Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа
В ходе научной работы, опираясь на различные методы исследований (литературу, анкету “Познавательная потребность”, опросник В. Шутца, эксперимент), мы пришли к выводу, что удовлетворение межличностных потребностей формирует познавательную потребность.
Рассмотрев классификации потребностей в отечественной и зарубежной психологии, можно сказать, что центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, намерений.
Введение.......................................................................................2
1. Понятие потребности с точки зрения различных психологов...........................................................................................3
1.1 Развитие потребностей в онтогенезе..............................10
2. Классификация потребностей...........................................17
2.1 Классификация потребностей в отечественной психологии.........................................................................................17
2.2 Классификация потребностей в зарубежной психологии.........................................................................................20
2.3 Психологические и возрастные особенности мотивации школьников старших классов.......................................................25
3. Экспериментальное исследование....................................27
3.1 Констатирующее экспериментально психологическое исследование.....................................................................................35
Заключение...............................................................................43
Список использованной литературы..................................45
По результатам таблицы мы определяем высокий, средний и низкий показатель развития уровня межличностных потребностей и данные заносим в таблицу №5:
Таблица №5
Уровень развития межличностных потребностей
| Ie | Cw | Ae | Iw | Ce | Aw | |||||||||
Выс. | 2 | 14% | - | - | 4 | 28,6% | 2 | 14% | 8 | 57% | 4 | 28% | |||
Сред. | 5 | 36% | 1 | 7,2% | 5 | 35,7% | 2 | 14% | 5 | 35% | 6 | 44% | |||
Низ. | 7 | 50% | 13 | 92,8% | 5 | 35,7% | 10 | 72% | 1 | 8% | 4 | 28% |
Выражаем данные в процентном отношении и сравниваем результаты:
Итак, 13 испытуемых имеют низкие результаты по шкале Сw (потребность в контроле). Эта потребность определяется, как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. 92% учащихся не имеют удовлетворительные отношения в направлении от других людей к индивиду - в диапазоне "от всегда контролируют" до "никогда не контролируют". На эмоциональном уровне эта потребность определяется, как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность. 13 испытуемых избегают влияния и контроля со стороны других, так как поведение в области контроля затрагивает область силы, влияния, авторитета.
Анализируя данные таблицы №5, что 8 опрошенных имеют высокие результаты по шкале Се (потребность контроля), то есть 57% учащихся имеют удовлетворительные отношения в направлении от индивида к остальным людям в диапазоне от "всегда контролируют поведение остальных людей" вплоть до "никогда не контролируют поведение других". В поведении учащегося эта потребность выражается в контроле и влиянии на остальных; они берут в свои руки руководство и стремятся решать, что и как будет делаться. Данный результат свидетельствует о значимости потребности контроля в общении со сверстником, в то время как 92% - это показатель отказа от необходимости быть контролируемым, а наоборот выражается в стремлении к власти, авторитету и контролю.
28% учащихся имеют высокий показатель по шкале Iw (потребность в аффекте). Эта потребность определяется как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. Взаимоотношения учащихся протекают в направлении от других людей к индивиду. По данным таблицы мы также видим, что 28% учащихся по шкале Iе (потребность в аффекте) имеют отношения от индивида к остальным людям. Они стремятся принимать остальных, чтобы другие имели интерес к ним, принимали участие в их деятельности, активно стремятся принадлежать к различным социальным группам. То есть показатели по Iw, Iе свидетельствуют об установлении дружеских отношений и дифференциации между учащимися группы. Поведение соответствующее потребности включения, можно обрисовать понятием исключения или включения принадлежности и сотрудничества. Включение подразумевает такие понятия как, взаимоотношения между людьми, внимание, индивидуальность и интерес. Потребность в аффекте ведет к эмоциональному сближению с партнерами и отличатся от включения тем, что не включает в себя сильных, эмоциональных привязанностей к отдельным людям. Таким образом во время исследования мы разделили показатели межличностных потребностей мальчиков и девочек и занесли данные в таблицу №5 и посчитали результаты в процентном отношении.
Таблица №6
Результаты исследования МО.
Мальчиков 10 "Б" класса.
Ф.И.О. | Включение | Контроль | Аффект | |||
| Ie | Iw | Cw | Се | Ае | Aw |
Ж.С. | 3 | 3 | 1 | 7 | 2 | 5 |
М.Г. | 4 | 4 | 5 | 7 | 3 | 6 |
Н.С. | 4 | 1 | 2 | 7 | 3 | 3 |
О.С. | 4 | 4 | 4 | 6 | 6 | 2 |
Ц.И. | 5 | 7 | 4 | 8 | 5 | 4 |
Л.Р. | 5 | 6 | 3 | 8 | 8 | 6 |
Как известно, статус и социальные роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер, как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям - контроль, включение, аффект для другого, отношений к самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни - включение, контроль, аффект для себя.
Так, Б.Г. Ананьев выделяет 15 групп отношений личности. Для нас интерес представляют отношения к отдельным людям, социальной группе (общественное, корпоративное сознание), к самому себе (к своей физической и психологической жизни, к своей личности). Именно образование отношений к самому себе является наиболее поздним, во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношениями к ситуации, предмету и средствам деятельности, другим людям.
В ходе исследования мы выявили особенности потребностей включения, контроля и аффекта в направлении от индивида к остальным людям и от других людей к индивиду.
Таблица №7
Направленности | В | К | А |
Для другого | 30% | 100% | 50% |
Для себя | 70% | - | 50% |
Итак, исходя из полученных результатов, мы видим, что мальчики имеют высокий показатель - 100% по шкале контроля (для других) - Се. Они стремятся к авторитету в группе, контролируют и влияют на остальных в группе. Это как правило связано с тем, что мальчики всегда стремятся занять и удерживать в системе психологических отношений в коллективе определенную позицию, которая бы обеспечивала им уважение, признание или доверие, поддержку, помощь и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения со сверстниками, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наиболее сильных сторон. таким образом мальчики в подростковом периоде хотят самоутвердиться, проявляя самостоятельность в силу твердого убеждения в правильности своего поведения.
Таблица №8
Результаты МО девочек 10 "Б" класса.
Ф.И.О. | Включение | Контроль | Аффект | |||
| Ie | Iw | Cw | Се | Ае | Aw |
А.Е. | 6 | 4 | 1 | 5 | 8 | 9 |
Б.А. | 4 | 6 | 1 | 8 | 4 | 5 |
О.С. | 7 | 2 | 2 | 8 | 5 | 6 |
П.А. | 6 | 4 | 1 | 5 | 5 | 5 |
С.Т. | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 4 |
О.И. | 4 | 1 | 3 | 5 | 8 | 7 |
Ш.Ю. | 7 | 9 | 4 | 7 | 6 | 7 |
Ю.А. | 6 | 4 | 2 | 4 | 8 | 8 |
Информация о работе Формирование познавательной потребности у школьников старших классов