Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:30, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенности сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, разработка, реализация и оценка эффективности программы по данному направлению.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Выявить особенности сенсомоторного развития у детей раннего дошкольного возраста.
3. Составить и реализовать программу по сенсомоторному воспитанию для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
4. Провести оценку эффективности проделанной работы.
Продолжение таблицы 4
№ занятия |
Цели занятия |
Этапы занятия |
12. |
- расслабление кисти; - выработка умения проводить прямые короткие линии, правильно держать фломастер; - обучение соотнесению предметов по цвету; - обучение соотнесению предметов по форме; - развитие мелкой моторики. |
1. Игра «Белка». 2. Игра «Нарисуем цветной дождик» 3. Физкультминутка «Дождик» 4. Игра «Геометрическое лото»
|
13. |
-развитие умения выкладывать несложные плоскостные предметы на горизонтальной плоскости; - выработка умения ориентироваться на листе бумаги; - развитие мелкой моторики; - координация речи с движением; - развитие воображения; - развитие артикуляторного аппа-рата; - развитие силы рук; - учить рисовать круговыми дви-жениями. |
1. Игра «Бумажные снежки». 2. Игра «Снеговик». 3. Физкультминутка. 4. Рисование карандашами «Мы рисуем снежный ком».
|
14. |
- обучение чередованию предметов по цвету; - закрепление знания названий основных цветов; - обучение соотнесению формы прорези и вкладки; - развитие мелкой моторики; - учить детей раскатывать пластилин между ладошками. |
1. Игра «Сделаем бусы для лисички». 2. Игра «Отправим подарки». 3. Физкультминутка «Звериная зарядка». 4. Лепка «Бусы».
|
Продолжение таблицы 4
№ занятия |
Цели занятия |
Этапы занятия |
15. |
- обучение сравнению трех предметов по высоте; - развитие умения составлять целое из нескольких частей; - обучение распознаванию проти-воположных понятий «большой», «маленький»; - развитие умения анализировать, сравнивать, выявлять; - обучение умению различать предметы по форме; - совершенствование мелкой моторики. |
1. Игра «Елочка» 2. Игра «Соберем елочки». 3. Физкультминутка. 4. Рисование печатками «Нарядим елочку»
|
Итак, предлагаемая программа рассчитана на развитие сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста, в частности на формирование сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, формирование целостного восприятия и на развитие мелкой моторики.
2.4. Оценка эффективности проделанной работы
После реализации данной программы
было проведено контрольное
Таблица 5
Уровни сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка и воспитывающихся в семье (контрольная группа №1, контрольная группа №2, экспериментальная группа)
Уровни сенсомоторного развития |
Контрольная группа №1 |
Контрольная группа №2 |
Экспериментальная группа | |||
Абсолютные числа |
% |
Абсолютные числа |
% |
Абсолютные числа |
% | |
высокий |
8 |
100 |
0 |
0 |
2 |
20 |
средний |
0 |
0 |
7 |
90 |
6 |
80 |
низкий |
0 |
0 |
1 |
10 |
0 |
0 |
Результаты исследования уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста , контрольной группы №2 и экспериментальной группы, представлены в Приложении 6 и 7.
Рисунок 4. Результаты уровня сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста контрольной группы №1, контрольной группы №2 и экспериментальной группы
Результаты исследования показали, что и в контрольной группе №2 и в экспериментальной группе уровень сенсомоторного развития детей возрос,
среднего уровня достигли четыре ребенка в каждой группе, но в экспериментальной группе два ребенка достигли высокого уровня сенсомоторного развития, а в контрольной группе №2 один ребенок остался на низком уровне.
Можно сделать
вывод, что эффективнее всего, для
развития сенсомоторной сферы у
детей раннего дошкольного
Результаты уровней
Таблица 6
Результаты уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах экспериментов
Уровни сенсомоторного развития |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент | ||||||||
Контроль-ная группа №1 |
Контроль-ная группа №2 |
Эксперимен-тальная группа |
Контроль-ная группа №2 |
Эксперимен-тальная группа | ||||||
Абс. числа |
% |
Абс. числа |
% |
Абс. числа |
% |
Абс. числа |
% |
Абс. числа |
% | |
Высокий |
8 |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
20 |
Средний |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
90 |
6 |
80 |
Низкий |
0 |
0 |
8 |
100 |
8 |
100 |
1 |
10 |
0 |
0 |
Таким образом, в ходе контрольного эксперимента выяснилось, что дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, с которыми проводилось обучение по специально разработанной программе улучшили свои показатели по всем параметрам сенсомоторного развития, в сравнении с детьми, с которыми проводилось обучение по обычной программе и немного приблизились к показателям возрастной нормы, это подтверждает, что для детей раннего дошкольного возраста наиболее эффективной формой организации сенсомоторного воспитания является использование изобразительной деятельности и нетрадиционных художественных техник, которые способствуют лучшему усвоению сенсорных эталонов, целостному восприятию и развитию мелкой моторики.
Заключение
Проанализировав литературу по данной теме, можно сделать выводы, что, познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения. Развитие ощущений и восприятия имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно создает предпосылки для возникновения всех других более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Недостаточный уровень развития восприятия в ранний дошкольный период может задержать развитие мышления и речи, повлияет на формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для получения информации в старший дошкольный период.
Дошкольный возраст
В характеристике познавательной сферы отмечается отставание в области развития восприятия: дети испытывают затруднения в активном использовании эталонов цвета и формы, хотя могут находить нужный эталон по образцу, в том числе и словесному. Это свидетельствует о недостаточной сформированное соответствующих сенсорных эталонов, характеризующих восприятие. В целом, перцептивный статус детей несколько ниже возрастной нормы.
Отечественные специалисты
в области художественной педагогики
Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Г.С. Комарова,
Н.И. Сакулина и другие утверждают, что
процесс развития сенсомоторной сферы
у детей дошкольного возраста представляет
собой сложную психическую деятельность,
сочитающую познавательные и эмоциональные
моменты. Данные специалисты едины во
мнении, что изобразительная деятельность
обеспечивает сенсорное развитие, способность
различать цвет, форму, величину подводит
его к более глубокому восприятию богатства
красок, линий и их сочетаний, обеспечивает
понимание языка различных видов искусства.
На констатирующем этапе эксперимента все испытуемые были поделены на три группы детей в возрасте 3-х – 3.5 лет: контрольную группу №1 - это дети, воспитывающиеся в семье, контрольную группу №2 - дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка и экспериментальную группу - дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, с которыми планировалось, проведение коррекционной работы.
Было проведено исследование уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста всех трех групп.
Для исследования сенсомоторной
сферы детей раннего
Результаты исследования констатирующего эксперимента показали, что в контрольной группе №1, у всех детей высокий уровень сенсомоторного развития. Это связанно с тем, что у данных детей интеллект сохранен, все они посещают детский сад, где с ними целенаправленно занимаются педагоги, у этих детей благоприятные условия жизни в семье, они не испытывают недостатка в общении с взрослыми, получают достаточное количество внешних впечатлений.
А в контрольной группе №2 и в экспериментальной группе у всех детей низкий уровень сенсомоторного развития. Это связанно с неблагоприятными условиями жизни детей в доме ребенка (отсутствие близких людей, недостаточное общение со взрослыми, постоянное пребывание в коллективе сверстников), а также с тем что чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность и т.п. Многие дети, поступающие из социально неблагополучных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с неблагоприятным биологическим анамнезом.
На формирующем этапе эксперимента была разработана программа по развитию сенсомоторной сферы детей раннего дошкольного возраста, с использованием изобразительной деятельности и нетрадиционных художественных техник, которая реализовывалась с детьми экспериментальной группы.
На контрольном этапе эксперимента было проведено сравнение уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, с результатами констатирующего эксперимента.
Результаты исследования контрольного эксперимента показали, что дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, с которыми проводилось обучение по специально разработанной программе улучшили свои показатели по всем параметрам сенсомоторного развития, в сравнении с детьми, с которыми проводилось обучение по обычной программе и немного приблизились к показателям возрастной нормы, это подтверждает, что для детей раннего дошкольного возраста наиболее эффективной формой организации сенсомоторного воспитания является использование изобразительной деятельности и нетрадиционных художественных техник, которые способствуют лучшему усвоению сенсорных эталонов, целостному восприятию и развитию мелкой моторики.