Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:02, реферат

Описание работы

У детей 5 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.
К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 5 – 7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки.

Работа содержит 1 файл

wozrastnie osobennosti detei.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

Особенности восприятия старших дошкольников. 

 

        У детей 5 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений  и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.

К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 5 – 7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки.

Есть свои особенности  в слуховой чувствительности. Острота  тонального слуха ниже по сравнению  с взрослыми людьми. При восприятии музыкальных произведений дошкольники  улавливают преимущественно их динамическую сторону: ритм и темп.

В этот период существенно  усовершенствуется кинестетическая  тактильная чувствительность. Показателем  их развития может служить различия тяжести предметов. В возрасте 4 – 7 лет эта способность возрастает в 2 раза. Огромное значение в развитии кинестетических ощущений имеют подвижные игры, гимнастика, упражнения (катание на велосипеде, коньках, лыжах, занятия теннисом).

Развивается обонятельная чувствительность. Дети 5 – 7 лет уже  делают значительно меньше ошибок в различении запахов, по сравнению с младшими дошкольниками.

К 5 – 6 годам значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства. Дети этого возраста всё чаще проявляют потребность  разобраться во всех встречающихся  формах. Они уже пробуют установить, на что похож предмет.  Взрослые должны поддержать потребность ребёнка разобраться в формах окружающих предметов.

Дети уже неплохо  решают задачи на сравнение длины  линий, хуже обстоит дело с решением сложных задач на глазомер. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребёнок подбирает недостающие детали для постройки или делит комок глины при лепке, чтобы хватило на все части предмета. Упражняется глазомер также в аппликации, в рисовании, в играх.

У малышей 5 – 7 лет уже в некоторой мере сформирована способность ориентироваться во времени. Они опираются на существенные признаки в определении времени (утро – « когда светло», «когда солнышко встаёт»). Дети знакомиться с такими категориями, как раньше и позже. В возрасте 6 – 7 лет они оказываются способными понять, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека.

Особо следует рассказать о некоторых особенностях художественного  восприятия детей. Дошкольники активно  относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведений. Лишь к концу дошкольного возраста появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя. Оценочные суждения детей этого возраста ещё примитивны, но всё же свидетельствуют о зарождении умения не только чувствовать красивое, но и оценить его. Развитию художественного восприятия содействуют расширение знаний, представлений об окружающей действительности, развития речи, мышления.

Восприятие других людей  детьми 5 – 7 лет зависит от взаимоотношений. Оценивая детей, к которым проявляется  симпатия, ребёнок называет преимущественно их положительные качества. Сверстников же, к которым нет симпатии, характеризует только с отрицательной стороны.

Важную роль в развитии социальной перцепции детей 5 – 7 лет  играет взрослый, который обращает внимание на разные стороны поведения людей, героев произведений, особенности их облика. Именно взрослый должен формировать у детей «точки зрения», «эталоны», с которыми они будут сверять своё поведение, поведение своих товарищей.

Восприятие ребёнка 5 лет ещё носит непроизвольный характер, то есть является непреднамеренным. К 7 годам дети уже могут ставить перед собой цель изучить свойства того или иного предмета, сравнить предметы между собой.

Развитие восприятия даёт возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснить существующие между ними связи и отношения.

 

ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Особенности воображения у детей дошкольного возраста.  

 

Развитие детского воображения  связывается окончанием периода  раннего детства, когда ребёнок  впервые демонстрирует способность  замещать одни предметы другими и  использовать одни предметы в роли других.

В играх детей дошкольного  возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие.

В старшем дошкольном возрасте (5 – 6 лет), когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Творческое воображение  детей проявляется в сюжетно- ролевых играх.

К концу дошкольного  периода детства воображение  у детей представлено в двух основных формах:

1) Произвольное, самостоятельное  порождение ребёнком какой- либо  идеи;

2) Возникновение воображаемого  плана её реализации.

Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:

1)Познавательно- интеллектуальную,

2)Аффективно- защитную.

Познавательная функция  позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.

Аффективно-защитная функция  воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм.

Игры для развития воображения ребёнка с успехом  могут быть использованы для своеобразного  символического разрешения конфликтных  ситуаций. Это можно объяснить  тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения.

К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение  в увеличении продолжительности  игры на одну тему.

Следует отметить, что  в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. А детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.

Старший дошкольный возраст  является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация  воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Значение воображения  в психическом развитии велико, оно  способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка.

      

Особенности памяти у детей 5 – 7 лет. 

 

     Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5 – 7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Постепенно памяти становится все более сложной.

Память ребёнка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, домам, деревьям, цветам, и.т.д.), а также и несущественные признаки, частные детали.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.

В дошкольном возрасте начинают формироваться  другие особенности  памяти. Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботиться о том, чтобы все, что воспринимает, легко и точно припомнить впоследствии).

Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться  произвольная память.

Следует также отметить, что в возрасте 5 – 7лет преобладает  наглядно- образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно- логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные  признаки предметов.

 

Особенности внимания у детей 5 – 7 лет. 

 

Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к  воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под  влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы  совершенствовать способность дошкольника  к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:

1)     развивать его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение),

2)     тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём).

            В 5 – 7-летнем возрасте, когда  процессы возбуждения начинают  уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно  управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.. Если ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах.

            В основном, дети данного возраста  способны активно и продуктивно  заниматься одним и тем же  делом 10 – 15 минут, не отвлекаясь  на посторонние объекты.  Устойчивость  внимания зависит и от индивидуальных  особенностей детей дошкольного возраста.  

 

Особенности мышления детей 5 – 6 лет. 

 

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью  мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три  вида мышления:

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами),

2) наглядно-образное (познание с  помощью представлений предметов,  явлений),

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное  мышление интенсивно развивается у  ребенка с 3 – 4 лет: он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними.

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная  форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что  ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К 6 – 7 годам начинается более интенсивное  формирование словесно-логического  мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление.

    Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

    В связи  с этим остро стоит проблема  готовности ребенка к школьному  обучению. Длительное время считалось,  что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

    Концепции  готовности к школьному обучению  как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Выделяют три основные линии , по которым должна вестись подготовка к школе:

      Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Информация о работе Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста