Динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования это эмпирическое изучение динамики психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.
Объект данного исследования - самосознание личности студента-психолога как психологическая категория.
Под предметом исследования имеется динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Эмпирическое изучение психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов………………………………5
§ 1.1 Организация и проведение исследования………………………………….5
§ 1.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на II-ом курсе обучения……………………………………..14
Психологические характеристики самосознания личности студентов-психологов на III-ем курсе обучения……………………………………..38
Сравнительный анализ психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов на II-ом и III-ем курсе обучения……60
Выводы………………………………………………………………………….…66
Заключение…………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа по опп 3 курс.docx

— 137.76 Кб (Скачать)

     Фактическое значение критерия t по показателю «Общая самооценка» составляет tфакт=−1.84, что по модулю является близким и имеет тенденцию движения в сторону стандартного значения tстанд=2.019 и уровня достоверности р≤0.05. Выраженность данного показателя на III-ем курсе обучения больше, чем на II-ом курсе обучения.

     Фактическое значение критерия t по показателю «Компромисс» составляет tфакт=−1.92, что по модулю является близким и имеет тенденцию движения в сторону стандартного значения tстанд=2.019 и уровня достоверности р≤0.05. Выраженность данного показателя на III-ем курсе обучения больше, чем на II-ом курсе обучения.

     Вывод: Только 9 показателей являются достоверными. Из них по 2-ум показателям III-ий курс преобладает над II-ым курсом и по 7-ми показателям II-ой курс преобладает над III-им курсом.

     Стоит отметить так же то, что по 4-ем показателям, имеющих тенденцию движения в  сторону стандартного значения критерия tстанд=2.019 при уровне достоверности р≤0.05, III-ий курс преобладает над II-ым.

Попарное  сравнение корреляционных матриц (дивергентный анализ)

     Для связанных выборок II-ого и III-его курса были обнаружены значимые отличия.

     Связь показателей «Я-социальное» и  «Я-индивидуальное» в данной группе различна, т.к. на II-ом курсе обратная связь между данными показателями является более тесной (уровень значимости р≤0.001), чем на III-ем курсе, т.к. на III-ем курсе обратная связь между данными показателями становится менее вероятной (уровень значимости р≤0.01).

     Связь показателей «Самооценка в сфере  общения» и «Подозрительность» в  данной группе различна, т.к. на II-ом курсе данные показатели связаны прямой связью на уровне значимости р≤0.01 и поэтому за счет увеличения самооценки в сфере общения увеличивается подозрительность, и наоборот. На III-ем же курсе данная тенденция не обнаруживается.

     Связь показателей «Самооценка в сфере  общения» и «Закрытость» в данной группе различна, т.к. на III-ем курсе данные показатели связаны прямой связью на уровне значимости р≤0.05 и поэтому за счет увеличения самооценки в сфере общения увеличивается закрытость, и наоборот. На II-ом курсе данная тенденция не обнаруживается.

     Связь показателей «Подчиняемость» и  «Сотрудничество» в данной группе различна, т.к. на III-ем курсе данные показатели связаны обратной связью на уровне значимости р≤0.01 и поэтому можно сказать, что подчиняемость не предполагает сотрудничество. На II-ом курсе данная тенденция и связь между показателями не обнаруживается.

     Связь показателей «Зависимость» и  «Сотрудничество» в данной группе различна, т.к. на III-ем курсе данные показатели связаны обратной связью на уровне значимости р≤0.05 и поэтому можно сказать, что зависимость не предполагает сотрудничество. На II-ом курсе данная тенденция и связь между показателями не обнаруживается.

     Связь показателей «Дружелюбность» и  «Саморуководство» в данной группе различна, хотя таковых связей нет. Возможно, расширив выборку, мы обнаружим  связь, но она будет иметь разные направления. Связь показателей  не достоверная, но при определенных условиях, она может быть достоверной.

     Связь показателей «Самоуверенность»  и «Сотрудничество» в данной группе различна, т.к. на III-ем курсе данные показатели связаны прямой связью на уровне значимости р≤0.01 и поэтому за счет увеличения самоуверенности увеличивается сотрудничество, и наоборот. На II-ом курсе данная тенденция и связь между показателями не обнаруживается.

     Связь показателей «Самоценность» и «Внутренняя  конфликтность» в данной группе различна, т.к. на II-ом курсе данные показатели связаны обратной связью на уровне значимости р≤0.01 и поэтому можно сказать, что самоценность не предполагает внутреннюю конфликтность. На III-ем курсе данная тенденция и связь между показателями не обнаруживается.

     Вывод: На показатель «Я-социальное» оказывает влияние показатель «Я-индивидуальное», т.е. студенты склонные выражать свою индивидуальность в самоопределении в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт не склонны выражать свою принадлежность к различным социальным категориям, чем те, которые относят себя к различным социальным категориям.

     На  показатель «Самооценка в сфере  общения» оказывают влияния показатели «Подозрительность» и «Закрытость». На II-ом курсе при общении с окружающими студенты были склонны к недовольству по отношению к окружающему миру, а на III-ем курсе при общении с окружающими студенты становятся закрытыми перед окружающим миром. Таким образом, через подозрительность и закрытость можно скорректировать самооценку в сфере общения на II-ом и III-ем курсе.

     На  показатель «Сотрудничество» оказывают  влияние показатели «Подчиняемость», «Зависимость» и «Самоуверенность». На III-ем курсе студенты, которые самоуверенные, независимые и неуступчивые по отношению к окружающим, склонны к сотрудничеству. Таким образом, через самоуверенность, неуступчивость и независимость можно скорректировать у студентов данное поведение – сотрудничество.

     На  показатель «Самоценность» оказывает  влияние показатель «Внутренняя  конфликтность». На II-ом курсе студенты, которые были удовлетворены собой, они ощущали свою ценность. Таким образом, на II-ом курсе через внутреннюю конфликтность у студентов можно было бы скорректировать самоценность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

     Проанализировав полученные данные можно сделать  следующие выводы отдельно для II и III курса и для определения характера динамики самосознания студентов-психологов II и III курса по выраженности и связанности показателей.

     Выводы  для II курса обучения

     Корреляционная  плеяда самосознания студентов II-ого курса является целостной и достаточно интегрированной (112 связей), что дает нам предположить о том, что система достаточно развитая.

     По  выраженности исследуемых показателей у студентов II курса были выявлены следующие особенности – группа однородна и характеризуется по средним значениям по следующим показателям:

  1. Группа имеет высокую выраженность «Я-индивидуальное».
  2. Группа имеет слабую выраженность «Я-социальное» и по шкале «Конкуренция».
  3. Группа имеет среднюю выраженность по показателям: «авторитарность», «эгоистичность», «агрессивность», «подозрительность», «подчиняемость», «зависимость», «дружелюбие», «альтруистичность», по шкале «Закрытость» и по шкалам «Сотрудничество», «Компромисс», «Уклонение» и «Приспособление».

     По  показателям «Самооценка» и «Самоотношение» группа характеризуется неоднородностью по всем показателям и не характеризуется по средним значениям.

     По  анализу связей между показателями у студентов II курса были выявлены следующие особенности - большинство связей между показателями получились логичными.

    1. В группе превалирует индивидуальная тенденция.
    2. «Я-образ» в их понимании – образ властных, самоуверенных, независимых и превосходящих во всех отношениях других людей. Этот образ ценен для студентов.
    3. Студенты вечно недовольны всем происходящим и агрессивно настроены по отношению к окружающему миру.
    4. Из-за не понимания своего «Я-образа» у студентов проявляется неуверенность в себе, зависимость и уступчивость по отношению к людям.
    5. Студенты зависят от социального одобрения.
    6. В конфликтных ситуациях они выбирают 1 из стилей поведения – соперничество или сотрудничество.

     Нелогичность  связей заключается:

    1. Внезапные «альтруистические проявления» возможно «кажущиеся» альтруистические действия, за которыми скрывается достижение собственных корыстных целей, т.е. студенты хотят показаться альтруистичными. Возможно, бывают ситуации, когда они проявляют гиперальтруистичность. Возможно, так же то, что у них еще не сформирован «Я-образ» в плане межличностных отношений.

     Не  связанные между собой связи:

    1. Стили поведения такие как «Сотрудничество» и «Компромисс».
    2. Такие сферы как «Самооценка в сфере общения» и «Самооценка в сфере переживания».

     Изменение показателей, которые могут повлиять на изменение всех показателей самосознания: «оценка в сфере поведения и переживаний», «самооценка», «авторитарность», «эгоистичность» и «агрессивность» по отношению к окружающим, «подчиняемость», «самоуверенность», «саморуководство» и «самоценность», «конкуренция» и «уклонение».

     Выводы  для III курса обучения

     Корреляционная  плеяда самосознания студентов III-ого курса является целостной и достаточно интегрированной (110 связей), что дает нам предположить о том, что система достаточно развитая.

     По  выраженности исследуемых показателей  у студентов III курса были выявлены следующие особенности – группа однородна и характеризуется по средним значениям по следующим показателям:

  1. Группа имеет высокую выраженность «Я-индивидуальное».
  2. Группа имеет слабую выраженность «Я-социальное» и по шкале «Конкуренция».
  3. Группа имеет среднюю выраженность по показателям: «авторитарность», «эгоистичность», «агрессивность», «подозрительность», «дружелюбие», «альтруистичность» и по шкале «компромисс».

     По  показателям «Самооценка», «Самоотношение», «Подчиняемость», «Сотрудничество», «Уклонение» и «Приспособление» группа характеризуется неоднородностью по всем показателям и не характеризуется по средним значениям.

     По  анализу связей между показателями у студентов III курса были выявлены следующие особенности - большинство связей между показателями получились логичными.

    1. В группе превалирует индивидуальная тенденция в виде образа властного и самоуверенного человека. Этот образ принимается.
    2. Зависят от социального одобрения.
    3. Студенты считают себя дружелюбными и альтруистичными.
    4. Самолюбивы и независимы, стремятся к доминированию.
    5. Студенты вечно недовольны и относятся к окружающему миру с агрессией.
    6. Студенты настроены на избегание конфликтов путем решения проблем компромиссом или же путем пожертвования собственными интересами, и в то же время они настроены стоять твердо и решительно на своем, ни кому не уступая.

     Нелогичность  связей заключается:

  1. Внезапные «альтруистические проявления» со стороны студентов происходят, возможно, для того, чтобы они могли ощутить ценность своей личности, т.е. самоутвердиться.

     Не  связанные между собой связи:

  1. Сфера «Самооценка в сфере поведения» не связывается с показателями «Общая самооценка» и «Самооценка в сфере переживания», «Общая самооценка» и «Самооценка в сфере деятельности».

     Изменение показателей, которые могут повлиять на изменение всех показателей самосознания: «оценка в сфере общения», «поведения», «деятельности и переживаний», «самооценка», «авторитарность», «эгоистичность» по отношению к окружающим, «подчиняемость», «альтруистичность», «самоуверенность», «саморуководство» и «самоценность», «самопривязанность», «конкуренция» и «сотрудничество».

     Характеристика  динамики самосознания студентов-психологов II и III курса по выраженности и связанности показателей

     Получились  следующие достоверные показатели, выраженность которых на II курсе была больше, чем на III курсе обучения: «Я-индивидуальное», «Подчиняемость», «Зависимость», Дружелюбность», «Альтруистичность», «Закрытость», «Уклонение».

     Замечены  следующие отличия показателей, выраженность которых на II курсе была более значима, чем на III курсе обучения:

  1. Превалирует «Я-индивидуальное».
  2. Самооценка в сфере общения предполагает подозрительность.
  3. Самоценность не предполагает внутреннюю конфликтность.

     Получились  следующие достоверные показатели, выраженность которых на III курсе была больше, чем на II курсе обучения: «Я-социальное», «СО I», «СО II», «СО III», «СО общ», «Компромисс».

     Замечены  следующие отличия показателей, выраженность которых на III курсе была более значима:

  1. Превалирует «Я-индивидуальное».
  2. Самооценка в сфере общения предполагает закрытость.
  3. Подчиняемость и зависимость не предполагает сотрудничество.
  4. Самоуверенность предполагает сотрудничество.

Лишь  по 2-ум достоверным показателям  III-ий курс преобладает над II-ым курсом и по 7-ми показателям II-ой курс преобладает над III-им курсом.

Информация о работе Динамика психологических характеристик самосознания личности студентов-психологов