Акцентуации. Их проявление в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических аспектов акцентуаций характера в процессе обзора литературных источников, а также овладение практической стороны данной темы путем проведения теста у подростка и самостоятельного анализа полученных данных.
Задачи работы: изучить различную литературу на тему акцентуаций, понять определение акцентуаций у подростков, проанализировать различные классификации акцентуаций и более подробно описать одну из них, показать тест на выявление акцентуаций характера и в качестве примера протестировать подростка школьного возраста.

Содержание

Введение 3
1. Акцентуации характера у подростков 5
2. Классификации акцентуаций характера 8
3. Классификация акцентуаций характера у подростков по А.Е. Личко 11
4. Классификация акцентуаций характера у подростков по К. Леонгарду 16
5. Тест на выявление акцентуаций характера Х.Шмишека 22
5.1. Выявление акцентуаций характера на примере тестирования подростка 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение 1. 31

Работа содержит 1 файл

Мишаня ГОТОВО.doc

— 205.00 Кб (Скачать)


2

 

Тема: Акцентуации. Их проявление в подростковом возрасте.

Требования к работе: 40 листов, со сносками на фамилии и ссылками на список литературы. Список литературы не менее 15 книг..

 

 

 

 

Титульник

 

 


Содержание

 

Введение

1. Акцентуации характера у подростков

2. Классификации акцентуаций характера

3. Классификация акцентуаций характера у подростков по А.Е. Личко

4. Классификация акцентуаций характера у подростков по К. Леонгарду

5. Тест на выявление акцентуаций характера Х.Шмишека

5.1. Выявление акцентуаций характера на примере тестирования подростка

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.


Введение

 

Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они являются основой личности.

Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и "сгладить углы" межличностных отношений.

Акцентуация характера (иначе говоря, это чрезмерное заострение отдельных черт личности) – это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы.

Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной проблемой, а значит, делает актуальной и данную тему. Это обусловлено, во-первых, тем, что необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.). Молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов преодоления.

 

Актуальность темы заключается в том, что необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).

Объектом исследования является подросток.

Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

Целью работы является изучение теоретических аспектов акцентуаций характера в процессе обзора литературных источников, а также овладение практической стороны данной темы путем проведения теста у подростка и самостоятельного анализа полученных данных.

Задачи работы: изучить различную литературу на тему акцентуаций, понять определение акцентуаций у подростков, проанализировать различные классификации акцентуаций и более подробно описать одну из них, показать тест на выявление акцентуаций характера и в качестве примера протестировать подростка школьного возраста.

 

 


1. Акцентуации характера у подростков

 

 

Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации [1, 302].

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и  сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [7, 235].

Будучи крайними вариантами нормы, ха­рактера сами по себе не могут быть клиническим ди­агнозом. Они являются лишь почвой, фо­ном, предрасполагающим фактором для развития пси­хогенных расстройств (острых аффективных реакций неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, ре­активных и психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувст­вительность к определенного рода психогенным факто­рам, так и особенностям клинической картины.

При эндогенных психозах некоторые типы акценту­аций, видимо, также могут играть роль предраспола­гающего или повышающего риск заболевания фактора (шизоидная и сенситивная акцентуации в отношении вялотекущей шизофрении, циклоидная – в отношении маниакально-депрессивного и шизо-аффективного пси­хозов).

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая [Личко А. Александров А. А 1973

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации отно­сится к крайним вариантам нормы. Она отличается на­личием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты оценки с помощью диагно­стического исследования помогают распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. В подростковом возрасте особенности часто заостряются, а при действии факторов могут наступать временные нарушения отклонения в поведении. При этом характера остаются прежними, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты типа характера выражены слабо или не выявлены совсем. Даже при продолжительных разносторонних контактах трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, под влиянием тех ситуаций и психических травм, предъявлять повышенные требования наименьшего сопротивления. Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не вызывают расстройств характера [2, 115].

 

 

 


2. Классификации акцентуаций характера

 

Первую из классификаций психопатий, получившую широкую известность, дал Е. Kraepelin (1915). Ее недостаток состоял в том, что она не охватывала все наблюдаемые типы и изобиловала бытовыми названиями (чудаки, спорщики и т. п.). Однако именно эта классификация послужила отправной точкой для создания более полных и совершенных классификаций.

Все довольно многочисленные попытки в области группировок типов психопатий можно разделить на два направления.

Первое из них основывалось на клинико-индуктивном методе и отражало стремление как-то систематизировать то многообразие клинических проявлений, с которыми приходится сталкиваться. Большинство авторов, следовавших в этом направлении, выделяло около десятка типов психопатий. Наиболее известными классификациями этого направления были систематики K. Schneider (1923) и П. Б. Ганнушкина (1933).

Другое направление более базировалось на теоретико-дедуктивном подходе. Так, например, Е. Kretschmer (1921) пытался разделить всех психопатов на шизоидов и циклоидов соответственно двум типам биологической конституции — астеникам и пикникам. О.В. Кербиков (1961, 1962) и его последователи использовали для классификации психопатий учение И.П. Павлова о типах нервной системы (темпераментах). В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения психопатии были разделены на две группы — возбудимые и тормозимые. Однако все разновидности психопатий уложить в такую схему оказалось невозможным. Тогда был добавлен паранойяльный тип как проявление патологической инертности и тип «неустойчивых» как проявление патологической лабильности нервных процессов. В дальнейшем от возбудимых и тормозимых были еще отделены шизоидный, психастенический и истерический типы (Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., 1980). Но по-прежнему оставшиеся от первоначальной идеи О.В. Кербикова возбудимый и тормозимый типы представляют собой сборную группу. Сохранение этих типов, видимо, оправдано в судебно-экспертных целях у взрослых, но для задач реабилитации и психотерапии требуется их большая дифференциация, особенно в подростковом возрасте, когда для каждого из вариантов возбудимых и тормозимых требуются особые дифференцированные реабилитационно-психотерапевтические программы.

Среди классификаций типов психопатий (нарушений характера) в детском и подростковом возрасте наиболее известные принадлежат F. Homburger (1926), М. Tramer (1949), L. Michaux (1953), Г. Е. Сухаревой (1959), Н. Stutte (1960). Почти все они выделяют около десятка типов и весьма похожи одна на другую. Классификация Г. Е. Сухаревой (1959) развивает в отношении детского возраста систематику П. Б. Ганнушкина. Детально описаны те типы, которые могут формироваться еще в детстве (аутисты, т. е. шизоиды, истероиды) или в младшем школьном возрасте (неустойчивые, психастеники, реже гипертимы). Об эпилептоидном и паранойяльном упоминается как о редких типах [16, 266].

Систематика, которая получила самое широкое распространение в основном исходит из классификаций типов психопатий по П. Б. Ганнушкину (1933) и Г. Е. Сухаревой (1959) и типов акцентуированных личностей у взрослых по К. Leonhard (1968). Однако эта систематика отличается от предыдущих двумя особенностями. Во-первых, она предназначена специально для подросткового возраста; все типы описываются такими, какими они в этом возрасте предстают. Поэтому в систематику включены такие типы, которые в детстве еще не видны: циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, конформный. Во-вторых, данная систематика охватывает как психопатии, т. е. патологические аномалии характера, так и акцентуации, т. е. варианты нормы.

В отношении акцентуаций существуют две классификации типов. Первая предложена К. Leonhard в 1968 г., вторая разработана А.Е. Личко в 1977 г. В. В. Юстицкий в 1977 году сопоставил классификацию К. Leonhard и А.Е. Личко. Сопоставление этих классификаций приведено в таблице 1 [2, 195].

Таблица 1.

Классификации типов акцентуаций характера

Тип акцентуированной личности              по К. Леонгарду

Тип акцентуации характера                        по А.Е. Личко

Демонстративный

Истероидный

Педантичный

Психастенический

Застревающий

 

Возбудимый

Эпилептоидный

Гипертимический

Гипертимный

Дистимический

 

Аффективно-лабильный

Циклоидный

Аффективно-экзальтированный

Лабильный

Эмотивный

Лабильный

Тревожный (боязливый)

Сенситивный

Экстравертированный

Гипертимно-конформный

Интровертированный

Шизоидный

То же

Сенситивный

 

Неустойчивый

 

Конформный

 

Астеноневротический

Информация о работе Акцентуации. Их проявление в подростковом возрасте