Динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования это эмпирическое изучение динамики психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Объект данного исследования - самосознание личности студента-психолога как психологическая категория.
Под предметом исследования имеется динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Эмпирическое изучение психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов………………………………5
§ 1.1 Организация и проведение исследования………………………………….5
§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на II-ом курсе обучения……………………………………..14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на III-ем курсе обучения……………………………………..38
Сравнительный анализ психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на II-ом и III-ем курсе обучения……60
Выводы………………………………………………………………………….…66
Заключение…………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа по опп 3 курс.docx

— 137.76 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  автономное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии 
 
 
 

Зачетная  работа по общепсихологическому практикуму

 
«Динамика психологических  характеристик самосознания личности студентов-психологов»
 
 
 

Выполнил:

Студент группы 1781

Нефедов Е.В. 
Преподаватель: кандидат пси. наук, доцент

                            Александрова Г.Г. 
 
 
 
 

Казань 2010 год.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1: Эмпирическое изучение психологических  характеристик самосознания личности студентов-психологов………………………………5

§ 1.1 Организация и проведение исследования………………………………….5

§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………14

      1. Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на II-ом курсе обучения……………………………………..14
      2. Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на III-ем курсе обучения……………………………………..38
      3. Сравнительный анализ психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на II-ом и III-ем курсе обучения……60

Выводы………………………………………………………………………….…66

Заключение……………………………………………………………………….72

Приложение……………………………………………………………………….73 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность данного исследования основывается на том, что оно посвящено динамике развития психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов. По мнению Г.М.Андреевой, проблема формулируется как проблема 2-ух видов идентичности – социальной и личностной, где личностная идентичность – это самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида, а социальная идентичность – самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе.

  Проблема исследования посвящена изучению характеристик самосознания студентов ВУЗа, точнее динамике развития психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на 2 и 3 курсах обучения.

     Цель исследования это эмпирическое изучение динамики психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.

     Объект данного исследования - самосознание личности студента-психолога как психологическая категория.

     Под предметом исследования имеется динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.

     Гипотеза в данной работе рассматриватеся предположение о том, что обучение на факультете психологии благоприятствует развитию сферы самосознания.

     Теоретическую базу исследования составляет учебно-методическое пособие по методике изучения индивидуальных особенностей самосознания личности. Составитель Александрова Г.Г.

     Методом исследования выступает  теоретический анализ. В ходе данной работы были использованы следующие эмпирические методы:

     Тест «20 ответов» (М.Кун, Т.Макпартленд);

     Методика «Самооценка» (Н.М.Пейсахов);

     Методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири);

     Методика «исследования самоотношений» (С.Р.Пантелеев);

     Методика «Тип поведения в конфликтной ситуации» (К.Томас).

     Эмпирическую  базу составляет массив данных полученный по итогам обработки результатов использования вышеперечисленных методик на студентами 2 и 3 его курса обучения факультета психологии КФУ от 16 до 25 лет (лонгитюдное исследование).

     Практическая  значимость исследования заключается в том, что на основании проведенного анализа эмпирических данных можно наблюдать динамику развития психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.

     Работа  имеет следующую  структуру: введение, основная глава, выводы, заключение и приложение. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Эмпирическое изучение психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов

§ 1.1 Организация и проведение исследования

Методика  «20 ответов» (М.Кун, Т.Макпартленд)

    Методика  предназначена для субъективного  определения своей идентичности. «Личностное Я» трактуется как набор установок.  Согласно социально науке, люди организуют и направляют своё поведение в соответствии с их субъективно определяемыми идентификациями, которые рассматриваются как интериоризация занимаемых ими социальных статусов. Для предсказания поведения индивида необходимо знать его субъективное определение своей идентичности.

     Выделяются  следующие эмпирически проверенные положения:

  1. Объективный (более непосредственно социально-связанный) компонент «Я-концепции» является более выраженным компонентом, т.е. объективные социально подкрепляемые установки находятся наверху иерархии установок на себя;
  2. Люди существенно различаются по количеству субъективных и объективных компонентов, содержащихся в «Я-концепции».

    Обработка и интерпретация  результатов:

   Ответы, которые даёт респондент, делятся на 4 группы:

А – физическое Я (объект во времени и пространстве: «Я - блондин»);

Б – социальное Я (место в группе, социальная роль: «Я – студент»);

В – рефлексивное Я (индивидуальный стиль поведения, особенности характера: «Я – весёлый»);

Г – трансцендентальное Я (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации: «Я - живое существо»).

   Каждый ответ анализируется на соответствие с какой-либо из 4-ех указанных групп (А, Б, В, Г). Далее подсчитывается количество ответов по каждой группе. Установлено, что количество «ролевых» ответов всегда значительно превышает число «личностных» ответов. (А и Г < Б и В).

       Подсчитывается количество отрицательно, положительно и нейтрально оцененных респондентом ответов.

       Количественные, содержательные и оценочные характеристики по каждой группе ответов позволяют составить представление о срезе «Я-концепции» конкретного респондента.

Основные  аспекты интерпретации  результатов:

– степень позитивности представления о себе;

– содержание, оценка и выраженность социальной идентичности;

– согласованность самохарактеристик внутри каждой группы ответов и между группами;

– характер среза «Я-концепции» в целом.

Методика  «Самооценка» (Н.М. Пейсахов)

     Методика  разработана на основе методики С.А. Будасси и работ Н.А. Викторова и Э.С. Чугуновой. Данная модификация методики позволяет определить, в какой области лежат ценностные ориентации личности.  Методика состоит из 4-ех блоков. В первом блоке (I. Общение. Межличностные отношения) собраны качества, необходимые человеку для общения с людьми. Во втором блоке (II. Черты характера. Поведение) сосредоточены характеристики поведения. В третьем блоке (III. Деятельность) представлены качества, связанные с деятельностью субъекта, а в четвертом (IV. Переживания. Чувства) – характеристики субъекта переживаний.

Обработка и интерпретация  результатов:

  1. Подсчитать подчеркнутые качества в каждом блоке – «Я – идеальное» (I), «Я – идеальное» (II) и т.д.;
  2. Подсчитать отмеченные качества «V» в каждом блоке – «Я – реальное» (I), «Я – реальное» (II) и т.д.;
  3. Самооценка в каждом блоке подсчитывается как процентное отношение «Я – реальное» к «Я – идеальное»;
  4. Общая самооценка подсчитывается как среднее арифметическое значение  по всем 4-м  блокам качеств;
  5. Полученные результаты СО(I), СО(II), СО(III), СО(IV) и СО(общая) сравниваются с оценочной шкалой:  

                                                           Уровни            

    Пол Низкий > Среднего Средний < Среднего Высокий
    М 0-34 35-45 46-54 55-63 64-…
    Ж 0-37 38-46 47-56 57-65 66-…
 

   Ведущим будет тот уровень активности субъекта, где больше всего было отобрано «идеальных» и «реальных» качеств и их процентное отношение (показатель самооценки).

   Методика  «Диагностика межличностных  отношений» (Т. Лири)

      Методика  создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р.Сазеком  в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и  идеальном «Я», а так же для  изучения взаимоотношений в малых  группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

      Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы, в котором по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации:  доминирование –  подчинение, дружелюбие – враждебность.

Обработка данных и интерпретация  результатов:

      Подсчет баллов производится с помощью «ключа»: подсчитывается сумма «+» в каждом столбце, что соответствует показателю того отношения, номер которого римской  цифрой указан над столбцом.

      Максимальная  оценка выраженности отношения – 16 баллов, но она разделена на 4 уровня, характеризующие соответствующее поведение:

0-4 балла  – низкий Адаптивное  поведение
5-8 баллов  – умеренный
9-12 баллов  – высокий Экстремальное до патологии поведение
13-16 баллов  – экстремальный
 
 

      Интерпретация результатов по типам отношения к окружающим:

0 - 8 Уверенный в себе человек, не обязательно лидер, упорный, настойчивый. I. Авторитарный (властный-лидирующий)
9 - 12 Доминантный, энергичный, авторитарный лидер, ориентированный на успешность в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
13 - 16 Диктаторский, властный, деспотичный характер, стремиться лидировать во всех видах групповой деятельности. Наставляет, поучает, полагается на свое мнение, не принимает советы других.
0 - 12 Эгоистические черты, ориентация на себя, соперничество. II. Эгоистичный (независимый-доминирующий)
13 – 16 Стремится быть над  всеми и одновременно в стороне  от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0 – 8 Упрямый, упорный, настойчивый, энергичный. III. Агрессивный (прямолинейный)
9 – 12 Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в  оценке других, непримиримый, склонный к обвинению окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
13 – 16 Жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
0 - 8 Критичный по отношению  к социальным явлениями и окружающим.  
 
 
 
 
IV. Подозрительный (недоверчивый-скептический)
9 - 12 Критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
13 – 16 Отчужденный по отношению  к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к  сомнению во всем, злопамятный, постоянно  на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
0 - 8 Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный  подчиняться, послушно и честно выполняет  свои обязанности. V. Подчиняемый (покорный-застенчивый)
9 - 12 Застенчивый, кроткий, легко смущается, подчиняется более сильному.
13 - 16 Покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
0 - 8 Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.  
VI. Зависимый (послушный)
9 - 12 Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
13 - 16 Резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
0 – 8 Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.  
VII. Дружелюбный (сотрудничающий-конвенциальный)
9 - 16 Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип).
0 - 8 Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, умеет подбодрить, успокоить окружающих, отзывчивый. VIII. Альтруистический  (ответственный-великодушный)
9 – 16 Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

Информация о работе Динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов