Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 01:32, реферат
Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
1. Особенности потребностей человека 4
2. Теория X и Теория Y 5
3. Теория ожиданий Виктора Врума 8
4. Теория потребностей А. Маслоу 10
5. Двухфакторная (мотивационно-гигиеническая)
теория Ф. Герцберга 13
6. Заключение 15
НОУ ВПО «Российский
новый университет»
Факультет бизнес-технологий
в туризме
Реферат
по дисциплине
«Человек и его потребности»
на тему:
Выполнила:
Студентка группы
311 ЗК
Факультета
Бизнес-технологий
в туризме
Колос Наталья
Александровна
Москва
Содержание
1.
Особенности потребностей человека 4
2.
Теория X и Теория Y 5
3.
Теория ожиданий Виктора Врума 8
4.
Теория потребностей А. Маслоу 10
5. Двухфакторная (мотивационно-гигиеническая)
теория Ф. Герцберга 13
6. Заключение 15
Потре́бность — вид функциональной или
Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.
Различают потребности:
Особенности
потребностей человека
Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
По мере удовлетворения
одних потребностей у человека возникают
другие потребности, это позволяет экономистам
Потребности
связаны с наличием у человека чувства
Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.
Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей.
Теория
X и Теория Y
Дуглас МакГрегор
(1906-1964) - социальный психолог, опубликовавший
ряд статей по исследованиям в
этой области. В течение нескольких
лет он был Президентом Астонского
колледжа и описал, как этот период работы
в качестве высшего руководителя сформировал
его взгляды на функционирование организации.
С 1954 года до конца своих дней он был профессором
менеджмента в Массачусетском технологическом
институте.
Дуглас МакГрегор
рассматривает предположения о поведении
человека, лежащие в основе управленческих
действий.
Традиционная
концепция администрации
Предположение
о человеческой мотивации по «Теории
X»
Теория X удерживала позиции в течение
долгого времени (хотя обычно не в
такой четкой формулировке). Это
было возможно, потому что теория, без
сомнения, давала объяснение некоторого
человеческого поведения в
МакГрегор предлагает
альтернативную «Теорию Y» с основополагающим
принципом «интеграции» вместо направления
и контроля.
Предположения
о человеческой мотивации по «Теории Y»:
МакГрегор анализирует, как можно
было бы применить Теорию Y в качестве
основы для действующей организаций.
Он особенно интересуется результатами
применения этой теории к оценке производительности,
заработной плате и продвижению
по службе, участию и взаимоотношениям
между административным и линейным персоналом.
В последнем разделе он делает важное
замечание, что будут возникать напряжения
и конфликты между административным и
линейным персоналом до тех пор, пока административный
персонал будет использоваться как служба
высшего управления для контроля линейного
персонала (что требуется согласно Теории
X). Согласно Теории Y роль административного
персонала рассматривается как служба
предоставления профессиональной помощи
всем уровням управления.
Теория
ожиданий Виктора
Врума
Виктор Врум полагал, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события.
При анализе
мотивации к труду теория ожидания
подчеркивает важность трех взаимосвязей:
затраты труда — результаты; результаты
— вознаграждение и валентность
(удовлетворенность
Ожидания в отношении затрат труда — результатов (3-Р) — это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.
Например, коммивояжер может ожидать, что если он обзвонит на 10 человек больше в неделю, чем обычно, объем продаж возрастет на 15%.
Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения, или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.
Ожидания в отношении результатов — вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.
Например при повышении объема продаж на 15% коммивояжер может ожидать 10% премии.
В этом случае, также как и в предыдущем, если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать.
Например, если коммивояжер будет уверен, что 10 дополнительных звонков в день действительно приведут к увеличению объема продаж на 15%, то он может и не звонить, если считает, что вероятность адекватного вознаграждения за достигнутые результаты достаточно мала.
Аналогично, если человек уверен, что достигнутые результаты будут вознаграждены, но при разумной затрате усилий ему этих результатов не достичь, то мотивация и в этом случае будет слабой.
Валентность - это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности.
Например, за выполненную работу менеджер может получить прибавку к жалованию, в то время как он рассчитывал на продвижение по службе или более интересную и сложную работу, или же на большую степень уважения и признания его заслуг.
Если валентность низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения для человека не слишком велика, то теория ожиданий предсказывает, что мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать.
Если значение
любого из этих трех критически важных
для определения мотивации
Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой.
Мотивация = 3 - Р х Р-В х Валентность.
Теория
потребностей А. Маслоу
Абрахам Маслоу
признавал, что люди имеют множество
различных потребностей, но полагал
также, что эти потребности можно
разделить на пять основных категорий: