Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа
Цель исследования: изучение форм, методов и средств формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования эстетической культуры школьников;
2) изучить особенности формирования эстетической культуры в школьном возрасте;
3) исследовать формы внеучебной деятельности, направленные на формирование эстетической культуры школьников;
4) охарактеризовать средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования эстетической культуры школьников …………………………………………………...……….5
1.1. Сущность формирования эстетической культуры……………..............5
1.2. Цели и задачи формирования эстетической культуры………………...7
1.3. Структура эстетической культуры личности младшего школьника...11
Глава 2. Особенности формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности……….………………………………………………15
2.1. Направления и формы эстетического воспитания школьников……15
2.2. Средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности…………..………………..……………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….……………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования эстетической культуры школьников …………………………………………………...……….5
1.1. Сущность
формирования эстетической
1.2. Цели и задачи формирования эстетической культуры………………...7
1.3. Структура
эстетической культуры
Глава 2. Особенности формирования эстетической
культуры школьников во внеучебной деятельности……….……………………………………
2.1. Направления и формы эстетического воспитания школьников……15
2.2. Средства
и методы формирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….……………………………
Введение
Актуальность. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы система воспитания воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника [15].
Задачей всех компонентов
учебно-воспитательного
К сожалению, в настоящее время для решения задач эстетического воспитания организуются мероприятия в основном в учебное время школьников, а свободное время предоставляется им для самостоятельного выбора занятий. И, как известно, нередко школьники проводят внеучебное время нерационально, «без пользы дела» [1]. Отсюда следует, что необходимо проведение специальной работы, направленной на решение проблемы с организацией школьников во внеучебное время.
Таким образом,
целенаправленный, организованный и
контролируемый процесс формирования
эстетического отношения к
Цель исследования: изучение форм, методов и средств формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.
Объект исследования: формирования эстетической культуры школьников.
Предмет исследования: формы, средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Исследованию данной проблемы посвящены работы Неменского Б.М., Ушинского К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Ильенкова Э.В., Лихачева Д.Б. и др.
В нашей работе был использован метод исследования – анализ научно-методической литературы.
Глава
1. Теоретические подходы к
1.1. Сущность формирования эстетической культуры
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с эстетическими явлениями: в учебе, в труде, в общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми, главное уметь видеть эту красоту.
Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [22].
Так же эстетическое воспитание определяется как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве [14].
Д.С. Лихачев дает следующее определение – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [11].
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве [3].
В процессе эстетического воспитания формируется эстетическая культура школьника. Эстетическая культура – это способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить, человечески ценностно выразить полноту, глубину и многообразие этих отношений [1]. Формирование эстетической культуры не должно ограничиваться только областью искусства, а охватывать своим влиянием все стороны жизнедеятельности школьника, тем самым совершенствуя его нравственность и интеллект. Любой вид деятельности может вызывать различные чувства и по - разному воздействовать на эмоциональную сферу личности, что в значительной степени объясняется подготовленностью личности к восприятию и сопереживанию.
Поэтому эстетическое воспитание включает в себя решение таких задач: воспитание эстетических чувств, восприятия и на их основе формирование эстетических понятий, суждений, оценок. Решение первой задачи связано с тем, чтобы помочь школьнику увидеть прекрасное в искусстве, во взаимоотношениях среди людей, в природе, в трудовой деятельности, пробудить у него соответствующие чувства.
Другая сторона данной задачи заключается в том, чтобы суметь дать оценку увиденному и прочувствованному, касается ли это искусства или деятельности человека. А для этого нужны знания и искусствоведческие, и нравственно – этические [19].
Однако развитием эмоциональных чувств и нравственно - эстетическими знаниями еще не определяется сущность человека. Она проявляется в эстетике отношений между людьми, таких как чувство такта, внимательность, умение создать хорошее настроение, поступиться личным. Все это характеризует не только нравственную воспитанность, но и эстетику культурной личности. Культура личности формируется под влиянием социально – экономических условий жизни общества, всей системы воспитания. Включая школу, внешкольные учреждения, семью, различные информационные источники [19].
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
Таким образом, изучив и проанализировав названные понятия о формировании эстетической культуры различных авторов, можно сделать вывод, что во всех определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в жизни, правильно понимать и оценивать его.
1.2. Цели
и задачи формирования
При формировании
эстетической культуры ставятся такие
цели [4], как формирование способности
активного эстетического
Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи приобщения:
Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.
Эстетическое воспитание в современной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы [10].
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности, формирование эстетической культуры вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей (лепка, рисование, танец, конструирование и др.), проводимые во внеучебной деятельности, способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Информация о работе Формирование эстетической культуры школьников