Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 13:42, реферат
2 Эмпирическое исследование трудового коллектива
Рассмотрев в предыдущей главе теоретические понятия межличностных отношений в коллективе, мы переходим к непосредственному изучению коллектива, проведем эмпирические исследования сотрудников предприятия, и анализ психологических характеристик сотрудников коллектива ООО «ТЕМА»
2 Эмпирическое исследование трудового коллектива
Рассмотрев
в предыдущей главе теоретические
понятия межличностных
2.1 Предприятие ООО «ТЕМА»
ООО «ТЕМА» является обществом с ограниченной ответственностью в терминах Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
ООО «ТЕМА» создано в 2009 году. Основной целью деятельности Общества является наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей покупателей в области оптовой продажи строительных и отделочных материалов, производимых Обществом, в соответствии с Уставными видами деятельности и получение прибыли.
Конкуренция с мощными предприятиями, уже существующими на рынке, сформировала на предприятии гибкую систему менеджмента, коммерческую структуру, гибкую систему управления финансовыми ресурсами, издержками производства.
2.2 Анализ сотрудников предприятия по методике Д.Кейрси
Опросник Кейрси
- методика оценки темперамента, созданная
на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс.
Опросник разработан в 1956 г. профессором
Калифорнийскоrо университета Дэвидом
Кейрси. Д. Кейрси развил и дополнил концепцию
К.Г. Юнга с учетом последних достижений
как когнитивно-бихевиоральной, так и
экзистенциально-
"Дионис" - сенсорно-импульсивный;
"Эпиметей" - сенсорно-планирующий;
"Аполлон" - интуитивно-чувственный;
"Прометей" - интуитивно-логический.
Методика Д. Кейрси построена на различении 16 психологических типов, определяемых сочетанием четырех факторов:
E (Extravertion) & I (Intraversion) – экстраверсия-интроверсия
S (Sensation) & N (iNtuition) – здравомыслие-интуиция
T (Thinking) & F(Feeling) – логичность-чувствование
J (Judging) & P (Perceiving)
– рассудительность-
Испытуемым предлагается ответить на вопросы теста опросника. Опросник содержит 70 утверждений, каждое из которых имеет два варианта – а) и б) (см. таблицу бланка ответов А1 в Приложении A). Задача испытуемых: выбрать один из них. Следует также иметь в виду, что оба варианта равноценны – не нужно искать какого-то «более правильного» из них, необходимо выбрать тот, который больше соответствует поведению, представлениям о себе, взглядам на жизнь. Выбранный вариант необходимо отметить знаком «+» в соответствующей клетке бланка, для ответов
Подсчет
первичных результатов
В ходе исследования были проанализированы данные 10 сотрудников фирмы. Результаты данных тестирования футболистов занесены в таблицу №1.
Таблица № 1 – Результаты испытуемых по методике Д.Кейрси
Номер респон- дента
Типы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Дионисий |
ESFP |
ISFP |
ESFP |
ENTJ |
||||||
Эпиметей |
ESTP |
ESTJ |
||||||||
Аполлон |
ENFP |
|||||||||
Прометей |
INTP |
INTJ |
INFJ |
Согласно данным таблицы мы можем сделать вывод, что в данной команде преобладают два типа: Дионисий и Прометей.
Сильные стороны Прометея в умении рассуждать логически и стратегически. Прометей не имеет права повторять одну и ту же ошибку. Умеет выделить главное и отсечь второстепенное в анализируемом материале. По натуре добр, но дело ставит выше личных интересов и отношений. Человек слова, ценит справедливость. Его отличает направленность в будущее, не важность авторитета, положения или звания.
Дионисий силён в способности легко исполнять разнообразные задания, они хороши в чрезвычайных ситуациях. Это тип беспокойных организаторов. Он обладает хорошим вкусом, чувством меры. Заботливы и внимательны к людям, очень считаются с их удобствами. Стремятся к хорошему материальному уровню жизни. Люди этого типа любят действие, жизнь «здесь и сейчас».
Таким образом, можно сделать вывод, что сотрудники данной фирмы легко выполняют свои обязанности, люди слова и ценят справедливость. Они свободолюбивы, оптимистичны. Готовы помогать друг другу в трудностях.
2.3 Анализ сотрудников предприятия по методике Стефансона «Q-сортировка»
Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном в 1958 году. Ниже дается описание этой методики в современном адаптированном варианте.
Тестируемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Вместо карточек испытуемому может быть предложен просто текст теста-опросника «Q-сортировка» (см. таблицу бланка ответов B1 в ПриложенииB ). Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «Я», а не «соответствие – несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.
Методика может быть использована повторно для определения «идеального Я» или «социального Я» (каким меня видят другие), а также «значимых для меня других» (каким я вижу своего партнера) или «идеального партнера» (каким бы я хотел видеть его).
Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».
Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).
Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами.
Тенденция к «борьбе» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.
В противоположность
этой тенденции избегание «борьбы»
показывает стремление уйти от взаимодействия,
сохранить нейтралитет в
Для нашего исследования каждому из 10 сотрудников было предложено протестировать самого себя. В таблице №2 видны результаты.
Таблица №2– Результаты испытуемых по методике «Q- сортировка»
Номер респон- дента
Тенденции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Зависимость |
6 |
5 |
4 |
2 |
3 |
5 |
3 |
2 |
3 |
6 |
Независимость |
5 |
7 |
7 |
8 |
5 |
4 |
5 |
7 |
5 |
4 |
Общительность |
7 |
6 |
5 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
7 |
Необщительность |
6 |
9 |
8 |
6 |
6 |
7 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Принятие «борьбы» |
5 |
7 |
8 |
8 |
8 |
6 |
6 |
2 |
3 |
8 |
Избегание «борьбы» |
8 |
5 |
3 |
3 |
2 |
3 |
5 |
9 |
5 |
3 |
Низкий показатель «общительность – необщительность» сотрудников по данным, характеризуется как «скрытые, обособленные, необщительные, замкнутые, безучастные, точные, объективные и т.д.»
Показатель «зависимость – независимость» коррелирует с независимостью характера, настороженностью по отношению к людям, гибкостью и дипломатичностью в общении, проявлением конформных реакций, стремлением к лидерству и доминированию (авторитарности) как проявление конформности.
Показатели «принятие «борьбы» – избегание «борьбы»» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
2.4 Анализ сотрудников предприятия по методике диагностики межличностных отношений Т.Лири
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании
межличностных отношений
доминирование-подчинение,
дружелюбие-агрессивность,
эмоциональность - аналитичность.
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Разные
направления диагностики
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Разные направления
диагностики позволяют
Методика может быть представлена респонденту либо списком (см. таблицу бланка ответов С1 в Приложении С), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу. В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального ключа к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль (см. Приложение E).
Каждая из 8 октант имеет свое назначение:
I октанта – авторитетность;
II октанта – эгоистичность;
III октанта – агрессивность;
IV октанта – подозрительность;
V октанта – подчиняемость;
VI октанта – зависимость;
VII октанта – дружелюбность;
VIII октанта – альтруистичность.
Для данного исследование игрокам было предложено протестировать себя с позиции «реального Я» и с позиции «Я-Идеал». Результаты теста в таблице №3
Таблица №3– Результаты испытуемых по методики «диагностика межличностных отношений Т.Лири
№ октанты |
Номер испытуемого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||||
Типы отношения к окружающим |
Я |
Я-Идеал |
Я |
Я-Идеал |
Я |
Я-Идеал |
Я |
Я-Идеал |
Я |
Я-Идеал | |
I |
Авторитарный |
8 |
10 |
9 |
12 |
8 |
9 |
6 |
8 |
7 |
10 |
II |
Эгоистический |
9 |
8 |
6 |
7 |
8 |
4 |
7 |
9 |
8 |
6 |
III |
Агрессивный |
10 |
7 |
5 |
9 |
9 |
7 |
11 |
9 |
9 |
9 |
IV |
Подозрительный |
8 |
8 |
6 |
6 |
9 |
7 |
7 |
5 |
6 |
8 |
V |
Подчиняемый |
8 |
6 |
7 |
5 |
10 |
8 |
7 |
9 |
7 |
7 |
VI |
Зависимый |
7 |
6 |
8 |
6 |
5 |
7 |
9 |
8 |
8 |
5 |
VII |
Дружелюбный |
9 |
9 |
7 |
9 |
7 |
4 |
7 |
9 |
8 |
7 |
VIII |
Альтруистический |
9 |
7 |
7 |
8 |
6 |
9 |
8 |
7 |
9 |
6 |
Номер испытуемого |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||||||
№ октанты |
Типы отношения к окружающим |
Я |
Я-Идеал |
Я |
Я-Идеал |
Я |
Я-Идеал |
Я |
Я-Идеал |
Я |
Я-Идеал |
I |
Авторитарный |
6 |
8 |
9 |
7 |
7 |
9 |
10 |
7 |
8 |
9 |
II |
Эгоистический |
7 |
9 |
10 |
9 |
9 |
9 |
8 |
7 |
7 |
8 |
III |
Агрессивный |
8 |
10 |
8 |
8 |
7 |
11 |
9 |
8 |
9 |
6 |
IV |
Подозрительный |
7 |
9 |
6 |
7 |
8 |
4 |
10 |
7 |
11 |
10 |
V |
Подчиняемый |
9 |
6 |
8 |
9 |
7 |
8 |
9 |
9 |
6 |
7 |
VI |
Зависимый |
7 |
6 |
9 |
7 |
9 |
6 |
7 |
6 |
7 |
9 |
VII |
Дружелюбный |
9 |
8 |
7 |
6 |
8 |
9 |
9 |
7 |
8 |
8 |
VIII |
Альтруистический |
6 |
7 |
6 |
9 |
9 |
7 |
7 |
9 |
9 |
7 |