребёнка в дошкольном возрасте с помощью изучения научных исследований и анализа практической, экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс взаимодействия социальной среды и ребёнка дошкольного возраста.
Предмет исследования: социальные условия повышения эффективности взаимодействия педагогов Д.О.У. и семьи в вопросах эмоционального развития ребенка.
В качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто предложение, что эмоции играют существенную роль в психическом развитии ребенка, и развитие будет благополучным,
- если создать благоприятные условия на основе субъект - субъектного взаимодействия в треугольнике «общество– дети – родители».
- способствовать
созданию эмоционально
Методологической основой нашего исследования является личностно-оринтированный подход, реализующий субъектное взаимодействие на принципах, сотрудничества и партнерства.
Базой экспериментальной работы стало Муниципальное образовательное учреждение детский сад № 244, 5 детей подготовительной группы.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, методологической литературы по исследуемой проблеме, и эксперимент.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста