Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа
Цель исследования это эмпирическое изучение динамики психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Объект данного исследования - самосознание личности студента-психолога как психологическая категория.
Под предметом исследования имеется динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Эмпирическое изучение психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов………………………………5
§ 1.1 Организация и проведение исследования………………………………….5
§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на II-ом курсе обучения……………………………………..14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на III-ем курсе обучения……………………………………..38
Сравнительный анализ психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на II-ом и III-ем курсе обучения……60
Выводы………………………………………………………………………….…66
Заключение…………………………………
Фактическое значение критерия t по показателю «Общая самооценка» составляет tфакт=−1.84, что по модулю является близким и имеет тенденцию движения в сторону стандартного значения tстанд=2.019 и уровня достоверности р≤0.05. Выраженность данного показателя на III-ем курсе обучения больше, чем на II-ом курсе обучения.
Фактическое значение критерия t по показателю «Компромисс» составляет tфакт=−1.92, что по модулю является близким и имеет тенденцию движения в сторону стандартного значения tстанд=2.019 и уровня достоверности р≤0.05. Выраженность данного показателя на III-ем курсе обучения больше, чем на II-ом курсе обучения.
Вывод: Только 9 показателей являются достоверными. Из них по 2-ум показателям III-ий курс преобладает над II-ым курсом и по 7-ми показателям II-ой курс преобладает над III-им курсом.
Стоит отметить так же то, что по 4-ем показателям, имеющих тенденцию движения в сторону стандартного значения критерия tстанд=2.019 при уровне достоверности р≤0.05, III-ий курс преобладает над II-ым.
Попарное сравнение корреляционных матриц (дивергентный анализ)
Для связанных выборок II-ого и III-его курса были обнаружены значимые отличия.
Связь показателей «Я-социальное» и «Я-индивидуальное» в данной группе различна, т.к. на II-ом курсе обратная связь между данными показателями является более тесной (уровень значимости р≤0.001), чем на III-ем курсе, т.к. на III-ем курсе обратная связь между данными показателями становится менее вероятной (уровень значимости р≤0.01).
Связь
показателей «Самооценка в
Связь
показателей «Самооценка в
Связь показателей «Подчиняемость» и «Сотрудничество» в данной группе различна, т.к. на III-ем курсе данные показатели связаны обратной связью на уровне значимости р≤0.01 и поэтому можно сказать, что подчиняемость не предполагает сотрудничество. На II-ом курсе данная тенденция и связь между показателями не обнаруживается.
Связь показателей «Зависимость» и «Сотрудничество» в данной группе различна, т.к. на III-ем курсе данные показатели связаны обратной связью на уровне значимости р≤0.05 и поэтому можно сказать, что зависимость не предполагает сотрудничество. На II-ом курсе данная тенденция и связь между показателями не обнаруживается.
Связь показателей «Дружелюбность» и «Саморуководство» в данной группе различна, хотя таковых связей нет. Возможно, расширив выборку, мы обнаружим связь, но она будет иметь разные направления. Связь показателей не достоверная, но при определенных условиях, она может быть достоверной.
Связь показателей «Самоуверенность» и «Сотрудничество» в данной группе различна, т.к. на III-ем курсе данные показатели связаны прямой связью на уровне значимости р≤0.01 и поэтому за счет увеличения самоуверенности увеличивается сотрудничество, и наоборот. На II-ом курсе данная тенденция и связь между показателями не обнаруживается.
Связь показателей «Самоценность» и «Внутренняя конфликтность» в данной группе различна, т.к. на II-ом курсе данные показатели связаны обратной связью на уровне значимости р≤0.01 и поэтому можно сказать, что самоценность не предполагает внутреннюю конфликтность. На III-ем курсе данная тенденция и связь между показателями не обнаруживается.
Вывод: На показатель «Я-социальное» оказывает влияние показатель «Я-индивидуальное», т.е. студенты склонные выражать свою индивидуальность в самоопределении в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт не склонны выражать свою принадлежность к различным социальным категориям, чем те, которые относят себя к различным социальным категориям.
На показатель «Самооценка в сфере общения» оказывают влияния показатели «Подозрительность» и «Закрытость». На II-ом курсе при общении с окружающими студенты были склонны к недовольству по отношению к окружающему миру, а на III-ем курсе при общении с окружающими студенты становятся закрытыми перед окружающим миром. Таким образом, через подозрительность и закрытость можно скорректировать самооценку в сфере общения на II-ом и III-ем курсе.
На
показатель «Сотрудничество» оказывают
влияние показатели «Подчиняемость»,
«Зависимость» и «
На
показатель «Самоценность» оказывает
влияние показатель «Внутренняя
конфликтность». На II-ом курсе студенты,
которые были удовлетворены собой, они
ощущали свою ценность. Таким образом,
на II-ом курсе через внутреннюю конфликтность
у студентов можно было бы скорректировать
самоценность.
Выводы
Проанализировав полученные данные можно сделать следующие выводы отдельно для II и III курса и для определения характера динамики самосознания студентов-психологов II и III курса по выраженности и связанности показателей.
Выводы для II курса обучения
Корреляционная плеяда самосознания студентов II-ого курса является целостной и достаточно интегрированной (112 связей), что дает нам предположить о том, что система достаточно развитая.
По выраженности исследуемых показателей у студентов II курса были выявлены следующие особенности – группа однородна и характеризуется по средним значениям по следующим показателям:
По показателям «Самооценка» и «Самоотношение» группа характеризуется неоднородностью по всем показателям и не характеризуется по средним значениям.
По анализу связей между показателями у студентов II курса были выявлены следующие особенности - большинство связей между показателями получились логичными.
Нелогичность связей заключается:
Не связанные между собой связи:
Изменение показателей, которые могут повлиять на изменение всех показателей самосознания: «оценка в сфере поведения и переживаний», «самооценка», «авторитарность», «эгоистичность» и «агрессивность» по отношению к окружающим, «подчиняемость», «самоуверенность», «саморуководство» и «самоценность», «конкуренция» и «уклонение».
Выводы для III курса обучения
Корреляционная плеяда самосознания студентов III-ого курса является целостной и достаточно интегрированной (110 связей), что дает нам предположить о том, что система достаточно развитая.
По выраженности исследуемых показателей у студентов III курса были выявлены следующие особенности – группа однородна и характеризуется по средним значениям по следующим показателям:
По показателям «Самооценка», «Самоотношение», «Подчиняемость», «Сотрудничество», «Уклонение» и «Приспособление» группа характеризуется неоднородностью по всем показателям и не характеризуется по средним значениям.
По анализу связей между показателями у студентов III курса были выявлены следующие особенности - большинство связей между показателями получились логичными.
Нелогичность связей заключается:
Не связанные между собой связи:
Изменение показателей, которые могут повлиять на изменение всех показателей самосознания: «оценка в сфере общения», «поведения», «деятельности и переживаний», «самооценка», «авторитарность», «эгоистичность» по отношению к окружающим, «подчиняемость», «альтруистичность», «самоуверенность», «саморуководство» и «самоценность», «самопривязанность», «конкуренция» и «сотрудничество».
Характеристика динамики самосознания студентов-психологов II и III курса по выраженности и связанности показателей
Получились
следующие достоверные
Замечены следующие отличия показателей, выраженность которых на II курсе была более значима, чем на III курсе обучения:
Получились
следующие достоверные
Замечены следующие отличия показателей, выраженность которых на III курсе была более значима:
Лишь по 2-ум достоверным показателям III-ий курс преобладает над II-ым курсом и по 7-ми показателям II-ой курс преобладает над III-им курсом.