Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа
Цель исследования это эмпирическое изучение динамики психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Объект данного исследования - самосознание личности студента-психолога как психологическая категория.
Под предметом исследования имеется динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Эмпирическое изучение психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов………………………………5
§ 1.1 Организация и проведение исследования………………………………….5
§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на II-ом курсе обучения……………………………………..14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на III-ем курсе обучения……………………………………..38
Сравнительный анализ психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на II-ом и III-ем курсе обучения……60
Выводы………………………………………………………………………….…66
Заключение…………………………………
Показатель
«Эгоистичность»
Показатель
«Агрессивность»
Показатель
«Агрессивность»
Показатель
«Подчиняемость»
Показатель
«Подчиняемость»
Показатель «Зависимость» взаимодействует с показателем «Дружелюбность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше студенты в группе зависимы от людей, тем больше они склонны к сотрудничеству, и наоборот.
Показатель «Дружелюбность» взаимодействует с показателем «Альтруистичность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем больше студенты в группе проявляют дружелюбие по отношению к людям, тем больше у них проявляется сострадание и ответственность по отношению к людям, и наоборот.
Вывод: Связи перечисленных выше показателей логичны, кроме связи «Авторитарность» и «Альтруистичность». Это объясняется тем, что студенты, скорее всего, хотят показаться альтруистичными, либо то что бывают ситуации, когда студенты проявляют альтруистичность, ради корыстных целей, возможно и сами того не подозревая, либо у студентов еще не сформирован «Я-образ» в сфере межличностных отношений.
Властность и деспотичность характера у испытуемых приводит к проявлению самовлюбленности, независимости и агрессии по отношению к людям, а за счет последнего у них увеличивается недовольство по отношению к окружающему миру. В то же время, не проявляя самовлюбленность и независимость, опрошенные становятся покорными и зависимыми от людей; неуверенность в себе приводит их к мнению о том, что необходимо меньше проявлять агрессию по отношению к людям и быть дружелюбными по отношению к другим. Но проявление дружелюбия по отношению к людям наталкивает испытуемых на проявление сострадания и чувство ответственности по отношению к людям. Возможно, что такая позиция, это защитный механизм. Испытуемые в подавляющем большинстве случаевпытаются выставить себя в ином свете, и хотят казаться не такими, какие они есть на самом деле, как например в случае альтруистичности.
Методика «Исследования самоотношений»
Показатель «Закрытость» взаимодействует с показателями «Самоуверенность», «Саморуководство» и «Самопринятие» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем больше студенты в группе закрыты перед окружающим миром, тем больше они уверены в своем поведении и себе, положительно настроены по отношению к себе, и наоборот.
Показатель «Закрытость» взаимодействует с показателем «Самообвинение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем честнее студенты в группе перед собой, тем больше они недооценивают свои возможности, и наоборот.
Показатель
«Самоуверенность»
Показатель
«Самоуверенность»
Показатель
«Самоуверенность»
Показатель
«Саморуководство»
Показатель
«Саморуководство»
Показатель
«Саморуководство»
Показатель «Отраженное самоотношение» взаимодействует с показателем «Внутренняя конфликтность» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе зависят от социального одобрения, тем больше они неудовлетворенны собой, и наоборот.
Показатель «Самоценность» взаимодействует с показателями «Самопринятие» и «Самопривязанность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.001, что говорит о том, что чем больше студенты в группе ощущают ценность своей личности, тем положительней они настроены по отношению к себе и привязаны к своему «Я-образу», и наоборот.
Показатель «Самоценность» взаимодействует с показателем «Внутренняя конфликтность» обратной связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе ощущают ценность своей личности, тем неудовлетворенней они собой, и наоборот.
Показатель «Самоценность» взаимодействует с показателем «Самообвинение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе ощущают ценность своей личности, тем больше они недооценивают свои возможности, и наоборот.
Показатель
«Самопривязанность»
Вывод: Перечисленные связи выше – логичны . Студенты в группе не честны перед собой и закрыты перед окружающими. В таком состоянии они чувствуют себя уверенными, считая полностью нормальным такое поведение. Это некоторая искаженность мнения о себе в сравнении со своим «Я-образом» в совокупности дает мысль об их ценности для окружающих их людей. Вероятно, все это лишь желание видеть себя в положительных качествах для одобрения обществом, при отвержении которого испытуемые чувствуют неуверенность в себе и неудовлетворенность собой. Можно предположить, что испытуемые, не понимая того, что они не идеальны, переоценивают свои возможности. Хотя нельзя точно знать какие способности проявятся у человека в той или иной ситуации.
Методика «Тип поведения в конфликтной ситуации»
Показатель «Конкуренция» взаимодействует с показателями «Компромисс» и «Приспособление» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем меньше студенты в группе стараются соперничать с людьми, тем больше они настроены на компромиссное решение проблем и чаще приносят в жертву собственные интересы, и наоборот.
Показатель «Сотрудничество» взаимодействует с показателем «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем реже студенты в группе идут на сотрудничество с людьми, тем чаще они стараются избегать конфликты, и наоборот.
Вывод: Все перечисленные выше связи - логичны. Опрошенные в зависимости от ситуации настроены на компромиссное решение проблем, принося жертвуя личными интересами, и поэтому они стараются не соперничать с людьми, но в то же время они очень редко идут на сотрудничество, избегая конфликты с окружающими.
Нужно, что стили поведения такие как «Сотрудничество» и «Компромисс» не связаны между собой, что дает возможность предположить о том, что они не влияют и не зависят друг от друга.
Анализ связей между показателями разных методик
Показатель
«Я-индивидуальное»
Показатель «Самооценка в сфере общения» взаимодействует с показателями «Авторитарность», «Самоценность» и «Сотрудничество» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем положительней студенты в группе оценивают свои качества для общения с людьми, тем чаще у них проявляется властность по отношению к людям, ощущение своей ценности и склонность к сотрудничеству, и наоборот.
Показатель «Самооценка в сфере общения» взаимодействует с показателями «Агрессивность» и «Подозрительность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что говорит о том, что чем положительней студенты в группе оценивают свои качества для общения с людьми, тем чаще у них проявляется агрессия по отношению к людям и недовольство по отношению к окружающему миру, и наоборот.
Показатель «Самооценка в сфере общения» взаимодействует с показателем «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем отрицательней студенты в группе оценивают свои качества для общения с людьми, тем чаще они избегают конфликты, и наоборот.
Показатель «Самооценка в сфере поведения» взаимодействует с показателями «Авторитарность», «Эгоистичность», «Агрессивность», «Альтруистичность», «Закрытость» и «Самоуверенность» прямой связью на уровне значимости Р≤0.05, что говорит о том, что чем положительней испытуемые оценивают свое поведение, тем они более властны по отношению к людям, самолюбивы и независимы, агрессивны, закрыты по отношению к окружающим, самоуверенны, но при всем этом проявляют сострадание и ответственность по отношению к людям, и наоборот. Связь показателей «Самооценка в сфере переживания» и «Альтруистичность» в данном случае, скорее, является нелогичной, т.к. авторитарные и деспотичные, самолюбивые, независимые и агрессивные по отношению к людям студенты не могут быть альтруистичными. Можно предположить, что такие «альтруистические проявления», являются псевдо-альтруистическиеми, за которыми скрывается достижение собственных корыстных целей. Но в то же время возможны ситуации, когда испытуемые могут проявить гиперальтруистичность. Можно так же предположить, что у испытуемых не до конца сформирован «Я-образ» в сфере межличностных отношений.
Показатель «Самооценка в сфере поведения» взаимодействует с показателями «Саморуководство» и «Конкуренция» прямой связью на уровне значимости Р≤0.01, что свидетельствует о том, что чем положительней студенты в группе оценивают свое поведение, тем уверенней они в своем поведении и склонны к соперничеству с людьми, и наоборот.
Показатель «Самооценка в сфере поведения» взаимодействует с показателем «Уклонение» обратной связью на уровне значимости Р≤0.05, что свидетельствует о том, что чем ниже студенты в группе оценивают свое поведение, тем чаще они избегают конфликты, и наоборот.
Показатель
«Самооценка в сфере
Показатель
«Самооценка в сфере