Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 04:14, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических аспектов акцентуаций характера в процессе обзора литературных источников, а также овладение практической стороны данной темы путем проведения теста у подростка и самостоятельного анализа полученных данных.
Задачи работы: изучить различную литературу на тему акцентуаций, понять определение акцентуаций у подростков, проанализировать различные классификации акцентуаций и более подробно описать одну из них, показать тест на выявление акцентуаций характера и в качестве примера протестировать подростка школьного возраста.
Введение 3
1. Акцентуации характера у подростков 5
2. Классификации акцентуаций характера 8
3. Классификация акцентуаций характера у подростков по А.Е. Личко 11
4. Классификация акцентуаций характера у подростков по К. Леонгарду 16
5. Тест на выявление акцентуаций характера Х.Шмишека 22
5.1. Выявление акцентуаций характера на примере тестирования подростка 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение 1. 31
6. Дистимический тип
Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий, Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами/индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый'образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны •фиксироваться на темных сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, отличаются обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
7. Тревожный тип
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируются чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется. Особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождается неумением постоять за себя,, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль; в конфликтных ситуациях .ищут поддержки и опоры. Они дружелюбны, самокритичны, исполнительны. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
8. Экзальтированный тип
Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут возникать по причине, которая не вызывает у других большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Им свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, обладают лабильностью психики.
9. Эмотивныый тип
Этот тип людей родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоционалъность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта — туманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, способность радоваться чужим успехами Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе. Им свойственны обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
10. Циклотимный тип
Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний: Им свойственны частые смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них гипертимию: жажду деятельности, повышенную говорливость, скачку идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляются вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдаются падение аппетита, бессонница, или, •наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смен настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются скорее насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражено желание иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
Данная методика была разработана Х.Шмишеком в 1970 году на основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда [17, 102]. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта ответов - "да" и "нет".
Для проведения тестирования требуется сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник может с успехом применяться как для исследования взрослых, так и для изучения школьников и подростков.
Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена, если возникнет необходимость приспособить ее к особенностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. В случае испытуемых-подростков желательно подкрепить инструкцию с 1-2 примерами.
После тестирования психолог обрабатывает ответный бланк с помощью ключей. В результате он получает показатели по каждому из типов акцентуаций (сырые баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов по формуле:
Сырые Баллы х Коэффициент = Итоговый Показатель |
Тест, коэффициенты и ключ к тесту можно посмотреть в Приложении 1.
Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов. Сразу же может быть дана приблизительная оценка типа акцентуации. Если итоговый показатель превосходит 12 (максимальное значение - 24), то это считается признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные о том, что критическое значение для диагностики типа лежит в пределах 14-16.
Следует учитывать, что опросник не имеет шкалы лжи, поэтому требуются дополнительные действия, чтобы получить достоверные результаты. Максимум внимательности нужны психологу на стадии инструктирования, чтобы заметить возможные отрицательные установки на исследование и создать атмосферу благожелательности и серьезного настроя на работу. На стадии оценки результатов, анализируя график, мы можем иногда заметить, что профиль акцентуаций сильно сдвинут вверх или вниз. В этом случае при определении типов акцентуации лучше не привязывать оценку к каким-то числовым значениям, а оценивать форму профиля.
Объектом исследования является подросток 16 лет, ученик 10 класса средней школы.
С помощью вопросов теста Х.Шмишера, приведенного в Приложении 1, мною были получены следующие ответы:
1+ | 9+ | 17+ | 25- | 33+ | 41- | 49+ | 57+ | 65+ | 73+ | 81+ |
2+ | 10+ | 18+ | 26- | 34- | 42- | 50- | 58+ | 66+ | 74+ | 82- |
3- | 11+ | 19+ | 27+ | 35- | 43+ | 51+ | 59+ | 67- | 75- | 83- |
4+ | 12+ | 20+ | 28- | 36- | 44- | 52+ | 60+ | 68+ | 76+ | 84+ |
5- | 13+ | 21- | 29+ | 37+ | 45- | 53+ | 61+ | 69+ | 77+ | 85+ |
6+ | 14+ | 22- | 30- | 38+ | 46- | 54- | 62- | 70+ | 78- | 86+ |
7- | 15- | 23- | 31- | 39+ | 47+ | 55+ | 63+ | 71+ | 79- | 87- |
8+ | 16- | 24- | 32+ | 40+ | 48+ | 56- | 64- | 72+ | 80- | 88- |
Подсчитаем результаты с помощью ключа, приведенного в Приложении 1. Считаем количество совпавших ответов и умножаем его на коэффициент, соответствующий данному типу акцентуации.
Гипертимический тип: (1+1+1+1+1)*3=15
Застревающий тип: (1+1+1+1+1)*2=10
Педантичный тип: (1+1+1+1+1+1+1+1+1)*2=18
Эмотивный тип: (1+1+1+1+1)*3=15
Тревожный тип: (1+1+1+1+1+1)*3=18
Циклотимный тип: (1+1+1+1+1)*3=15
Возбудимый тип: (1+1+1+1+1)*3=15
Дистимический тип: (1+1+1)*3=9
Демонстративный тип: (1+1+1+1+1+1)*2=12
Экзальтированный тип: (1+1+1)*6=18
Таким образом, по результатам тестирования видно, что у исследуемого подростка преобладают такие типы акцентуаций, как гипертимический, педантичный, эмотивный, тревожный, циклотимный, возбудимый и экзальтированный.
Практически все акцентуации характера у испытуемого наблюдаются в значении выше среднего, но больше всего баллов набрали три типа: педантичный, тревожный и экзальтированный.
С помощью описанных Леонгардом типов акцентуаций про исследуемого подростка можно сказать следующее.
Являясь представителем педантичного типа наш школьник в конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое нарушение порядка. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку; скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, аккуратен, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
Как представителю тревожного типа, ему свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируются чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется. Особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождается неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль; в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Они дружелюбны, самокритичны, исполнительны. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
Присутствие экзальтированного типа в характере испытуемого говорит о таких ярких качествах, как — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства могут возникать по причине, которая не вызывает у других большого подъема, такой человек легко приходит в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такой человек может часто спорить, но не доводит дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях он бывают как активной, так и пассивной стороной. Он привязаны к друзьям и близким, альтруистичен, имеет чувство сострадания, хороший вкус, проявляет яркость и искренность чувств. Может быть и паникером, подвержен сиюминутным настроениям, порывист, обладает лабильностью психики.
Такая развернутая характеристика характера подростка может послужить отправной точкой для правильного корректирования способа общения с ним, а также стать отличной шпаргалкой к выявлению личностных проблем и поиска способов их устранения.
Если обратиться к истории человечества, то можно увидеть, что временами наступали периоды, когда подрастающее поколение становилось жгучей социальной проблемой.
«Молодежь теперь любит роскошь. У нее плохие манеры. Она презирает авторитет, у нее нет уважения к старшим. Она занимается болтовней, в то время как должна работать. Молодые люди уже не встают, когда входят старшие... Они противоречат своим родителям, пустословят в обществе, заглатывают за столом еду, кладут ногу на ногу и тиранизируют отца и мать» — этим словам уже более двух тысяч лет, они принадлежат Сократу и живописуют молодежь древних Афин (цит. по А., Weber, 1975).
В эпохи исторического застоя ничего не было слышно о подростках — они легко включались в привычную, стабильную, испокон века регламентированную общественную жизнь. В периоды бурного развития, ломки привычных жизненных устоев этот процесс осуществляется гораздо труднее.
Во второй половине нашего столетия поколение подростков росло после того, как отошли в прошлое ужасы второй мировой войны и трудные, для многих полуголодные, первые послевоенные годы. Оно росло во времена, наконец наступившей сытости, достатка, быстро растущих потребностей и кипучей, насыщенной событиями, полной напряженного темпа жизни, когда здоровью и развитию детей и подростков стали уделяться небывалые дотоле внимание и заботы. Неожиданно для старших именно с этим поколением подростков оказались связаны определенные трудности. Психиатрия среди всех областей медицины, возможно, одной из первых эти трудности почувствовала. Интересно, что биосоциальные сдвиги, происшедшие в новом поколении, относительно мало отразились на заболевании эндогенными психозами. Течение и проявления «ядерной» шизофрении у подростков в описаниях последних лет почти не отличаются от того, что было известно в прежние годы (за исключением большой редкости кататонического синдрома). Типичные дебюты маниакально-депрессивного психоза в подростковом возрасте как были, так и остались весьма нечастыми [4, 35]. Отмечена лишь «психопатизация» эндогенных психозов — появление более разнообразных и более частых психопатоподобных картин.
Информация о работе Акцентуации. Их проявление в подростковом возрасте