Формирование познавательной потребности у школьников старших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

В ходе научной работы, опираясь на различные методы исследований (литературу, анкету “Познавательная потребность”, опросник В. Шутца, эксперимент), мы пришли к выводу, что удовлетворение межличностных потребностей формирует познавательную потребность.
Рассмотрев классификации потребностей в отечественной и зарубежной психологии, можно сказать, что центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, намерений.

Содержание

Введение.......................................................................................2
1. Понятие потребности с точки зрения различных психологов...........................................................................................3
1.1 Развитие потребностей в онтогенезе..............................10
2. Классификация потребностей...........................................17
2.1 Классификация потребностей в отечественной психологии.........................................................................................17
2.2 Классификация потребностей в зарубежной психологии.........................................................................................20
2.3 Психологические и возрастные особенности мотивации школьников старших классов.......................................................25
3. Экспериментальное исследование....................................27
3.1 Констатирующее экспериментально психологическое исследование.....................................................................................35
Заключение...............................................................................43
Список использованной литературы..................................45

Работа содержит 1 файл

Формирование познавательной потребности у школьников старших классов..doc

— 223.00 Кб (Скачать)

 

а) Методика.  “Познавательная потребность” (проведение анкеты).

Анкета предложена В.С. Юркевич и предназначена для учителей, которые на основе наблюдений и бесед с другими учителями, а также с родителями школьника должны выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:

 

Таблица №1

ВОПРОСЫ

ВОЗМОЖНЫЕ

ОТВЕТЫ

БАЛЛ

1

Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (1-1,5 часа - для младших школьников, несколько часов для подростков)

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?

а) получить, но самому найти ответ

б) когда как

в) получить готовый ответ

5

 

3

1

3

Много ли школьник читает дополнительной литературы?

а) постоянно много

б) иногда много, иногда ничего

в) мало или совсем ничего

5

3

 

1

4

Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции не выражены (по сравнению с другими учениками)

5

3

1

5

Часто ли ученик задает вопросы?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

 

Обработка полученных данных.

Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов:

17-25 - потребность выражена сильно;

12-16 - потребность выражена умеренно;

меньше 12 баллов - потребность выражена слабо.


3.1  Констатирующее экспериментально-психологическое  исследование.

 

Экспериментально практическое исследование предполагало проведение констатирующего исследования и формирующего.

Известно, что потребности являются исходными побуждениями к деятельности, они направляют и регулируют конкретную деятельность субъекта в предметной среде. Так как мы заняты учебной деятельностью, особый интерес для нас представляет познавательная потребность. Учащимся необходима потребность во впечатлениях, которая составляет фундамент познавательной потребности. Часто в школе уроки проходят в традиционной форме (вопрос-ответ). Учащиеся читают, переводят тексты. Этот вид работы не вызывает особых эмоций у учащихся, так как учителя стараются не выходить за рамки учебника. 

 

Результаты анкеты "Познавательная потребность"  представлены в таблице №1. 

Ф.И.О.

м/ж

год рождения

№1

№2

№3

№4

№5

Итог

1. А.Е.

ж

1983

5

5

5

3

3

21

2. Б.А.

ж

1983

3

3

3

3

3

15

3. Ж.С.

м

1983

3

3

3

3

3

15

4. Л.Р.

м

1983

1

1

1

1

1

15

5. М.Г.

м

1983

3

3

3

1

1

11

6. Н.С.

м

1982

3

3

3

3

3

15

7. О.С.

ж

1984

5

3

3

3

3

17

8. О.В.

м

1984

1

1

3

1

1

7

9. Н.А.

ж

1983

5

3

3

1

1

13

10. С.Т.

ж

1983

3

3

3

3

3

15

Ф.И.О.

м/ж

год рождения

№1

№2

№3

№4

№5

Итог

11. О.И.

ж

1983

3

5

5

3

3

19

12. Ш.Ю.

ж

1983

5

3

3

1

1

15

13. Ц.И.

м

1983

1

1

1

1

3

7

14. Ю.А.

ж

1983

5

3

3

5

3

19

 

Итак, интенсивность познавательной потребности определена следующим образом:


Таблица №2

Интенсивность познавательной потребности

 

Количество учащихся

%

Высокий балл

3

21%

Средний балл

7

50%

Низкий балл

4

29%

 

Теперь, сравним данные успеваемости с результатами анкетирования.

Таблица №3

 

Результаты успеваемости уроков учителя

Ф.И.О.

Средний балл

1. А.Е.

5

2. Б.А.

4

3. Ж.С.

3,5

4. Л.Р.

2

5. М.Г.

3

6. Н.С.

4

7. О.С.

4,5

8. О.В.

3

9. Н.А.

4

10. С.Т.

5

11. О.И.

4

12. Ш.Ю.

2

13. Ц.И.

4

14. Ю.А.

5

 

Двое учащихся - имеют низкий уровень развития познавательной потребности и неудовлетворительные оценки  (средний балл - 2).

Двое учащихся имеют удовлетворительные оценки при низком уровне развития познавательной потребности.

 

Семеро учащихся имеют средний уровень развития познавательной потребности, при этом их средний балл успеваемости - 4, за исключением Ж.С. - 3,5 балла, О.С. - 4,5 балла.

Самые высокие результаты уровня развития познавательной потребности и высокая успеваемость (средний балл - 5) у троих человек.

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о зависимости уровня познавательной потребности от удовлетворения межличностных потребностей необходимо сравнить результаты диагностики по методике В. Шутца и "Познавательной потребности".

Для проведения констатирующего эксперимента в 10 "Б" классе мы использовали опросник В. Шутца, с целью выявить особенности межличностного поведения индивида. Тест проводился в группе из 14 человек, из них 8 девочек и 6 мальчиков. Респонденты отвечали на 54 утверждения.

 

После подсчета результатов мы получили следующие данные:

Таблица №4

 

Результаты экспериментального исследования

потребностей межличностных отношений 10 класса.

 

Ф.И.

год

рождения

м/ж

Ie

Cw

Ae

Iw

Ce

Aw

1. Апанаскевич Е.

1983

ж

6

1

8

4

5

9

2. Белоусова   А.

1983

ж

4

1

4

6

8

5

3. Жук         С.

1983

м

3

1

2

3

7

5

4. Мотаровский Г.

1983

м

4

5

3

4

7

6

5. Нерволь     С.

1982

м

4

2

3

1

7

3

6. Овсянников  С.

1984

м

4

4

6

4

6

4

7. Овсянникова С.

1984

ж

7

2

5

2

8

6

8. Панькова    А.

1983

ж

6

1

5

4

5

5

9. Стасевич    Т.

1983

ж

4

2

4

3

5

4

10. Онипко     И.

1983

ж

4

3

8

1

5

7

11. Шаровина   Ю.

1983

ж

7

4

6

9

7

7

12. Цой        И.

1983

м

5

4

5

7

8

4

13. Юрченко    А.

1983

ж

6

2

8

4

4

8

14. Ли         Р.

1983

м

5

3

8

6

8

6

Информация о работе Формирование познавательной потребности у школьников старших классов