Формирование познавательной потребности у школьников старших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

В ходе научной работы, опираясь на различные методы исследований (литературу, анкету “Познавательная потребность”, опросник В. Шутца, эксперимент), мы пришли к выводу, что удовлетворение межличностных потребностей формирует познавательную потребность.
Рассмотрев классификации потребностей в отечественной и зарубежной психологии, можно сказать, что центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, намерений.

Содержание

Введение.......................................................................................2
1. Понятие потребности с точки зрения различных психологов...........................................................................................3
1.1 Развитие потребностей в онтогенезе..............................10
2. Классификация потребностей...........................................17
2.1 Классификация потребностей в отечественной психологии.........................................................................................17
2.2 Классификация потребностей в зарубежной психологии.........................................................................................20
2.3 Психологические и возрастные особенности мотивации школьников старших классов.......................................................25
3. Экспериментальное исследование....................................27
3.1 Констатирующее экспериментально психологическое исследование.....................................................................................35
Заключение...............................................................................43
Список использованной литературы..................................45

Работа содержит 1 файл

Формирование познавательной потребности у школьников старших классов..doc

— 223.00 Кб (Скачать)

 

Таблица №9

 

Направленность межличностных потребностей

 

Направленности

В(I)

К(С)

А(А)

Для другого

30%

3,75%

60%

Для себя

70%

62,5%

40%

Высокие показатели преобладают по шкале I и C - потребности во включении (70%), контроле (62,5%), которые протекают в направлении от других людей к индивиду. Потребность включения для себя на уровне эмоций среди девочек определяется, как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса, которое включает в себя интерес других людей к субъекту. С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение девочек направленно на установление связей между людьми. Для девочек характерно желание нравиться, привлекать внимание, интерес.

Потребность контроля для себя (62,5%) на эмоциональном уровне определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность, включает получение достаточного уважения со стороны других. Эта потребность затрагивает области влияния и авторитета.

Сравнивая показатели межличностных потребностей мальчиков и девочек, можно сказать, что для мальчиков характерна 100% потребность в контроле для другого. Для них характерно влияние на остальных учащихся в классе, они предпочитают брать в свои руки руководство и стремятся в свои руки руководство и стремятся решать, что и как будет делаться.

Показатели потребности включения, направленной от других людей к индивиду и у мальчиков и у девочек равные - 70%. Это свидетельствует о том, что учащиеся стремятся к участию в деятельности, стараются, чтобы другие хотели быть в их обществе.

Что касается потребности в аффекте, то она выше у девочек - 60%. Это связано с тем, что по своей природе девочки более синтементальны, чем мальчики. Для них более характерно эмоциональное влечение, симпатия к окружающим, желание посекретничать. Для мальчиков же характерны отношения одного и группы и эмоциональная сторона.

Чтобы доказать предположение о зависимости уровня познавательной потребности от удовлетворения межличностных потребностей мы сравнили результаты диагностики В. Шутца и познавательной потребности.


Таблица №10

Сравнение уровня развития познавательной потребности

и межличностных потребностей

 

Познание

Ie

Cw

Ae

Iw

Ce

Aw

3

2

0

4

2

8

4

7

5

1

5

2

5

6

4

7

13

5

10

1

4

Получаем данные результаты по шкале познавательная потребность и по шкалам межличностных потребностей учащихся 10 класса. Включение (I), контроль (С), аффект (А) и проследим зависимость познавательной потребности от удовлетворения межличностных потребностей.

Гипотеза: познавательная потребность зависит от удовлетворения межличностных потребностей


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе научной работы, опираясь на различные методы исследований (литературу, анкету “Познавательная потребность”, опросник В. Шутца, эксперимент), мы пришли к выводу, что удовлетворение межличностных потребностей формирует познавательную потребность.

Если раньше проблема воспитания потребностей не выдвигалась в качестве специальной задачи, то сейчас на современном этапе этот вопрос является одним из важнейших. Рассмотрев классификации потребностей в отечественной и зарубежной психологии, можно сказать, что центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, намерений. В целях обоснования материала нашей курсовой работы напомним, что потребность - это психологическое отношение личности, переживаемое как противоречие между общественным эталоном потребления какой-то ценности или блага и уровнем потребления данного индивида и выступающее силой активности. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость возникновении и совершенствовании способов и средств, направленных на поиски нахождение предметов их удовлетворения. В зависимости от развития потребностной сферы школьников осуществляется развитие их познавательных способностей, навыков и умений. Основываясь на мнении зарубежных и отечественных психологов можно сказать, что понимание потребности, как отношения личности, выгодно тем, что выводит проблему  формирования потребностей на уже освоенный уровень общих закономерностей воспитания школьников. Развитие потребностей в конечном итоге, исходит от самого человека. Задача учителя развивать потребностную сферу учащихся. В ходе экспериментального исследования мы изучили межличностные потребности учащихся 10 класса и доказали гипотезу о зависимости познавательной потребности и межличностной потребности.

Проанализировав результаты констатирующего и формирующего экспериментов, мы пришли к выводу, что долг учителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за учащимися, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них и принимать решения по их организации с целью повышения эффективности  работы и успеваемости учащихся на уроке.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, - М., 1977г.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М., Педагогика, 1980 г.

3. Андреева П.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., Наука, 1994 г.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды/Под редакция Д.И. Фельдштейна. - М. 1995 г.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., Педагогика, 1983

6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям. - М.,1995 г.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 1991г.

8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988 г.

9. Диллигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., Новая школа, 1996 г.

10. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М., 1978.

11. Ильин А.В.   Мотивы человека. - М., 1995 г.

 

10

 



Информация о работе Формирование познавательной потребности у школьников старших классов