Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа
Цель исследования это эмпирическое изучение динамики психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Объект данного исследования - самосознание личности студента-психолога как психологическая категория.
Под предметом исследования имеется динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Эмпирическое изучение психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов………………………………5
§ 1.1 Организация и проведение исследования………………………………….5
§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на II-ом курсе обучения……………………………………..14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на III-ем курсе обучения……………………………………..38
Сравнительный анализ психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на II-ом и III-ем курсе обучения……60
Выводы………………………………………………………………………….…66
Заключение…………………………………
Методика «Диагностика межличностных отношений»
- «Авторитарность». Группа характеризуется однородностью по данному показателю, т.к. 43% группы имеют умеренную выраженность и 38% группы имеют высокую выраженность по данному показателю, что в сумме дает 81% группы, попадающих в диапазон со средней выраженностью. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Авторитарность»=9,17.
- «Эгоистичность». Группу вполне можно охарактеризовать однородной по данному показателю, т.к. 48% группы имеет умеренную выраженность и 21.5% группы имеет высокую выраженность по данному показателю, что в сумме дает 69.5% группы, попадающих в диапазон со средней выраженностью. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Эгоистичность»=7,00.
- «Агрессивность». Группа характеризуется однородностью по данному показателю, т.к. 40.5% группы имеет умеренную выраженность и 48% группы имеет высокую выраженность по данному показателю, что в сумме дает 88.5% группы, попадающих в диапазон со средней выраженностью. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Агрессивность»=8,45.
- «Подозрительность». Группа характеризуется однородностью по данному показателю, т.к. 58% группы имеют умеренную выраженность и 31% группы имеют высокую выраженность, что в сумме дает 89% группы, попадающих в диапазон со средней выраженностью. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Подозрительность»=7,24.
- «Подчиняемость». Группа характеризуется однородностью по данному показателю, т.к. 45% группы имеют умеренную выраженность и 26% группы имеют высокую выраженность, что в сумме дает 71% группы, попадающих в диапазон со средней выраженностью. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Подчиняемость»=7,21.
- «Зависимость». Группа характеризуется однородностью по данному показателю, т.к. 55% группы имеют умеренную выраженность и 19% группы имеют высокую выраженность, что в сумме дает 74% группы, попадающих в диапазон со средней выраженностью. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Зависимость»=6,38.
- «Дружелюбность». Группа характеризуется однородностью по данному показателю, т.к. 45% группы имеют умеренную выраженность и 50% группы имеют высокую выраженность, что в сумме дает 95% группы, попадающих в диапазон со средней выраженностью. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Дружелюбность»=8,19.
- «Альтруистичность». Группа характеризуется однородностью по данному показателю, т.к. 36% группы имеют умеренную выраженность и 38% группы имеют высокую выраженность, что в сумме дает 74% группы, попадающих в диапазон со средней выраженностью. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Альтруистичность»=8,88.
Методика «исследования самоотношений»
- «Закрытость-открытость». Группу вполне можно охарактеризовать однородной по данному показателю, т.к. 69% группы имеют среднюю выраженность. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Закрытость-открытость»=5,83.
- «Самоуверенность». Группа характеризуется неоднородностью по данному показателю, т.к. 7% группы имеют выраженность ниже среднего, 28% группы имеют высокую выраженность, 31% группы имеют выраженность выше средней и 33% группы имеют среднюю выраженность по данному показателю.
- «Саморуководство». Группа характеризуется неоднородностью по данному показателю, т.к. 5% группы имеют низкую выраженность, 5% группы имеют высокую выраженность, 26% группы имеют выраженность ниже средней, 31% группы имеет среднюю выраженность и 33% группы имеют выраженность выше среднего по данному показателю.
- «Отраженное самоотношение». Группа характеризуется неоднородностью по данному показателю, т.к. 5% группы имеют низкую выраженность, 9.5% группы имеют высокую выраженность, 24% группы имеют выраженность ниже среднего, 24% группы имеют выраженность выше среднего и 38% группы имеют среднюю выраженность по данному показателю.
- «Самоценность». Группа характеризуется неоднородностью по данному показателю, т.к. 2.5% группы имеют низкую выраженность, 2.5% группы имеют выраженность ниже среднего, 14% группы имеют среднюю выраженность, 38% группы имеют высокую выраженность и 43% группы имеют выраженность выше среднего по данному показателю.
- «Самопринятие». Группа характеризуется неоднородностью по данному показателю, т.к. 14% группы имеют выраженность ниже среднего, 17% группы имеют высокую выраженность, 21.5% группы имеют среднюю выраженность и 48% группы имеют выраженность выше среднего по данному показателю.
- «Самопривязанность». Группа характеризуется неоднородностью по данному показателю, т.к. 2.5% группы имеют высокую выраженность, 9.5% группы имеют низкую выраженность, 12% группы имеют выраженность ниже среднего, 36% группы имеют выраженность выше среднего и 40.5% группы имеют среднюю выраженность по данному показателю.
- «Внутренняя конфликтность». Группа характеризуется неоднородностью по данному показателю, т.к. 2.5% группы имеют высокую выраженность, 5% группы имеют низкую выраженность, 5% группы имеют выраженность выше среднего, 38% группы имеют выраженность ниже среднего и 50% группы имеют среднюю выраженность по данному показателю.
- «Самообвинение». Группа характеризуется неоднородностью по данному показателю, т.к. 7% группы имеют выраженность выше среднего, 14% группы имеют низкую выраженность, 36% группы имеют выраженность ниже среднего и 43% группы имеют среднюю выраженность по данному показателю.
Методика «Тип поведения в конфликтной ситуации»
- «Конкуренция». Группу можно охарактеризовать более-менее однородной по данному показателю, т.к. 64% группы имеют слабую выраженность по данному показателю. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Конкуренция»=4,29.
- «Сотрудничество». Группу характеризуется однородной по данному показателю, т.к. 79% группы имеет среднюю выраженность по данному показателю. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Сотрудничество»=7,29.
- «Компромисс». Группу можно охарактеризовать более-менее однородной по данному показателю, т.к. 62% группы имеет среднюю выраженность по данному показателю. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Компромисс»=7,05.
- «Уклонение». Группу можно охарактеризовать более-менее однородной по данному показателю, т.к. 57% группы имеют среднюю выраженность по данному показателю. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Уклонение»=5,98.
- «Приспособление». Группу можно охарактеризовать более-менее однородной по данному показателю, т.к. 62% группы имеют среднюю выраженность по данному показателю. Группу можно характеризовать по среднему значению – «Приспособление»=5,48.
Выяснение целостности плеяды самосознания
Количественные характеристики корреляции между показателями самосознания студентов II-ого курса
Группа | Пок. цел-ти плеяды | Пок. интегр-ти | Системообразующие показатели | |
Кол-во плеяд образ | Кол-во связей | |||
II курс | 29 | 1 | 112 | 4 (12) = 9 |
6 (13) = 11 | ||||
7 (14) = 10 | ||||
8 (13) = 10 | ||||
9 (13) = 9 | ||||
10 (10) = 6 | ||||
12 (10) = 6 | ||||
17 (16) = 11 | ||||
18 (16) = 9 | ||||
20 (14) = 8 | ||||
25 (10) = 8 | ||||
28 (10) = 8 |
Корреляционная плеяда самосознания студентов II-ого курса является целостной, т.к. все 29 показателей связались между собой. Плеяда достаточно интегрирована, т.к. количество связей составило 112 штук. Интегрированность плеяды отражает принципы системности психики. Система достаточно развитая. Системообразующие показатели получились количеством 12 штук – это элементы, имеющие наибольшее кол-во межтестовых связей.
Нужно отметить, что есть показатели, которые будут влиять на изменение всех показателей самосознания. Это изменение следующих показателей: оценка в сфере поведения и переживаний, самооценка, авторитарность, эгоистичность и агрессивность по отношению к окружающим, подчиняемость, самоуверенность, саморуководство и самоценность, конкуренция и уклонение.
Анализ связей между показателями внутри каждой методики
Тест «20 ответов»
Показатели «Я-социальное» и «Я-индивидуальное» взаимодействуют обратной связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем меньше у студентов в группе выражается социальная идентичность, тем больше у них выражается индивидуальная идентичность, и наоборот.
Вывод: Связь показателей логична. Выражая меньше свою принадлежность к тем или иным социальным категориям, у студентов в группе увеличивается самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт.
Методика «Самооценка»
Показатели «Самооценка в сфере общения» и «Общая самооценка» взаимодействуют прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем положительней испытуемые оценивают свои качества для общения с людьми, тем выше они оценивают себя, и наоборот.
Показатели «Самооценка в сфере поведения» и «Самооценка в сфере деятельности» и «Общая самооценка» взаимодействуют прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем положительней испытуемые оценивают свое поведение, тем положительней они оценивают свою деятельность, следовательно выше оценивают себя, и наоборот.
Показатель «Самооценка в сфере поведения» и «Самооценка в сфере переживания» скреплены прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, следовательно, что чем положительней студенты в группе оценивают свое поведение, тем положительней они оценивают свои переживания, и наоборот.
Показатель
«Самооценка в сфере
Показатель
«Самооценка в сфере
Вывод: Связи перечисленных выше показателей - логичны. Высоко оценивая себя, испытуемые оценивают положительно свои качества для коммуникаций, свое поведение, благодаря которому они положительно оценивают свою деятельность а так же свои переживания.
Нужно выделить, что 2 сферы не связываются между собой, что можно предположить о том, что они не влияют и не зависят друг от друга. Не пересекаются такие показатели как: «Самооценка в сфере общения» и «Самооценка в сфере переживания».
Методика «Диагностика межличностных отношений»
Показатели «Авторитарность» «Эгоистичность» и «Агрессивность» взаимодействуют прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, следовательно, что чем больше студенты в группе проявляют властность по отношению к людям, тем больше они самолюбивы, независимы и агрессивны по отношению к людям, и наоборот.
Показатели «Авторитарность» и «Альтруистичность» взаимодействуют прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше испытуемые проявляют властность по отношению к людям, тем больше у них проявляется сострадание и ответственность по отношению к людям, и наоборот. Связь показателей нелогичная, т.к. авторитарный человек – это человек уверенный в себе, доминирующий, ориентирован только на себя, исключающий в своем поведении зависимость, подчинение и дружелюбие и поэтому он не может быть альтруистичным. Можно предположить то, что студенты, скорее всего, хотят показаться альтруистичными, тем более, если учитывать то, что они учатся на факультете психологии, но несогласование качеств может вызывать и опасение в образе профессионала. Вероятно, что бывают ситуации, когда студенты могут проявить гиперальтруистичность. Можно так же предположить, что у студентов еще не сформирован «Я-образ» в сфере межличностных отношений.
Показатель
«Эгоистичность»