Психологическая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Осмотр места происшествия - это вид сложной, комплексной деятельности, состоящий из действий следователя, сотрудников органа дознания, специалистов и понятых, при руководящей роли следователя. Деятельность следователя складывается из ряда операций и реализуется в познавательном, поисковом, организационном и удостоверительном элементах.

Содержание

1.Психологическая характеристика осмотра места происшествия.
2.Психологические характеристики допроса.
3.Психологические основы обыска
4.Психологические особенности опознания
5.Психологические характеристики следственного эксперимента

Работа содержит 1 файл

Частное учреждение образования.doc

— 42.00 Кб (Скачать)
 

План:

  1. Психологическая характеристика осмотра места происшествия.
  2. Психологические характеристики допроса.
  3. Психологические основы обыска
  4. Психологические особенности опознания
  5. Психологические характеристики следственного эксперимента
 

1. Психологическая  характеристика осмотра места происшествия

     Применительно к следственной деятельности выделяются следующие ее психологические составляющие:

-    поисковая (поиск и обнаружение  информации);

-    познавательная (сбор информации о событиях преступления);

-    реконструктивная (воссоздание события преступления);

-  удостоверительная (фиксация полученной информации и вещественных следов в предусмотренной законом документальной форме);

-  коммуникативная (организация общения с участниками уголовного процесса);

- организационная /организация и управление производством следственных действий)

      Осмотр места происшествия характеризуется также следующими психологическими особенностями:

  1. незаменимость;
  2. неопределенность следственной ситуации;
  3. неотложность;
  4. психологический фон преступления;
  5. внешние условия;
  6. публичность.

     Осмотр  места происшествия - это вид сложной, комплексной деятельности, состоящий  из действий следователя, сотрудников  органа дознания, специалистов и понятых, при руководящей роли следователя. Деятельность следователя складывается из ряда операций и реализуется в познавательном, поисковом, организационном и удостоверительном элементах.

3. Психологические  характеристики допроса.

     Допрос - это беседа, формы которой строго регламентированы нормами уголовно-процессуального права. Участники допроса находятся в заведомо неравном положении: стороны: допрашивающий и допрашиваемый обладают разными правами и обязанностями, отстаивают разные интересы (особенно это относится к недобросовестным свидетелям и потерпевшим, еще в большей степени к обвиняемым).

     Формирование  свидетельских показаний начинается с ощущений и восприятий. Вспомним, что ощущение - это отражение в  сознании отдельных свойств предмета при непосредственном действии раздражителя.

     Во  время допроса возникают ситуации, в которых необходимо применение следователем психологического воздействия. Это и приемы активизации памяти свидетелей и очевидцев, способы снятия эмоционального напряжения потерпевших, методы оказания воздействия на обвиняемых, подозреваемых с целью разоблачения ложных показаний. Для этого, в первую очередь, следователю следует установить психологический контакт.

     Теорией и практикой разработаны специальные  приемы оказания помощи допрашиваемому в припоминаниях забытых фактов. Они заключаются в постановке вопросов и словесных описаниях, активизирующих у свидетеля ассоциативные связи, применении на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей и макетов, а также предъявлении свидетелю различных объектов в расчете на пробуждение ассоциаций и оживление памяти. Процесс припоминания имеет место уже при получении свидетелем вызова на допрос. Однако это не механическое возобновление ранее воспринятого материала.

4. Психологические  основы обыска

     В психологическом аспекте обыск  является сложным и очень специфическим следственным действием. Обыск носит по отношению к обыскиваемому принудительный характер. В этом плане сущность обыска заключается в принудительном обследовании (на основе предусмотренных законом условий и при наличии достаточных оснований) помещений, участков местности, граждан.

     Особенностью обыска является его ярко выраженный поисковый характер. Следователю, работникам милиции необходимо найти орудия преступления, предметы, ценности, как правило, спрятанные обвиняемым.

     При решении задачи о наиболее вероятных местах и способах укрытия следует учитывать и возраст обыскиваемых. От него в значительной степени зависят опыт, интересы, склонности, стереотипы поведения, эмоциональные особенности. В свою очередь, качества личности, определяемые возрастом, обусловливают выбор мест и способов укрытия. Эти закономерности наиболее ярко прослеживаются при проведении обыска у несовершеннолетних обвиняемых. Представляется, что выбор способа и места укрытия обуславливается и совокупностью познавательных качеств обвиняемого - его кругозора, способностей, воображения.

     В процессе обыска необходимо постоянно наблюдать за обвиняемым и членами его семьи. Есть все основания полагать, что обвиняемый, имеющий преступный опыт, обладающий такими волевыми качествами, как решительность, выдержка, смелость, часто более уверено ведет себя во время обыска, способен сдерживать волнение, демонстрировать безразличие даже на самых "критических" этапах обыска.

5. Психологические особенности опознания.

     Опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо воспринимает предъявляемые ему объекты, сравнивает их о мысленными образами объектов, воспринятых им ранее, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии, опознание, если иметь в виду его психологическое содержание, состоит из двух стадий: подготовительной предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие ранее воспринимали определенное лицо либо предмет, и об особенностях, приметах, по которым они могут их опознать и основной (само опознание).

     Психология  опознания в немалой степени  определяется особенностями личности опознающего, его отношением к событию  преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в котором он находится. Это может быть потрясение, растерянность, гнев, стыд, ненависть и т.д. Эмоциональные переживания нередко сочетаются с готовностью помочь следствию, в частности, изобличить преступника. Бывает, что опознающий боится мести преступника, его соучастников, родственников, друзей.

     При допросе свидетелей и потерпевших необходимо выяснить максимум объективных условий восприятия: где, когда, в какое время, при каких обстоятельствах, условиях, на каком расстоянии, при каком освещении, в течение какого времени наблюдался объект, в каком состоянии он находился; и субъективные условия: состояние зрения, слуха, особенности памяти, психологические состояния, испытываемые в момент восприятия (страх, волнение, растерянность).

     При опознании следователь должен не только наблюдать за поведением его  участников, но и контролировать собственное  поведение, чтобы соблюсти процессуальные и тактические правила опознания, исключить возможность оказания какого-либо недозволенного психологического воздействия на участников этого следственного действия. Для этого следователь тщательно отбирает олова, контролирует интонацию, жесты, мимику.

6. Психологическая характеристика следственного эксперимента.

     Следственный  эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко наглядно свидетельствуют о возможности иди невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает трудно.

     Рассмотрим психологические аспекты подготовки к производству следственного эксперимента. Немаловажен вопрос о возможности его осуществления. Следственный эксперимент станет возможен, если следователь сумеет обеспечить:

     1. Воссоздание (или моделирование)  материальной обстановки, максимально сходной с той, в которой происходили проверяемые действия или события;

     2. Воспроизведение (моделирование)  субъективных, психофизиологических  факторов;

     3. Моделирование самих опытных  действий.

     Несмотря  на наличие определенных трудностей, воссоздание обстановки чаще всего возможно. Столь же реальна возможность моделирования самих опытных действий. Все действия, кроме преступных, можно воспроизвести. 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

1.Антонян  Ю.М.,Еникеев М.И.,Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений - М.:Юрист,1996

2. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия.Учебное пособие.- М., 1999

3. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – М., 2001.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М., 1999.

5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 2002.

Информация о работе Психологическая характеристика