Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа
Цель исследования это эмпирическое изучение динамики психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Объект данного исследования - самосознание личности студента-психолога как психологическая категория.
Под предметом исследования имеется динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Эмпирическое изучение психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов………………………………5
§ 1.1 Организация и проведение исследования………………………………….5
§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на II-ом курсе обучения……………………………………..14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на III-ем курсе обучения……………………………………..38
Сравнительный анализ психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на II-ом и III-ем курсе обучения……60
Выводы………………………………………………………………………….…66
Заключение…………………………………
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
психологии
Зачетная работа по общепсихологическому практикуму
«Динамика психологических
характеристик самосознания
личности студентов-психологов»
Выполнил:
Студент группы 1781
Нефедов
Е.В.
Преподаватель: кандидат пси. наук, доцент
Александрова Г.Г.
Казань 2010 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1: Эмпирическое изучение
психологических
характеристик самосознания
личности студентов-психологов…………………………
§ 1.1 Организация и проведение исследования………………………………….5
§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………14
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность данного исследования основывается на том, что оно посвящено динамике развития психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов. По мнению Г.М.Андреевой, проблема формулируется как проблема 2-ух видов идентичности – социальной и личностной, где личностная идентичность – это самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида, а социальная идентичность – самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе.
Проблема исследования посвящена изучению характеристик самосознания студентов ВУЗа, точнее динамике развития психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на 2 и 3 курсах обучения.
Цель исследования это эмпирическое изучение динамики психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Объект данного исследования - самосознание личности студента-психолога как психологическая категория.
Под предметом исследования имеется динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Гипотеза в данной работе рассматриватеся предположение о том, что обучение на факультете психологии благоприятствует развитию сферы самосознания.
Теоретическую базу исследования составляет учебно-методическое пособие по методике изучения индивидуальных особенностей самосознания личности. Составитель Александрова Г.Г.
Методом исследования выступает теоретический анализ. В ходе данной работы были использованы следующие эмпирические методы:
Тест «20 ответов» (М.Кун, Т.Макпартленд);
Методика «Самооценка» (Н.М.Пейсахов);
Методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири);
Методика «исследования самоотношений» (С.Р.Пантелеев);
Методика «Тип поведения в конфликтной ситуации» (К.Томас).
Эмпирическую базу составляет массив данных полученный по итогам обработки результатов использования вышеперечисленных методик на студентами 2 и 3 его курса обучения факультета психологии КФУ от 16 до 25 лет (лонгитюдное исследование).
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании проведенного анализа эмпирических данных можно наблюдать динамику развития психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Работа
имеет следующую
структуру: введение, основная глава,
выводы, заключение и приложение.
Глава 1. Эмпирическое изучение психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов
§ 1.1 Организация и проведение исследования
Методика «20 ответов» (М.Кун, Т.Макпартленд)
Методика
предназначена для
Выделяются следующие эмпирически проверенные положения:
Обработка и интерпретация результатов:
Ответы, которые даёт респондент, делятся на 4 группы:
А – физическое Я (объект во времени и пространстве: «Я - блондин»);
Б – социальное Я (место в группе, социальная роль: «Я – студент»);
В – рефлексивное Я (индивидуальный стиль поведения, особенности характера: «Я – весёлый»);
Г – трансцендентальное Я (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации: «Я - живое существо»).
– Каждый ответ анализируется на соответствие с какой-либо из 4-ех указанных групп (А, Б, В, Г). Далее подсчитывается количество ответов по каждой группе. Установлено, что количество «ролевых» ответов всегда значительно превышает число «личностных» ответов. (А и Г < Б и В).
– Подсчитывается количество отрицательно, положительно и нейтрально оцененных респондентом ответов.
– Количественные, содержательные и оценочные характеристики по каждой группе ответов позволяют составить представление о срезе «Я-концепции» конкретного респондента.
Основные аспекты интерпретации результатов:
– степень позитивности представления о себе;
– содержание, оценка и выраженность социальной идентичности;
– согласованность самохарактеристик внутри каждой группы ответов и между группами;
– характер среза «Я-концепции» в целом.
Методика «Самооценка» (Н.М. Пейсахов)
Методика разработана на основе методики С.А. Будасси и работ Н.А. Викторова и Э.С. Чугуновой. Данная модификация методики позволяет определить, в какой области лежат ценностные ориентации личности. Методика состоит из 4-ех блоков. В первом блоке (I. Общение. Межличностные отношения) собраны качества, необходимые человеку для общения с людьми. Во втором блоке (II. Черты характера. Поведение) сосредоточены характеристики поведения. В третьем блоке (III. Деятельность) представлены качества, связанные с деятельностью субъекта, а в четвертом (IV. Переживания. Чувства) – характеристики субъекта переживаний.
Обработка и интерпретация результатов:
Пол | Низкий | > Среднего | Средний | < Среднего | Высокий |
М | 0-34 | 35-45 | 46-54 | 55-63 | 64-… |
Ж | 0-37 | 38-46 | 47-56 | 57-65 | 66-… |
Ведущим будет тот уровень активности субъекта, где больше всего было отобрано «идеальных» и «реальных» качеств и их процентное отношение (показатель самооценки).
Методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири)
Методика
создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р.Сазеком
в 1954 г. и предназначена для
Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы, в котором по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность.
Обработка данных и интерпретация результатов:
Подсчет баллов производится с помощью «ключа»: подсчитывается сумма «+» в каждом столбце, что соответствует показателю того отношения, номер которого римской цифрой указан над столбцом.
Максимальная оценка выраженности отношения – 16 баллов, но она разделена на 4 уровня, характеризующие соответствующее поведение:
0-4 балла – низкий | Адаптивное поведение |
5-8 баллов – умеренный | |
9-12 баллов – высокий | Экстремальное до патологии поведение |
13-16 баллов – экстремальный |
Интерпретация результатов по типам отношения к окружающим:
0 - 8 | Уверенный в себе человек, не обязательно лидер, упорный, настойчивый. | I. Авторитарный (властный-лидирующий) |
9 - 12 | Доминантный, энергичный, авторитарный лидер, ориентированный на успешность в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. | |
13 - 16 | Диктаторский, властный, деспотичный характер, стремиться лидировать во всех видах групповой деятельности. Наставляет, поучает, полагается на свое мнение, не принимает советы других. | |
0 - 12 | Эгоистические черты, ориентация на себя, соперничество. | II. Эгоистичный (независимый-доминирующий) |
13 – 16 | Стремится быть над всеми и одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый. | |
0 – 8 | Упрямый, упорный, настойчивый, энергичный. | III. Агрессивный (прямолинейный) |
9 – 12 | Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный к обвинению окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный. | |
13 – 16 | Жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения. | |
0 - 8 | Критичный по отношению к социальным явлениями и окружающим. | IV. Подозрительный (недоверчивый-скептический) |
9 - 12 | Критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии. | |
13 – 16 | Отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера). | |
0 - 8 | Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, послушно и честно выполняет свои обязанности. | V. Подчиняемый (покорный-застенчивый) |
9 - 12 | Застенчивый, кроткий, легко смущается, подчиняется более сильному. | |
13 - 16 | Покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. | |
0 - 8 | Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый. | VI. Зависимый (послушный) |
9 - 12 | Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы. | |
13 - 16 | Резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. | |
0 – 8 | Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях. | VII. Дружелюбный (сотрудничающий- |
9 - 16 | Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип). | |
0 - 8 | Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, умеет подбодрить, успокоить окружающих, отзывчивый. | VIII. Альтруистический (ответственный-великодушный) |
9 – 16 | Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа). |