Динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования это эмпирическое изучение динамики психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Объект данного исследования - самосознание личности студента-психолога как психологическая категория.
Под предметом исследования имеется динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Эмпирическое изучение психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов………………………………5
§ 1.1 Организация и проведение исследования………………………………….5
§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на II-ом курсе обучения……………………………………..14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на III-ем курсе обучения……………………………………..38
Сравнительный анализ психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на II-ом и III-ем курсе обучения……60
Выводы………………………………………………………………………….…66
Заключение…………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа по опп 3 курс.docx

— 137.76 Кб (Скачать)

     Показатель  «Самооценка в сфере переживания» взаимодействует с показателями «Эгоистичность», «Дружелюбность», «Саморуководство» и «Конкуренция» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что свидетельствует о том, что чем выше студенты в группе оценивают свои переживания, тем они самолюбивы и независимы, уверены в своем поведении, склонны к соперничеству с людьми и в то же время проявляют дружелюбие по отношению к людям, и наоборот.

     Показатель  «Самооценка в сфере переживания» взаимодействует с показателями «Авторитарность», «Альтруистичность», «Закрытость», «Самоуверенность», «Самоценность» и «Самопринятие» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что свидетельствует о том, что чем выше студенты в группе оценивают свои переживания, тем они более властны по отношению к людям, закрыты по отношению к окружающему миру, положительно настроены по отношению к себе, ощущают свою ценность, уверены в себе и в то же время проявляют сострадание и ответственность по отношению к людям, и наоборот. Связь показателей «Самооценка в сфере переживания» и «Альтруистичность» в данном случае скорее является не логичной, т.к. властный, деспотичные по отношению к людям и самоуверенные в себе студенты вряд ли имеют эмпатию, и поэтому, скорее всего, альтруистичность является псевдо-альтруистичностью и носит характер достижения собственных корыстных целей.

     Показатель  «Самооценка в сфере переживания» взаимодействует с показателем «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем ниже студенты в группе оценивают свои переживания, тем чаще они избегают конфликты, и наоборот.

     Показатель  «Общая самооценка» взаимодействует с показателями «Авторитарность», «Эгоистичность», «Альтруистичность», «Самоуверенность» и «Саморуководство» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что свидетельствует о том, что чем выше испытуемые в группе оценивают себя, тем они более властны, самолюбивы и независимы, уверены в своем поведении и в себе и в то же время проявляют сострадание и ответственность по отношению к людям, и наоборот. Связь показателей «Общая самооценка» и «Альтруистичность» в данном случае скорее является нелогичной, т.к. можно предположить, что высоко оценивая себя, студенты с властным и деспотичным характером, самолюбивые, независимые и уверенные в себе редко могут воспринимать других людей как субъектов, достойных их помощи.

     Показатель  «Общая самооценка» взаимодействует с показателями «Агрессивность» и «Самоценность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что свидетельствует о том, что чем выше студенты в группе оценивают себя, тем они агрессивней по отношению к людям и ощущают ценность своей личности, и наоборот.

     Показатель  «Общая самооценка» взаимодействует с показателями «Конкуренция» и «Сотрудничество» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем выше студенты в группе оценивают себя, тем чаще они склонны к соперничеству и сотрудничеству, и наоборот.

     Показатель  «Общая самооценка» взаимодействует с показателем «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем ниже студенты в группе оценивают себя, тем чаще они избегают конфликты, и наоборот.

     Показатель  «Авторитарность» взаимодействует с показателем «Самоуверенность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем более властны по отношению к людям студенты в группе, тем они уверенней в себе, и наоборот.

     Показатель  «Авторитарность» взаимодействует с показателями «Саморуководство» и «Самопривязанность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем более властны по отношению к людям студенты в группе, тем они уверенней в своем поведении и привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.

     Показатель  «Авторитарность» взаимодействует с показателем «Самоценность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем более властны по отношению к людям студенты в группе, тем больше они ощущают ценность своей личности, и наоборот.

     Показатель  «Авторитарность» взаимодействует с показателем «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе проявляют властность по отношению к людям, тем чаще они избегают конфликты, и наоборот.

     Показатель  «Эгоистичность» взаимодействует с показателями «Самоуверенность» и «Саморуководство» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют самолюбие и независимость, тем они уверенней в своем поведении и себе, и наоборот.

     Показатель  «Эгоистичность» взаимодействует с показателем «Самоценность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют самолюбие и независимость, тем больше они ощущают ценность своей личности, и наоборот.

     Показатель  «Эгоистичность» взаимодействует с показателем «Самопривязанность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют самолюбие и независимость, тем больше они привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.

     Показатель  «Эгоистичность» взаимодействует с показателем «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем меньше в группе проявляют самолюбие и независимость, тем чаще они избегают конфликты, и наоборот.

     Показатель  «Агрессивность» взаимодействует с показателями «Самоуверенность», «Самоценность» и «Конкуренция» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют агрессию по отношению к людям, тем больше они уверены в себе, ощущают ценность своей личности и имеют склонность к соперничеству, и наоборот.   

     Показатель  «Подозрительность» взаимодействует с показателем «Самообвинение» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем чаще студенты в группе проявляют недовольство по отношению к окружающему миру, тем больше они недооценивают свои возможности, и наоборот.

     Показатель  «Подчиняемость» взаимодействует с показателями «Самоуверенность» и «Конкуренция» обратной связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе проявляют уступчивость по отношению к людям, тем они самоуверенней и склонны к соперничеству, и наоборот.

     Показатель  «Подчиняемость» взаимодействует с показателями «Саморуководство» и «Самопривязанность» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе проявляют уступчивость по отношению к людям, тем они уверенней в своем поведении и привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.

     Показатель  «Подчиняемость» взаимодействует с показателями «Самообвинение» и «Внутренняя конфликтность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют уступчивость по отношению к людям, тем больше они недооценивают свои возможности и неудовлетворенны собой, и наоборот.

     Показатель  «Зависимость» взаимодействует с показателем «Закрытость» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе зависимы от людей, тем больше они закрыты от окружающего мира, и наоборот.

     Показатель  «Зависимость» взаимодействует с показателями «Самоуверенность» и «Саморуководство» обратной связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе зависимы от людей, тем они уверенней в своем поведении и себе, и наоборот.

     Показатель  «Самоуверенность» взаимодействует с показателем «Конкуренция» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше уверенны в себе студенты в группе, тем больше они склонны к соперничеству, и наоборот.

     Показатель  «Самоуверенность» взаимодействует с показателем «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе уверенны в себе, тем чаще они избегают конфликты, и наоборот.

     Показатель  «Саморуководство» взаимодействует с показателем «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе уверенны в своем поведении, тем чаще они избегают конфликты, и наоборот.

     Показатель  «Самоценность» взаимодействует с показателем «Конкуренция» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе ощущают ценность своей личности, тем больше склонны они к соперничеству, и наоборот.

     Показатель  «Самоценность» взаимодействует с показателем «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе ощущают ценность своей личности, тем чаще они избегают конфликты, и наоборот.

     Показатель  «Самопринятие» взаимодействует с показателем «Конкуренция» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем положительней студенты в группе настроены по отношению к себе, тем они больше склонны к соперничеству, и наоборот.

     Вывод: Выше перечисленные связи между показателями – логичны , кроме таких показателей как «Общая самооценка», «Самооценка в сфере поведения» и «Самооценка в сфере переживания» связанные с показателем «Альтруистичность». Высоко оценивая себя, испытуемые с властным и деспотичным характером, самолюбивые, независимые и уверенные в себе редко могут воспринимать других людей как субъектов, достойных их помощи. Можно предположить, что такие «альтруистические проявления» являются псведоальтруистичными, за которыми скрывается достижение собственных корыстных целей.

     По  мнению испытуемых, их сложившийся «Я-образ» – образ властных, самоуверенных и независимых людей, является тем самым «образом», благодаря которому они и ощущают свою незаменимость и ценность. Такие люди все время недовольны всем происходящим вокруг, от чего враждебно настроены по отношению к окружающим. Но осознание того, что не всегда нужно демонстрировать себя так, испытуемые намеренно проявляют слабость, неуверенность в себе, уступчивость по отношению к людям и в зависимости от конфликтной ситуации они выбирают один из стилей поведения – соперничество или сотрудничество. Проявление уступчивости происходит из-за того, что испытуемые неуверенны в поступках, и поэтому у них срабатывает защитный механизм – «привязанность» к «Я-образу».

     Общий вывод по анализу связей между показателями

     Испытуемые пытаются выражать свою индивидуальность, хотя в их понимании сложившийся «Я-образ» мешает им в этом, т.к. он далек от идеала.  По их мнению, «Я-образ» – образ властных, самоуверенных и независимых людей, является тем самым «образом», благодаря которому они ощущают свою ценность. Студенты в группе не честны перед собой и закрыты перед окружающими, но именно в таком состоянии они чувствуют уверенными, считая абсолютно нормальным любое свое проявление – будь это межличностные коммуникации поведение, какая либо деятельность или переживание чего-либо.

     Властный  и деспотичный «Я-образ» дает студентам  ощущение превосходства над людьми и независимость. Такие студенты всегда недовольны всем происходящим вокруг, отчего агрессивно настроены по отношению к окружающему миру. Осознавая то, что не всегда нужно демонстрировать себя в соответствии со своим «Я-образом», испытуемые намеренно проявляют неуверенность в себе, зависимость и уступчивость по отношению к людям. Они понимают, что быть дружелюбными и проявлять сострадание и чувство ответственности по отношению к людям – это не только необходимо для общества, но и в первую очередь, это необходимо для них самих. Но, следует не упускать из виду, что все это может быть лишь желание видеть себя в положительных качествах для повышения своей ценности, значимости и для одобрения обществом, при отвержении которого студенты чувствуют неуверенность в себе и неудовлетворенность собой.

     Можно предположить, что студенты, не понимая  того, что они все же далеки от идеала, переоценивают свои возможности. Хотя не следует исключать, какие способности могут проявиться у человека в той или иной ситуации. Стоит отметить, что в конфликтных ситуациях они выбирают 1 из стилей поведения – соперничество или сотрудничество.

Глава 1: Эмпирическое изучение психологических  характеристик самосознания личности студентов-психологов

      1. Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на III-ем курсе обучения

    Психологические значения группы по средним арифметическим значениям показателей

Тест  «20 ответов» (М.Кун, Т.Макпартленд)
«Я-социальное» 3.74 «Я-индивидуальное» 14.12
Методика  «Самооценка» (Н.М.Пейсахов)
«СО I» 67.51 «СО II» 58.17
«СО III» 49.50 «СО IV» 62.00
«СО общ» 59.24
Методика  «Диагностика межличностных  отношений» (Т. Лири)
«Авторитарный» 9.21 «Эгоистичный» 7.19
«Агрессивный» 7.93 «Подозрительный» 6.67
«Подчиняемый» 6.36 «Зависимый» 5.26
«Дружелюбный» 7.33 «Альтруистичный» 7.90
Методика  «исследования самоотношений» (С.Р.Пантелеев)
«Закрытость» 5.21 «Самоуверенность» 6.95
«Саморуководство» 6.12 «Отраж. самоотношение» 5.86
«Самоценность» 8.02 «Самопринятие» 6.45
«Самопривязанность» 5.26 «Внутр. конфликтность» 4.64
«Самообвинение» 4.50
     Методика  «Тип поведения в  конфликтной ситуации» (К.Томас)
«Конкуренция» 4.45 «Сотрудничество» 7.57
«Компромисс» 7.71 «Уклонение» 5.05
«Приспособление» 5.38

Информация о работе Динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов