Формирование сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенности сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, разработка, реализация и оценка эффективности программы по данному направлению.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Выявить особенности сенсомоторного развития у детей раннего дошкольного возраста.
3. Составить и реализовать программу по сенсомоторному воспитанию для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
4. Провести оценку эффективности проделанной работы.

Работа содержит 1 файл

дипломная защита.docx

— 329.89 Кб (Скачать)

 

Продолжение таблицы 4

№ занятия

Цели занятия

Этапы занятия

12.

- расслабление кисти;

- выработка умения проводить прямые короткие линии, правильно держать фломастер;

- обучение соотнесению предметов по цвету;

- обучение соотнесению предметов по форме;

- развитие мелкой моторики.

  1. Организационный момент: приветствие детей.
  2. Основная часть:

1. Игра «Белка».

2. Игра «Нарисуем цветной дождик»

3. Физкультминутка «Дождик»

4. Игра «Геометрическое лото»

  1. Итог.

13.

-развитие умения выкладывать несложные плоскостные предметы на горизонтальной плоскости;

- выработка умения ориентироваться на листе бумаги;

- развитие мелкой моторики;

- координация речи с  движением;

- развитие воображения;

- развитие артикуляторного аппа-рата;

- развитие силы рук;

- учить рисовать круговыми  дви-жениями.

  1. Организационный момент: приветствие детей.
  2. Основная часть:

1. Игра «Бумажные снежки».

2. Игра «Снеговик».

3. Физкультминутка.

4. Рисование карандашами «Мы рисуем снежный ком».

  1. Итог.

14.

- обучение чередованию предметов по цвету;

- закрепление знания названий  основных цветов;

- обучение соотнесению формы прорези и вкладки;

- развитие мелкой моторики;

- учить детей раскатывать  пластилин между ладошками.

  1. Организационный момент: приветствие детей.
  2. Основная часть:

1. Игра  «Сделаем бусы для лисички».

2. Игра «Отправим подарки».

3. Физкультминутка «Звериная зарядка».

4. Лепка «Бусы».

  1. Итог.

 

Продолжение таблицы 4

№ занятия

Цели занятия

Этапы занятия

15.

- обучение сравнению трех предметов по высоте;

- развитие умения составлять  целое из нескольких частей;

- обучение распознаванию проти-воположных понятий «большой», «маленький»;

- развитие умения анализировать, сравнивать, выявлять;

- обучение умению различать  предметы по форме;

- совершенствование мелкой  моторики.

  1. Организационный момент: приветствие детей.
  2. Основная часть:

1. Игра «Елочка»

2. Игра «Соберем елочки».

3. Физкультминутка.

4. Рисование печатками «Нарядим елочку»

  1. Итог.

 

Итак, предлагаемая программа  рассчитана на развитие сенсомоторной  сферы  у детей раннего дошкольного  возраста, в частности на формирование сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, формирование целостного восприятия и на развитие мелкой моторики.

 

2.4. Оценка эффективности проделанной работы

После реализации данной программы  было проведено контрольное исследование детей контрольной группы №2 и  экспериментальной группы, с использованием методики аналогичной констатирующему эксперименту, полученные данные представлены в таблице 5.

Таблица 5

Уровни сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка и воспитывающихся в семье (контрольная группа №1, контрольная группа №2, экспериментальная группа)

Уровни сенсомоторного развития

Контрольная группа №1

Контрольная группа №2

Экспериментальная группа

Абсолютные числа

%

Абсолютные числа

%

Абсолютные числа

%

высокий

8

100

0

0

2

20

средний

0

0

7

90

6

80

низкий

0

0

1

10

0

0


 

Результаты исследования уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста , контрольной группы №2 и экспериментальной группы, представлены в Приложении 6 и 7.

Рисунок 4. Результаты уровня сенсомоторного развития детей  раннего дошкольного возраста контрольной  группы №1, контрольной группы №2 и  экспериментальной группы

Результаты исследования показали, что и в контрольной группе №2 и в экспериментальной группе уровень сенсомоторного развития детей  возрос,

среднего уровня достигли четыре ребенка в каждой группе, но в экспериментальной группе два ребенка достигли высокого уровня сенсомоторного развития, а в контрольной  группе №2 один ребенок остался на низком уровне.

Можно сделать  вывод, что эффективнее всего, для  развития сенсомоторной сферы у  детей раннего дошкольного возраста, использовать продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование, ведь под влиянием этих деятельностей, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем, объединять их в целое, в процессе самой деятельности представления детей о цвете, форме, величине предметов уточняются и закрепляются в сознании, развивается мелкая моторика. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности. За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки.

Результаты уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного  возраста на констатирующем и  контрольном этапах экспериментов представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты уровней  сенсомоторного развития детей раннего  дошкольного возраста на констатирующем и  контрольном этапах экспериментов

 

 

 

 

Уровни сенсомоторного развития

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Контроль-ная группа №1

Контроль-ная группа №2

Эксперимен-тальная группа

Контроль-ная группа №2

Эксперимен-тальная группа

Абс.

числа

%

Абс.

числа

%

Абс.

числа

%

Абс.

числа

%

Абс.

числа

%

Высокий

8

100

0

0

0

0

0

0

2

20

Средний

0

0

0

0

0

0

7

90

6

80

Низкий

0

0

8

100

8

100

1

10

0

0


 

Таким образом, в ходе контрольного эксперимента выяснилось, что дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, с которыми проводилось обучение по специально разработанной программе улучшили свои показатели по всем параметрам сенсомоторного развития, в сравнении с детьми, с которыми проводилось обучение по обычной программе и немного приблизились к показателям возрастной нормы, это подтверждает, что для детей раннего дошкольного возраста  наиболее эффективной формой организации сенсомоторного воспитания является использование изобразительной деятельности и нетрадиционных художественных техник, которые способствуют лучшему усвоению сенсорных эталонов, целостному восприятию и развитию мелкой моторики.

 

 

 

 

 

Заключение

 Проанализировав литературу  по данной теме, можно сделать  выводы, что, познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения. Развитие ощущений и восприятия имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно создает предпосылки для возникновения всех других более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Недостаточный уровень развития восприятия в ранний дошкольный период может задержать развитие мышления и речи, повлияет на формирование системы  знаний, умений и навыков, необходимых  для получения информации в старший  дошкольный период.

Дошкольный возраст характеризуется  общей сензитивностью к развитию, ребенок дошкольного возраста, находящийся в условиях учреждений интернатного типа, несет на себе воздействие той среды, которая в большинстве случаев искажает его развитие. Дети, находящиеся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации, имеют задержки в психомоторном развитии.

В характеристике познавательной сферы  отмечается отставание в области развития восприятия: дети испытывают затруднения в активном использовании эталонов цвета и формы, хотя могут находить нужный эталон по образцу, в том числе и словесному. Это свидетельствует о недостаточной сформированное соответствующих сенсорных эталонов, характеризующих восприятие. В целом, перцептивный статус детей несколько ниже возрастной нормы.

Отечественные специалисты  в области художественной педагогики 
Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Г.С. Комарова, Н.И. Сакулина и другие утверждают, что процесс развития сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраста представляет собой сложную психическую деятельность, сочитающую познавательные и эмоциональные моменты. Данные специалисты едины во мнении, что изобразительная деятельность обеспечивает сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, величину подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.

На констатирующем этапе  эксперимента все испытуемые были поделены на три группы детей в возрасте 3-х – 3.5 лет: контрольную группу №1 - это дети, воспитывающиеся в семье, контрольную группу №2 - дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка и экспериментальную группу - дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, с которыми планировалось, проведение коррекционной работы.

Было проведено исследование уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста всех трех групп.

Для исследования сенсомоторной  сферы детей раннего дошкольного  возраста использовались диагностические  задания, которые были составлены опираясь на основные показатели сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста и методику, составленную К. Л. Печорой,

Результаты исследования констатирующего эксперимента показали, что в контрольной группе №1, у всех детей высокий уровень сенсомоторного развития. Это связанно с тем, что у данных детей интеллект сохранен, все они посещают детский сад, где с ними целенаправленно занимаются педагоги, у этих детей благоприятные условия жизни в семье, они не испытывают недостатка в общении с взрослыми, получают достаточное количество внешних впечатлений.

А в контрольной группе №2 и в экспериментальной группе у всех детей низкий уровень сенсомоторного развития. Это связанно с неблагоприятными условиями жизни детей в доме ребенка (отсутствие близких людей, недостаточное общение со взрослыми, постоянное пребывание в коллективе сверстников), а также с тем что чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность и т.п. Многие дети, поступающие из социально неблагополучных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с неблагоприятным биологическим анамнезом.

На формирующем этапе эксперимента была разработана программа по развитию сенсомоторной сферы детей раннего дошкольного возраста, с использованием изобразительной деятельности и нетрадиционных художественных техник, которая реализовывалась с детьми экспериментальной группы.

На контрольном этапе  эксперимента было проведено сравнение  уровней сенсомоторного развития детей  раннего дошкольного возраста, с  результатами констатирующего эксперимента.

 Результаты исследования контрольного эксперимента показали, что дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, с которыми проводилось обучение по специально разработанной программе улучшили свои показатели по всем параметрам сенсомоторного развития, в сравнении с детьми, с которыми проводилось обучение по обычной программе и немного приблизились к показателям возрастной нормы, это подтверждает, что для детей раннего дошкольного возраста  наиболее эффективной формой организации сенсомоторного воспитания является использование изобразительной деятельности и нетрадиционных художественных техник, которые способствуют лучшему усвоению сенсорных эталонов, целостному восприятию и развитию мелкой моторики.

Информация о работе Формирование сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства