Формирование познавательной потребности у школьников старших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

В ходе научной работы, опираясь на различные методы исследований (литературу, анкету “Познавательная потребность”, опросник В. Шутца, эксперимент), мы пришли к выводу, что удовлетворение межличностных потребностей формирует познавательную потребность.
Рассмотрев классификации потребностей в отечественной и зарубежной психологии, можно сказать, что центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, намерений.

Содержание

Введение.......................................................................................2
1. Понятие потребности с точки зрения различных психологов...........................................................................................3
1.1 Развитие потребностей в онтогенезе..............................10
2. Классификация потребностей...........................................17
2.1 Классификация потребностей в отечественной психологии.........................................................................................17
2.2 Классификация потребностей в зарубежной психологии.........................................................................................20
2.3 Психологические и возрастные особенности мотивации школьников старших классов.......................................................25
3. Экспериментальное исследование....................................27
3.1 Констатирующее экспериментально психологическое исследование.....................................................................................35
Заключение...............................................................................43
Список использованной литературы..................................45

Работа содержит 1 файл

Формирование познавательной потребности у школьников старших классов..doc

— 223.00 Кб (Скачать)
style="text-align:justify"> 

требуемое поведение

 

Аw - старюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.

 

Оценки по этим шкалам - числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести, однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракции (е+W) и противоречивости межличностного поведения (е-W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большого количества членов.

 

2. Проведение опроса.

 

При проведении опроса необходимо соблюдать все общие правила, которые способствуют созданию соответствующей атмосферы тестирования. Особенно необходимо, как и для всех личностных опросников, соблюдать принцип добровольности. Даже малейшее давление на тестируемого, чтобы он заполнил тест, значительно повышает возможность искажения результатов.

Длительность тестирования не ограничена. Большей валидности и надежности результатов способствует спокойная атмосфера. Средний опрашиваемый отвечает на 54 утверждения в течении 15 минут.

Схожесть утверждений может вызвать у испытуемого впечатление, что в тесте скрыто что-то еще, что на первый взгляд, не очевидно, и возбудить в нем чувство угрозы. В таком случае возможен успокаивающий комментарий, заключающийся в пояснении соответствующей части инструкции.

Опросник можно предъявлять и индивидуально. В этом случае нет необходимости, чтобы  экспериментатор присутствовал. Тем не менее, наблюдение за индивидом в процессе тестирования может повысить его мотивацию и предоставить экспериментатору информацию о его отношении к тесту и ситуации тестирования.


Опросник межличностных отношений В. Шутца

 

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки.

 

1

2

3

4

5

6

обычно

часто

иногда

по случаю

редко

никогда

1. Стремлюсь быть вместе со всеми.

2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

3. Становлюсь членом различных групп.

4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.

5. Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения  с другими.

9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.

10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

11. Стараюсь быть среди людей.

12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.

14. Легко подчиняюсь другим.

15. Стараюсь избегать одиночества.

16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение может распространяться.

 

Относится к

 

1

2

3

4

5

6

большинству людей

многим людям

некоторым

нескольким

пяти

человекам

никому

17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.

18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

19. Мое личное отношение к окружающим - холодное и безразличное.

20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.

21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.

22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.

24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

25. С другими веду себя холодно и безразлично.

26. Легко подчиняюсь другим.

27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из  ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение распространяется.

 

Относится к

 

1

2

3

4

5

6

большинству людей

многим людям

некоторым

нескольким

1-2

человекам

никому

28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

29. Мне нравится, когда другие люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.

31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.

36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах.

38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по приятельски.

39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.

40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

 

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов:

 

1

2

3

4

5

6

обычно

часто

иногда

по случаю

редко

никогда

 

41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.

42. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.

45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.

47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.

48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.

51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.

52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.

54. В обществе руковожу ходом событий.

 

Ключи для обработки шкал опросника

межличностных отношений (ОМО)

 

Слева приводятся пункты шкал, справа - номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом - он оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0 баллов.


Таблица №1

CW

1. 1 2 3 4

2. 1 2 3 4 5

4. 1 2

3. 1 2 3 4 5

6. 1 2 3

8. 1 2

5. 1 2 3 4 5

10. 1 2 3

12. 1

7. 1 2 3

14. 1 2 3

17. 1 2 3

9. 1 2 3

18. 1 2 3 4

19. 3 4 5 6

11. 1 2

20. 1 2 3 4

21. 1

13. 1

22. 1 2 3 4

23. 1

15. 1

24. 1 2

27. 1

16. 1

26. 1 2

27. 1

Iw

Ce

AW

28. 1 2

30. 1 2 3 4

29. 1

31. 1 2

33. 1 2 3 4 5

32. 1 2

34. 1 2

36. 1 2 3

35. 5 6

37. 1

41. 1 2 3 4 5

38. 1 2 3

39. 1

44. 1 2 3 4

40. 5 6

42. 1 2 3

47. 1 2 3 4 5

43. 1

45. 1 2 3

50. 1 2

46. 4 5 6

48. 1 2 3 4

53. 1 2 3 4

49. 1

51. 1 2 3

54. 1 2 3

52. 5 6

Информация о работе Формирование познавательной потребности у школьников старших классов