Динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования это эмпирическое изучение динамики психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Объект данного исследования - самосознание личности студента-психолога как психологическая категория.
Под предметом исследования имеется динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Эмпирическое изучение психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов………………………………5
§ 1.1 Организация и проведение исследования………………………………….5
§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на II-ом курсе обучения……………………………………..14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на III-ем курсе обучения……………………………………..38
Сравнительный анализ психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на II-ом и III-ем курсе обучения……60
Выводы………………………………………………………………………….…66
Заключение…………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа по опп 3 курс.docx

— 137.76 Кб (Скачать)

     Показатель  «Общая самооценка» связан с показателями «Закрытость», «Отраженное самоотношение» и «Сотрудничество» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем выше студенты в группе оценивают себя, тем больше они закрыты по отношению к окружающему миру, зависят от социального одобрения и проявляют сотрудничество, и наоборот.

     Показатель  «Общая самооценка» связан с показателями «Самоценность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем выше студенты в группе оценивают себя, тем они больше ощущают ценность своей личности, и наоборот.

     Показатель  «Авторитарность» связан с показателями «Самоуверенность», «Самоценность» и  «Конкуренция» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше студенты в группе властны и деспотичны по отношению к людям, тем больше они самоуверенны, ощущают ценность своей личности и проявляют соперничество, и наоборот.

       Показатель «Авторитарность» связан  с показателем «Самопривязанность»   прямой связью на уровне значимости  Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе властны и деспотичны по отношению к людям, тем больше они привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.

     Показатель  «Эгоистичность» связан с показателями «Самоуверенность» и «Конкуренция»  прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют самолюбие и независимость, тем более они самоуверенны и проявляют соперничество, и наоборот.

     Показатель  «Эгоистичность» связан с показателями «Саморуководство» и «Самопривязанность»  прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют самолюбие и независимость, тем более они уверены в своем поведении и привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.

     Показатель  «Агрессивность» связан с показателями «Конкуренция» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют агрессию по отношению к людям, тем больше имеют склонность к соперничеству, и наоборот.   

     Показатель  «Подозрительность» связан с показателем  «Самообвинение» и «Внутренняя  конфликтность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем чаще студенты в группе проявляют недовольство по отношению к окружающему миру, тем больше они недооценивают свои возможности и неудовлетворенны собой, и наоборот.

     Показатель  «Подозрительность» связан с показателем  «Закрытость» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе проявляют недовольство по отношению к окружающему миру, тем больше они закрыты по отношению к окружающему миру, и наоборот.

     Показатель  «Подчиняемость» связан с показателем  «Самоуверенность» и «Самопривязанность»  обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе проявляют уступчивость по отношению к людям, тем больше они самоуверены и привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.

     Показатель  «Подчиняемость» связан с показателем  «Сотрудничество» и «Конкуренция»  обратной связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе проявляют уступчивость по отношению к людям, тем больше они сотрудничают и соперничают, и наоборот.

     Показатель  «Подчиняемость» связан с показателем  «Самообвинение» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют уступчивость по отношению к людям, тем больше они недооценивают свои возможности, и наоборот.

     Показатель  «Подчиняемость» связан с показателем  «Внутренняя конфликтность», «Уклонение»  и «Приспособление» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют уступчивость по отношению к людям, тем больше они неудовлетворенны собой, избегают конфликты и приносят в жертву собственные интересы, и наоборот.

     Показатель  «Зависимость» связан с показателем  «Сотрудничество» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе зависимы от людей, тем больше они сотрудничают , и наоборот.

     Показатель  «Зависимость» связан с показателями «Уклонение» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе зависимы от людей, тем чаще они избегают конфликты, и наоборот.

     Показатель  «Дружелюбность» связан с показателями «Самоценность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют дружелюбие по отношению к людям, тем больше они ощущают ценность своей личности, и наоборот.

     Показатель  «Альтруистичность» связан с показателями «Самоуверенность», «Саморуководство», «Самопривязанность», «Самопринятие» и «Закрытость» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют сострадание и ответственность по отношению к людям, тем больше они самоуверенны, закрыты по отношению к окружающему миру, уверены в своем поведении, привязаны к своему «Я-образу» и положительно настроены по отношению к себе, и наоборот. Связь показателей с показателем «Альтруистичность» в данном случае, скорее, является нелогичной, т.к. можно предположить, что такие «альтруистические проявления» возможно «кажущееся» альтруистические действия, за которыми скрывается достижение собственных корыстных целей.

     Показатель  «Альтруистичность» связан с показателем  «Самоценность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют сострадание и ответственность по отношению к людям, тем больше они ощущают ценность своей личности, и наоборот. Связь показателей скорее, является нелогичной, т.к. можно предположить, что такие «альтруистические проявления» со стороны студентов происходят, возможно, для того, чтобы они могли ощутить ценность своей личности, т.е. самоутвердиться.

     Показатель  «Самоуверенность» связан с показателями «Конкуренция» и «Сотрудничество» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе самоуверенны, тем больше они соперничают и сотрудничают, и наоборот.

     Показатель  «Самоуверенность» связан с показателем  «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе самоуверенны, тем чаще они избегают конфликты, и наоборот.

     Показатель  «Самопривязанность» связан с показателем  «Конкуренция» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе привязаны к своем «Я-образу», тем больше они соперничают, и наоборот.

     Вывод:  Связи выше перечисленных показателей являются логичными, кроме таких связей, как «Общая самооценка» и «Альтруистичность», «Альтруистичность» и «Самоценность», «Самоуверенность», «Закрытость», «Саморуководство», «Самопривязанность» и «Самопринятие», т.к. «альтруистические проявления» со стороны студентов происходят, возможно, для ощущения своей ценности, т.е. для самоутверждения.

     Недооценивание своих возможностей и неудовлетворенность собой, наталкивает студентов на то, что окружающий мир не тот, который они хотят видеть. Такое вечное недовольство по отношению к окружающему миру ставит «барьер» ко всему, что происходит, и тогда студенты замыкаются в себе, не желая идти навстречу людям. Закрываясь по отношению к окружающему миру, они чувствуют себя уверенно и ощущают свою ценность. Властность  по отношению к людям выражается в проявлении индивидуальности; таков «Я-образ», который они принимают. Высокое мнение студентов о себе позволяет проявлять дружелюбие и альтруизм, т.к. они настроены на социальное одобрение, при подтверждении которого студенты ощущают свою ценность для окружающих. Студенты не уступчивы и соперничают, но и бывают ситуации, когда они могут идти на сотрудничество, жертвуя своими интересами, чтобы избежать конфликт.

     Общий вывод по анализу связей между показателями

     Властность студентов по отношению к людям выражается в проявлении индивидуальности; таков «Я-образ», который они принимают. Принимая себя такими, какие они есть, студенты считают, что все-таки что-то они делают не так, т.е. зависят от социального одобрения, и поэтому они неудовлетворенны собой и ставят «барьер» перед окружающим миром, отчего чувствуют себя уверенно и ощущают свою ценность. Высокое мнение студентов о себе позволяет проявлять им дружелюбие и альтруизм по отношению к людям. Ведь они считают, что умеют ладить с людьми, профессионалы в своей деятельности и умеют разбираться в своих чувствах и переживаниях. Студенты самолюбивы и независимы, они стремятся к доминированию и вечно недовольны по отношению к окружающему миру, отчего ко всему происходящему относятся с агрессией. При этом они понимают, что в определенных ситуациях, даже если это дается нелегко, необходимо уступить и отнестись с пониманием к происходящему. Студенты настроены на избегание конфликтов путем решения проблем компромиссом или же путем пожертвования собственными интересами, и в то же время они настроены стоять твердо и решительно на своем, ни кому не уступая. 
 

1.2.3 Сравнительный анализ  психологических  характеристик самосознания  личности студентов-психологов на II-ом и III-ем курсе обучения

Статистическое  сравнение показателей  по t-критерию Стьюдента для связанных выборок

     Фактическое значение критерия t по показателю «Я-социальное» составляет tфакт=− 2.51, что по модулю является выше стандартного значения tстанд=2.019 при уровне достоверности р≤0.05. Выраженность данного показателя на III-ем курсе обучения больше, чем на II-ом курсе обучения.

     Фактическое значение критерия t по показателю «Я-индивидуальное» составляет tфакт=2.34, что по модулю является выше стандартного значения tстанд=2.019 при уровне достоверности р≤0.05. Выраженность данного показателя на II-ом курсе обучения была больше, чем на III-ем курсе обучения.

     Фактическое значение критерия t по показателю «Самооценка в сфере поведения» составляет tфакт=−3.04, что по модулю является выше стандартного значения tстанд=2.698 при уровне достоверности р≤0.01. Выраженность данного показателя на III-ем курсе обучения больше, чем на II-ом курсе обучения.

     Фактическое значение критерия t по показателю «Подчиняемость» составляет tфакт=2.25, что по модулю является выше стандартного значения tстанд=2.019 при уровне достоверности р≤0.05. Выраженность данного показателя на II-ом курсе обучения была больше, чем на III-ем курсе обучения.

     Фактическое значение критерия t по показателю «Зависимость» составляет tфакт=2.89, что по модулю является выше стандартного значения tстанд=2.698 при уровне достоверности р≤0.01. Выраженность данного показателя на II-ом курсе обучения была больше, чем на III-ем курсе обучения.

     Фактическое значение критерия t по показателю «Дружелюбность» составляет tфакт=2.39, что по модулю является выше стандартного значения tстанд=2.019 при уровне достоверности р≤0.05. Выраженность данного показателя на II-ом курсе обучения была больше, чем на III-ем курсе обучения.

     Фактическое значение критерия t по показателю «Альтруистичность» составляет tфакт=2.79, что по модулю является выше стандартного значения tстанд=2.698 при уровне достоверности р≤0.01. Выраженность данного показателя на II-ом курсе обучения была больше, чем на III-ем курсе обучения.

     Фактическое значение критерия t по показателю «Закрытость» составляет tфакт=2.54, что по модулю является выше стандартного значения tстанд=2.019 при уровне достоверности р≤0.05. Выраженность данного показателя на II-ом курсе обучения была больше, чем на III-ем курсе обучения.

     Фактическое значение критерия t по показателю «Уклонение» составляет tфакт=3.37, что по модулю является выше стандартного значения tстанд=2.698 при уровне достоверности р≤0.01. Выраженность данного показателя на II-ом курсе обучения была больше, чем на III-ем курсе обучения.

     Необходимо  отметить, что наблюдаются еще 4 показателя, фактическое значение критерия t которых, приближается к стандартному значению критерия tстанд=2.019 и уровню достоверности р≤0.05, т.е. показатели имеют тенденцию движения в направлении стандартного значения критерия tстанд.

     Фактическое значение критерия t по показателю «Самооценка в сфере общения» составляет tфакт=−1.71, что по модулю является близким и имеет тенденцию движения в сторону стандартного значения tстанд=2.019 и уровня достоверности р≤0.05. Выраженность данного показателя на III-ем курсе обучения больше, чем на II-ом курсе обучения.

     Фактическое значение критерия t по показателю «Самооценка в сфере деятельности» составляет tфакт=−1.96, что по модулю является близким и имеет тенденцию движения в сторону стандартного значения tстанд=2.019 и уровня достоверности р≤0.05. Выраженность данного показателя на III-ем курсе обучения больше, чем на II-ом курсе обучения.

Информация о работе Динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов