Динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования это эмпирическое изучение динамики психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Объект данного исследования - самосознание личности студента-психолога как психологическая категория.
Под предметом исследования имеется динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Эмпирическое изучение психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов………………………………5
§ 1.1 Организация и проведение исследования………………………………….5
§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на II-ом курсе обучения……………………………………..14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на III-ем курсе обучения……………………………………..38
Сравнительный анализ психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на II-ом и III-ем курсе обучения……60
Выводы………………………………………………………………………….…66
Заключение…………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа по опп 3 курс.docx

— 137.76 Кб (Скачать)
 
 

      По  специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование  и дружелюбие.

Доминирование = (I-V)+0,7x(VIII+II-VI+IV)

Дружелюбие = (VII-III)+0,7x(VIII-VI-IV+VI).

      Полученные баллы по каждой октанте  откладываются на сторонах соответствующего сектора, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются дугами, и полученные сегменты образуют личностный профиль. Расстояние полученных показателей  от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность  интерперсонального поведения.

      Чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Результат, отклоняющийся от 0,1 в сторону «+» или «–», выявляет преобладающие «тенденции».

Методика  исследования самоотношения (С.Р.Пантилеев)

     Методика  позволяет выявить 9 устойчивых факторов: открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.

     Применение  опросника МИС возможно при решении  широкого круга научных и практических задач. Опросник особенно полезен в  сферах практической психологии –  психологическое консультирование, групповая и индивидуальная психокоррекция и психотерапия, которые, связаны  с воздействием на самоотношение  клиента или пациента.

Обработка данных и интерпретация  результатов:

      Шкальные  значения подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа. Полученные таким образом сырые баллы переводятся в стандартные оценки – «стены». 

     
Шкала согласен (+) не  согласен (-)
1. Открытость 1, 3, 9, 48, 53, 56, 65 21, 62, 86, 98
2. Самоуверенность 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, 82 20, 80, 103
3. Саморуководство 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110 109
4. Отраженное  самоотношение. 2, 5, 29, 41, 42, 50, 102 13, 18, 34, 85
5.Самоценность 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100 15, 26, 31, 46, 83
6.Самопринятие 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97  
7.Самопривязанность 6, 32, 33, 55, 89, 93, 95, 101, 104 96, 107
8.Внутренняя  конфликтность 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 67, 69, 81, 91, 94, 99  
9. Самообвинение 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92  

         

Таблица перевода сырых значений в стены:

стен
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 0 0 1 2-3 4-5 6-7 8 9 10 11
2 0-1 2 3-4 5-6 7-9 10 11-12 12 13 14
3 0-1 2 3 4-5 6 7 8 9-11 11 12
4 0 1 2 3-4 5 6-7 8 9 10 11
5 0-1 2 3 4-5 6-7 8 9-10 11 12 13-14
6 0-1 2 3-4 5 6-7 8 9 10 11 12
7 0 1 2 3 4-5 6 7-8 9 10 11
8 0 0 1-2 3-4 5-7 8-10 11-12 13 14 15
9 0 1 2 3-4 5 6-7 8 9 10 10

Интерпретация проводится путём анализа профиля 9-ти показателей, совместно дающие целую картину самоотношения. Шкала 1 используется в качестве шкалы достоверности.  

Краткое описание шкал:

  1. Закрытость-открытость
Ответы определяются либо критичностью, глубоким осознанием себя, внутренней честностью и открытостью, либо - конформностью и выраженной мотивацией социального одобрения. В шкале выражено глубокое или поверхностное проникновение в себя, открытое или закрытое (защитное) отношение к себе. Шкала «открытость» (внутренняя честность) или «закрытость» - соответствует высокому полюсу шкалы при подсчете суммарного балла.
  1. Самоуверенность
Задает отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать. Положительный полюс соответствует самоуверенности, высокому самоотношению, ощущению силы своего «Я». Отрицательный полюс связан с неудовлетворенностью своими возможностями, ощущением слабости, сомнением в способности вызывать уважение.
  1. Саморуководство
Отражающий представление человека о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Человек с высоким баллом по шкале отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение; считает, что его судьба находится в его собственных руках, испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей.      Противоположный полюс фактора связан с верой субъекта в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размытым локусом «Я», отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом.
  1. Отраженное самоотношение
Содержание  данного  фактора отражает представление  субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать  у других уважение, симпатию, одобрение, понимание или противоположные  им чувства.
  1. Самоценность
Положительный полюс  фактора отражает ощущение ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемую ценность собственного «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям  духовности, богатства внутреннего  мира, способности вызывать в других глубокие чувства. Противоположный  полюс шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного «Я», отстраненности и безразличии к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.
  1. Самопринятие
В основе фактора  лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих  планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.
  1. Самопривязанность
Это желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Последнее утверждение отражает некоторую ригидность Я-концепции, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я» (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе - положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу «Я». В последнем случае тенденция к сохранению такого образа – один из защитных механизмов самосознания.                                               Противоположный полюс связан с сильным желанием изменений, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе.
  1. Внутренняя конфликтность
Это наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с  собой. В них просматривается  тенденция к чрезмерному самокопанию  и рефлексии, протекающих на общем  негативном  эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании  проблем. Данный аспект обозначают как  чувство конфликтности собственного Я.
  1. Самообвинение
Это пункты, связанные  с самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес «Я». Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.
 

     Методика  «Тип поведения в  конфликтной ситуации» (К.Томас)

     Тест  разработан К. Томасом и адаптирован  Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к тому или иному поведению в конфликтной ситуации.

     Обработка и интерпретация  результатов:

   Для обработки результатов опроса необходимо на бланке для ответов занести в «шапку» последовательно следующие пять шкал: конкренция, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление и подсчитать сумму обведенных вариантов (независимо оттого, какая это буква – а) или б)) по всем столбцам.

     Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

     Высокий балл по шкале «Соперничество» свидетельствует о наличии у обследуемого стремления добиться своих интересов в споре в ущерб другому. Высокий балл по шкале «Приспособление» означает, что в противоположность соперничеству человек готов принести в жертву собственные интересы ради другого. Высокий балл по шкале «Компромисс» может свидетельствовать о выраженности у человека стремления уступать в одном в обмен на другое. Высокий балл по шкале «Избегание» означает как отсутствие у обследуемого стремления к совместному решению проблемы, так и отсутствие стремления к достижению собственных целей. Высокий балл по шкале «Сотрудничество» — свидетельство стремления к такому решению спорного вопроса, которое бы удовлетворяло интересы обеих сторон.

Эмпирическая  база

     В исследовании принимало участие 42 студента-психолога. Исследование носило характер лонгитюдного исследования, т.е. осуществлялось в течение года. Соотношение студентов-психологов по половому признаку составило 25%  – мальчиков и 75%  – девочек в возрасте от 16 до 23 лет. 
 

§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования

      1. Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на II-ом курсе обучения

    Психологические значения группы по средним арифметическим значениям показателей

Тест  «20 ответов» (М.Кун, Т.Макпартленд)
«Я-социальное» 2.79 «Я-индивидуальное» 15.26
Методика  «Самооценка» (Н.М.Пейсахов)
«СО I» 61.98 «СО II» 50.19
«СО III» 43.80 «СО IV» 64.02
«СО общ» 55.91
Методика  «Диагностика межличностных  отношений» (Т. Лири)
«Авторитарный» 9.17 «Эгоистичный» 7.00
«Агрессивный» 8.45 «Подозрительный» 7.24
«Подчиняемый» 7.21 «Зависимый» 6.38
«Дружелюбный» 8.19 «Альтруистичный» 8.88
Методика  «исследования самоотношений» (С.Р.Пантелеев)
«Закрытость» 5.83 «Самоуверенность» 6.88
«Саморуководство» 5.71 «Отраж. самоотнош» 5.64
«Самоценность» 7.74 «Самопринятие» 6.81
«Самопривязанность» 5.55 «Внутр. конфликтность» 4.62
«Самообвинение» 4.67
     Методика  «Тип поведения в  конфликтной ситуации» (К.Томас)
«Конкуренция» 4.29 «Сотрудничество» 7.29
«Компромисс» 7.05 «Уклонение» 5.98
«Приспособление» 5.48
 

     Психологические характеристики группы (по выраженности исследуемых показателей)

     Тест  «20 ответов»

     - «Я-социальное».  По данному показателю группа характеризуется однородностью, т.к. 81% группы имеет слабую выраженность по показателю «Я-социальное». Группу можно характеризовать по среднему значению – «Я-социальное»= 2,79.

     - «Я-индивидуальное». По данному показателю группа характеризуется однородностью, т.к. 81% группы имеет высокую выраженность по показателю «Я-индивидуальное». Группу можно характеризовать по среднему значению – «Я-индивидуальное»=15,26.

     Методика  «Самооценка»

     - Самооценка в сфере межличностного взаимодействия «СОI-общение, межличностное отношение». По данному показателю группа характеризуется неоднородностью, т.к. по показателю «СОI-общение, межличностное отношение» 7% группы имеют низкую выраженность, 9.5% группы имеют выраженность ниже среднего,  17% группы имеют среднюю выраженность, 21.5 % группы имеют выраженность выше среднего и 45% группы имеет высокую выраженность по данному показателю.

     - Самооценка в сфере в сфере поведения «СОII-черты характера, поведение». По данному показателю группа характеризуется неоднородностью, т.к. по показателю «СОII-черты характера, поведение» 9.5% группы имеют выраженность ниже среднего, 12% группы имеют выраженность выше среднего,  14% группы имеют среднюю выраженность, 29% группы имеют низкую выраженность и 36% группы имеет высокую выраженность по данному показателю.

     - Самооценка в сфере деятельности «СОIII-деятельность». По данному показателю группа характеризуется неоднородностью, т.к. по показателю «СО III-деятельность» 9.5% группы имеют выраженность ниже среднего, 9.5% группы имеют выраженность выше среднего,  14% группы имеют среднюю выраженность, 21.5% группы имеют высокую выраженность и 45% группы имеет низкую выраженность по данному показателю.

     - Самооценка в сфере переживаний «СОIV-переживания, чувства». По данному показателю группа характеризуется неоднородностью, т.к. по показателю «СО IV-переживания, чувства» 5% группы имеют выраженность ниже среднего, 7% группы имеют среднюю выраженность,  17% группы имеют низкую выраженность, 19% группы имеют выраженность выше среднего и 52% группы имеет высокую выраженность по данному показателю.

     - Общая самооценка «СО общ». По данному показателю группа характеризуется неоднородностью, т.к. по показателю «СО общ» 12% группы имеют низкую выраженность, 14% группы имеют выраженность ниже среднего,  19% группы имеют среднюю выраженность, 21.5% группы имеют высокую выраженность и 33% группы имеет выраженность выше среднего по данному показателю.

Информация о работе Динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов