Динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования это эмпирическое изучение динамики психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Объект данного исследования - самосознание личности студента-психолога как психологическая категория.
Под предметом исследования имеется динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Эмпирическое изучение психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов………………………………5
§ 1.1 Организация и проведение исследования………………………………….5
§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на II-ом курсе обучения……………………………………..14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на III-ем курсе обучения……………………………………..38
Сравнительный анализ психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на II-ом и III-ем курсе обучения……60
Выводы………………………………………………………………………….…66
Заключение…………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа по опп 3 курс.docx

— 137.76 Кб (Скачать)

     Вывод: Связи выше перечисленных показателей являются логичными.  Высоко оценивая себя, студенты в группе оценивают положительно свои качества для общения, свою деятельность и свои переживания.

     Стоит отметить, что 1 сфера «Самооценка  в сфере поведения» не связывается ни с одним показателем. Можно предположить, что она не влияет на другие показатели и не зависит от других показателей. Не пересекаются так же такие показатели как: «Общая самооценка» и «Самооценка в сфере переживания», «Общая самооценка» и «Самооценка в сфере деятельности».

Методика «Диагностика межличностных отношений»

     Показатель  «Авторитарность» связан с показателями «Эгоистичность» и «Агрессивность»  прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют властность характера по отношению к людям, тем они более самолюбивы, независимы и агрессивны по отношению к людям, и наоборот.

     Показатель  «Эгоистичность» связан с показателем  «Агрессивность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют самовлюбленность и независимость по отношению к людям, тем больше они проявляют агрессию по отношению к людям, и наоборот.

     Показатель  «Эгоистичность» связан с показателем  «Подозрительность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют самовлюбленность и независимость по отношению к людям, тем более больше они проявляют недовольство по отношению к окружающему миру, и наоборот.

     Показатель  «Агрессивность» связан с показателем  «Подозрительность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют агрессию по отношению к людям, тем больше они проявляют недовольство по отношению к окружающему миру, и наоборот.   

     Показатель  «Подчиняемость» связан с показателем «Зависимость» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют уступчивость по отношению к людям, тем больше они зависимы от людей, и наоборот.

     Показатель  «Подчиняемость» связан с показателем  «Дружелюбность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют уступчивость по отношению к людям, тем больше они склонны к сотрудничеству, и наоборот.

     Показатель  «Зависимость» связан с показателем  «Дружелюбность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе зависимы от людей, тем больше они склонны к сотрудничеству, и наоборот.

     Показатель  «Дружелюбность» связан с показателем  «Альтруистичность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют дружелюбие по отношению к людям, тем больше у них проявляется сострадание и ответственность по отношению к людям, и наоборот.

     Вывод: Связи выше перечисленных показателей являются логичными. Студенты самолюбивы и независимы, они стремятся к доминированию и вечно недовольны по отношению к окружающему миру, отчего ко всему происходящему относятся с агрессией. Они понимают, что в определенных ситуациях, даже если это дается нелегко, необходимо уступить и отнестись с пониманием к происходящему.

     Методика «Исследования самоотношений»

     Показатель  «Закрытость» связан с показателем  «Самоуверенность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе закрыты перед окружающим миром, тем больше они самоуверенны, и наоборот.

     Показатель  «Закрытость» связан с показателем  «Самопривязанность» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, чем честнее студенты в группе по отношению к себе, тем больше они привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.

     Показатель  «Самоуверенность» связан с показателями «Саморуководство», «Самоценность» и  «Самопривязанность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе самоуверенны, тем они увереннее в своем поведение, ощущают ценность своей личности и привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.

     Показатель  «Самоуверенность» связан с показателем  «Самопринятие» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше студенты в группе самоуверенны, тем положительней они настроены по отношению к себе, и наоборот.

     Показатель  «Саморуководство» связан с показателями «Самоценность», «Самопринятие» и «Самопривязанность»  прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе уверенны в своем поведении, тем больше они положительно настроены по отношению к себе, ощущают ценность своей личности и привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.

     Показатель  «Отраженное самоотношение» связан с показателем «Самоценность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе зависят от социального одобрения, тем больше они ощущают ценность своей личности, и наоборот.

     Показатель  «Самоценность» связан с показателями «Самопринятие» и «Самопривязанность»  прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе ощущают ценность своей личности, тем положительней они настроены по отношению к себе и привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.

     Показатель  «Самопринятие» связан с показателем  «Самопривязанность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе положительно настроены по отношению к себе, тем больше они привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.

     Показатель  «Внутренняя конфликтность» связан с показателем «Самообвинение»  прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе неудовлетворенны собой, тем больше они недооценивают свои возможности, и наоборот.

     Вывод: Связи выше перечисленных показателей являются логичными. Принимая сформированный «Я-образ», студенты считают, что все-таки что-то они делают не так, т.е. зависят от социального одобрения и поэтому они неудовлетворенны собой и ставят «барьер» перед окружающим миром, отчего чувствуют себя уверенно и ощущают свою ценность. 
 

Методика «Тип поведения в конфликтной ситуации»

     Показатель  «Конкуренция» связан с показателем  «Компромисс» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе стараются соперничать с людьми, тем больше они настроены на компромиссное решение проблем, и наоборот.

     Показатель  «Конкуренция» связан с показателем  «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе стараются соперничать с людьми, тем больше они стараются избегать конфликты, и наоборот.

     Показатель  «Сотрудничество» связан с показателем  «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе склонны к сотрудничеству, тем больше они избегают конфликты, и наоборот.

     Показатель  «Сотрудничество» связан с показателем  «Приспособление» обратной связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе склонны к сотрудничеству, тем чаще они приносят в жертву собственные интересы, и наоборот.

     Вывод: Все выше перечисленные связи показателей логичны. Студенты настроены на избегание конфликтов путем решения проблем компромиссом или же путем пожертвования собственными интересами.

Анализ  связей между показателями разных методик

     Показатель  «Я-индивидуальное» связан с показателем  «Самооценка в сфере переживания» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше у студентов в группе выражается индивидуальная идентичность, тем положительней они оценивают свои переживания, и наоборот.

     Показатель  «Я-индивидуальное» связан с показателем  «Авторитарность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше у студентов в группе выражается индивидуальная идентичность, тем больше у них проявляется властность и деспотичность по отношению к людям, и наоборот.

     Показатель  «Самооценка в сфере общения» связан с показателем «Альтруистичность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем положительней студенты в группе оценивают свои качества для общения с людьми, тем больше у них проявляется сострадание ответственность по отношению к людям, и наоборот.

     Показатель  «Самооценка в сфере общения» связан с показателями «Закрытость», «Самоуверенность», «Самоценность» и  «Сотрудничество» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем положительней студенты в группе оценивают свои качества для общения с людьми, тем больше у них проявляется закрытость по отношению к окружающему миру, самоуверенность, ощущение ценности своей личности и сотрудничество, и наоборот.

     Показатель  «Самооценка в сфере поведения» связан с показателем «Зависимость»  обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем отрицательней студенты в группе оценивают свое поведение, тем чаще они зависят от людей, и наоборот.

     Показатель  «Самооценка в сфере поведения» связан с показателями «Саморуководство», «Отраженное самоотношение» и «Самоуверенность»  прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем положительней студенты в группе оценивают свое поведение, тем они самоуверенней, уверенней в своем поведении и зависят от социального одобрения, и наоборот.

     Показатель  «Самооценка в сфере поведения» связан с показателями «Самоценность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем положительней студенты в группе оценивают свое поведение, тем больше они ощущают ценность своей личности, и наоборот.

     Показатель  «Самооценка в сфере деятельности»  связан с показателем «Авторитарность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем положительней студенты в группе оценивают свою деятельность, тем больше они проявляют властность и деспотичность по отношению к людям, и наоборот.

     Показатель  «Самооценка в сфере деятельности»  связан с показателями «Эгоистичность», «Самоуверенность» и «Саморуководство»  прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем положительней студенты в группе оценивают свою деятельность, тем больше они самолюбивы и независимы, уверены в своем поведении и себе, и наоборот.

     Показатель  «Самооценка в сфере переживания» связан с показателями «Дружелюбность», «Отраженное самоотношение» и «Самоценность»  прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем положительней студенты в группе оценивают свои переживания, тем больше они дружелюбны, ощущают ценность своей личности и зависят от социального одобрения, и наоборот.

     Показатель  «Самооценка в сфере переживания» связан с показателями «Альтруистичность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем положительней студенты в группе оценивают свои переживания, тем больше они проявляют сострадание и ответственность по отношению к людям, и наоборот.

     Показатель  «Самооценка в сфере переживания» связан с показателями «Саморуководство»  и «Самопривязанность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем положительней студенты в группе оценивают свои переживания, тем они более уверенны в своем поведении и привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.

     Показатель  «Самооценка в сфере переживания» связан с показателем «Внутренняя  конфликтность» обратной связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем отрицательней студенты в группе оценивают свои переживания, тем больше они неудовлетворенны собой, и наоборот.

     Показатель  «Общая самооценка» связан с показателями «Авторитарность», «Альтруистичность», «Самоуверенность» и «Саморуководство»  прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем выше студенты в группе оценивают себя, тем больше они властны и деспотичны по отношению к людям, уверены в своем поведении и себе, проявляют сострадание и ответственность по отношению к людям, и наоборот. Связь показателей «Общая самооценка» и «Альтруистичность» в данном случае скорее является нелогичной, т.к. можно предположить, что в данном случае проявление альтруизма происходит из-за сложившегося «Я-образа», для уверенности в себе, самоутверждения и ощущения своей ценности.

Информация о работе Динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов