Формирования словаря детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить оптимальные условия формирования словаря детей дошкольного возраста;
Объект исследования: процесс речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы формирования словаря старших дошкольников;
2. Проанализировать состояние проблемы ознакомление дошкольников с трудом взрослых;
3. Выявить сформированность представлений у детей о профессиях в ДОУ.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 162.45 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

          С первых дней жизни малыша  родители,  задумываются о его  будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности, у отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию и т.д. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли воспитателей, продавцов, врачей, строителей и др.

          Ярко выраженная склонность детей  к определенным ролям, играм,  видам труда или другой деятельности  свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. [29, с. 24]

          Одной из основных задач педагогов  является формирование социальной  компетенции дошкольников на основе самостоятельного выбора вида деятельности, обогащение знаний детей о профессиональной деятельности взрослых. Необходимо показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять своё место в этом мире [28, c.124]

             Труд – центральное социальное  явление. Это содержание знаний  имеет непреходящее значение  в социализации личности. Такие  знания обеспечивают понимание  задач общества, места каждого  человека в решении этих задач,  понимание значения труда в  жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной  перцепции, интереса к трудовой  деятельности людей, отношения  к труду, результатам труда  уже в дошкольном возрасте [21, с.15].

           В.И. Логиновой в исследованиях  отмечено, что знания о труде,  отношениях к нему взрослых, мотивах,  направленности труда, отраженные  в образах, начинают регулировать  поступки детей, перестраивать  их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада [11, с.23].

          Разнообразная действительность  позволяет ребенку непосредственно  пережить, прочувствовать необходимость  выполнения определенных норм  и правил для достижения важных  и интересных целей. Наиболее  сильные эмоциональные переживания  вызывают у ребенка его взаимоотношения  со взрослыми, основанные на совместных действиях. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Общение и деятельность служат школой чувств и передачей социального опыта жизни среди людей. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение к окружающему, проявлять свои способности. [17,с.32]

          Трудовому воспитанию, то есть  привлечению детей к самостоятельному  посильному труду и наблюдению  за трудом взрослых, объяснению  его значения в жизни людей,  принадлежит важная роль во развитии личности ребенка, в ближайшем будущем ученика школы. Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста - это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознанности труда [17, с.32].

          Так, в работах С.М. Котляровой  указывается на то, что процесс  формирования у детей представлений  о труде взрослых является  одним из средств воспитания  уважения и любви к труду  [7, с.45]. В ряде других работ  также отмечается, что обогащение  знаний детей о разных видах  труда взрослых, о роли труда  в жизни людей, об отношениях, возникающих в процессе труда,  способствует воспитанию положительного  отношения к труду (А.М. Виноградова,  Г.Н. Година, С.А. Козлова и др.) [14, с.19].

          Исследования М.В. Крулехт посвящены изучению социального становления личности дошкольника. По мнению М.В. Крулехт, социальное становление происходит в ходе формирования системных знаний (об общественных явлениях, о жизни и трудовой деятельности людей и т. п.), что оказывает большое воспитательное воздействие на усвоение нравственных норм поведения, в том числе и на осознанное отношение к окружающему миру, к труду [8, с.26].

           Кроме того, как отмечает А.Ш.  Шахманова, формирование представлений о труде взрослых повышает у детей интерес к трудовой деятельности, вызывает желание быть похожими на тружеников, подражать им [30, с.31]. Вместе с тем, в исследованиях Г.П. Лесковой доказана возможность усвоения дошкольниками элементарного понимания общественной значимости труда и необходимость формирования таких знаний именно в дошкольном возрасте. Понимание общественной значимости труда взрослых оказывает влияние и на поведение детей, их отношение к собственной практической деятельности, побуждает включаться в труд [10, с.14].

          Таким образом, ознакомление с  профессиями ставит целью дать  детям конкретные знания и  представления о труде и воспитать  уважение к труду взрослых, научить  ценить его, возбудить к нему  интерес. Одновременно решается  задача воздействовать на поведение  детей – вызвать желание трудиться,  работать добросовестно, тщательно. 

           Зачастую дети имеют весьма  смутное представление о мире  профессий взрослых, особенно, если  процесс труда недоступен для  наблюдения (например – труд шахтера)  или результат труда не выражен  материально (например – труд  экономиста, бухгалтера). Даже если  ребенок называет профессию мамы  и бывал у нее на работе, он не всегда понимает суть  ее профессиональной деятельности, не отделяет трудовые процессы  от нетрудовых.

          Отношение к профессии вырабатывается  в процессе социализации личности, который охватывает и старший  дошкольный период. Большое влияние  на старших дошкольников оказывает  эмоциональное отношение взрослого  к труду. Знакомство с трудом  взрослых это не только средство  формирования системных знаний, но и дальнейшее формирования словарного запаса старших дошкольников.

         Богатство словаря есть признак  высокого развития речи ребёнка.  Обогащение словарного запаса  в процессе ознакомления с  трудом взрослых являются необходимым  условием для развития коммуникативных  умений детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребёнок  должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться  со сверстниками и взрослыми,  успешно обучаться в школе,  понимать литературу, телевизионные  и радиопередачи и т. д. Поэтому  дошкольная педагогика рассматривает  развитие словаря у детей как  одну из важных задач развития  речи.

          Развитие словаря понимается  как длительный процесс овладения  словарным запасом, накопленным  народом в процессе его истории.

          Актуальность проблемы формирования словаря в процессе ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых на социально-педагогическом уровне продиктована также тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания» и других нормативно-правовых документах страны. В них указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью.

     Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в  настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по формированию словаря  в процессе ознакомления с трудом взрослых.. В ДОУ предметно-развивающая  среда не обеспечивает должного уровня обогащения словарного запаса дошкольников с учетом современных требований к личности ребенка на всех периодах дошкольного детства.

     Существует  востребованность в методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по организации различных форм работы взрослых и детей, направленных на формирование словаря в процессе ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых.

     Итак, на сегодня явно обозначились следующие  объективно существующие противоречия между:

     1) социальным заказом общества  на выполнение функций, связанных  с воспитанием социально активной  личности, любящей труд и способной  к преобразованию окружающего  мира, и существующими традиционными  подходами в дошкольных образовательных  учреждениях, не всегда обеспечивающими  должный уровень трудолюбия у  детей;

     2) необходимостью формирования словаря  в процессе ознакомления старших  дошкольников с трудом взрослых  и недостаточной разработанностью  педагогических условий для обеспечения  этого процесса;

     3) стремлением дошкольных образовательных  учреждений обеспечить формирование  словаря в процессе ознакомления  старших дошкольников с трудом  взрослых и отсутствием разработанных  методических рекомендаций в  практике педагогов.

     Сформулированные  противоречия обусловили актуальность проблемы, связанной с поиском модели, направленной на формирование словаря в процессе ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых

Важность  рассматриваемой проблемы, ее недостаточная  теоретическая и практическая разработанность  послужили основанием для определения  темы исследования: «Формирование словаря в процессе ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых».

         Цель исследования: выявить оптимальные условия формирования словаря детей дошкольного возраста;

Объект  исследования: процесс речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.

     Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников  в процессе ознакомления с трудом взрослых.

     В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования поставлены следующие задачи:

         1. Изучить теоретические вопросы  формирования словаря старших  дошкольников;

          2. Проанализировать состояние проблемы  ознакомление дошкольников с  трудом взрослых;

           3. Выявить сформированность представлений у детей о профессиях в ДОУ.

              Основу исследования составили труды  В, И. Логиновой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородач, М.И.Лисиной, С.Л.Рубинштейна, В. В. Гербовой, Н. В. Казюк, О. С. Ушаковой, В. И. Яшиной, М. М. Алексеевой, А. А. Люблинской, Д. Б, Эльконина, Ю. С. Ляховской, Н. В. Савельевой, Е. И. Тихеевой, Л. А. Колуновой.

          Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; интервьюирование детей; методы математической статистической обработки данных.

          Исследование проводилось в три  этапа. 

          Первый этап - изучение и анализ  литературы по теме исследования. Формулировка проблемы, поиск основных  направлений исследований, выработка  объекта, предмета исследования, определение целей и задач  эмпирического исследования.

          Второй этап - проведение  эмпирического  исследования.

          Третий этап - обобщение и теоретическое  осмысление полученных данных, оформление  работы.

          Структура курсовой работы представлена  введением, двумя главами, заключением. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ 

1.1 Формирования словаря  у детей старшего дошкольного возраста

      

          Ребенок, не владеющий словарным  запасом, испытывает большие трудности,  не находя подходящих слов  для выражения своих мыслей. Скупость  словаря делает речь бесцветной, однообразной, а нередко непонятной  для слушателя.

          Именно в детском саду, где  закладываются основы развития  мышления и речи и создаются  предпосылки для образования  отвлеченных понятий, словарная  работа должна приобретать особое  значение [12, c.31]

     В современной методике словарная  работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное усвоение словарного состава  родного языка. Развитие словаря  понимается как длительный процесс  количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения  [2, с.43].

Информация о работе Формирования словаря детей дошкольного возраста