Формирование познавательной потребности у школьников старших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

В ходе научной работы, опираясь на различные методы исследований (литературу, анкету “Познавательная потребность”, опросник В. Шутца, эксперимент), мы пришли к выводу, что удовлетворение межличностных потребностей формирует познавательную потребность.
Рассмотрев классификации потребностей в отечественной и зарубежной психологии, можно сказать, что центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, намерений.

Содержание

Введение.......................................................................................2
1. Понятие потребности с точки зрения различных психологов...........................................................................................3
1.1 Развитие потребностей в онтогенезе..............................10
2. Классификация потребностей...........................................17
2.1 Классификация потребностей в отечественной психологии.........................................................................................17
2.2 Классификация потребностей в зарубежной психологии.........................................................................................20
2.3 Психологические и возрастные особенности мотивации школьников старших классов.......................................................25
3. Экспериментальное исследование....................................27
3.1 Констатирующее экспериментально психологическое исследование.....................................................................................35
Заключение...............................................................................43
Список использованной литературы..................................45

Работа содержит 1 файл

Формирование познавательной потребности у школьников старших классов..doc

— 223.00 Кб (Скачать)

 

По результатам таблицы мы определяем высокий, средний и низкий показатель развития уровня межличностных потребностей и данные заносим в таблицу №5:


Таблица №5

 

Уровень развития межличностных потребностей

 

 

Ie

Cw

Ae

Iw

Ce

Aw

Выс.

2

14%

-

-

4

28,6%

2

14%

8

57%

4

28%

Сред.

5

36%

1

7,2%

5

35,7%

2

14%

5

35%

6

44%

Низ.

7

50%

13

92,8%

5

35,7%

10

72%

1

8%

4

28%

 

Выражаем данные в процентном отношении и сравниваем результаты:

Итак, 13 испытуемых имеют низкие результаты по шкале Сw (потребность в контроле). Эта потребность определяется, как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. 92% учащихся не имеют удовлетворительные отношения в направлении от других людей к индивиду - в диапазоне "от всегда контролируют" до "никогда не контролируют". На эмоциональном уровне эта потребность определяется, как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность. 13 испытуемых избегают влияния и контроля со стороны других, так как поведение в области контроля затрагивает область силы, влияния, авторитета.

Анализируя данные таблицы №5, что 8 опрошенных имеют высокие результаты по шкале Се (потребность контроля), то есть 57% учащихся имеют удовлетворительные отношения в направлении от индивида к остальным людям в диапазоне от "всегда контролируют поведение остальных людей" вплоть до "никогда не контролируют поведение других". В поведении учащегося эта потребность выражается в контроле и влиянии на остальных; они берут в свои руки руководство и стремятся решать, что и как будет делаться. Данный результат свидетельствует о значимости потребности контроля в общении со сверстником, в то время как 92% - это показатель отказа от необходимости быть контролируемым, а наоборот выражается в стремлении к власти, авторитету и контролю.

28% учащихся имеют высокий показатель по шкале Iw (потребность в аффекте). Эта потребность определяется как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. Взаимоотношения учащихся протекают в направлении от других людей к индивиду. По данным таблицы мы также видим, что 28% учащихся по шкале Iе (потребность в аффекте) имеют отношения от индивида к остальным людям. Они стремятся принимать остальных, чтобы другие имели интерес к ним, принимали участие в их деятельности, активно стремятся принадлежать к различным социальным группам. То есть показатели по Iw, Iе свидетельствуют об установлении дружеских отношений и дифференциации между учащимися группы. Поведение соответствующее потребности включения, можно обрисовать понятием исключения или включения принадлежности и сотрудничества.  Включение подразумевает такие понятия как, взаимоотношения между людьми, внимание, индивидуальность и интерес.  Потребность в аффекте ведет к эмоциональному сближению с партнерами и отличатся от включения тем, что не включает в себя сильных, эмоциональных привязанностей к отдельным людям. Таким образом во время исследования мы разделили показатели межличностных потребностей мальчиков и девочек и занесли данные в таблицу №5 и посчитали результаты в процентном отношении.

 

Таблица №6

Результаты исследования МО.

Мальчиков 10 "Б" класса.

 

Ф.И.О.

Включение

Контроль

Аффект

 

Ie

Iw

Cw

Се

Ае

Aw

Ж.С.

3

3

1

7

2

5

М.Г.

4

4

5

7

3

6

Н.С.

4

1

2

7

3

3

О.С.

4

4

4

6

6

2

Ц.И.

5

7

4

8

5

4

Л.Р.

5

6

3

8

8

6

Как известно, статус и социальные роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер, как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям - контроль, включение, аффект для другого, отношений к самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни - включение, контроль, аффект для себя.

Так, Б.Г. Ананьев выделяет 15 групп отношений личности. Для нас интерес представляют отношения  к отдельным людям, социальной группе (общественное, корпоративное сознание), к самому себе (к своей физической и психологической жизни, к своей личности). Именно образование отношений к самому себе является наиболее поздним, во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношениями к ситуации, предмету и средствам деятельности, другим людям.

В ходе исследования мы выявили особенности потребностей включения, контроля и аффекта в направлении от индивида к остальным людям и от других людей к индивиду.

Таблица №7

 

Направленности

В

К

А

Для другого

30%

100%

50%

Для себя

70%

-

50%

 

Итак, исходя из полученных результатов, мы видим, что мальчики имеют высокий показатель - 100% по шкале контроля (для других) - Се. Они стремятся к авторитету в группе, контролируют и влияют на остальных в группе. Это как правило связано с тем, что мальчики всегда стремятся занять и удерживать в системе психологических отношений в коллективе определенную позицию, которая бы обеспечивала им уважение, признание или доверие, поддержку, помощь и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения со сверстниками, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наиболее сильных сторон. таким образом мальчики в подростковом периоде хотят самоутвердиться, проявляя самостоятельность в силу твердого убеждения в правильности своего поведения.

Таблица №8

Результаты МО девочек 10 "Б" класса.

Ф.И.О.

Включение

Контроль

Аффект

 

Ie

Iw

Cw

Се

Ае

Aw

А.Е.

6

4

1

5

8

9

Б.А.

4

6

1

8

4

5

О.С.

7

2

2

8

5

6

П.А.

6

4

1

5

5

5

С.Т.

4

3

2

5

4

4

О.И.

4

1

3

5

8

7

Ш.Ю.

7

9

4

7

6

7

Ю.А.

6

4

2

4

8

8

Информация о работе Формирование познавательной потребности у школьников старших классов