Суицид в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:08, творческая работа

Описание работы

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Самоубийство (суицид) - осознанное лишение человеком себе жизни.
В обоих определениях мы видим категорию осознанности суицида. Я не стану оспаривать это утверждение применительно к зрелым людям, но как быть с детьми, подростками? Я не готова признать, что решение покончить жизнь самоубийством может быть ими реально обдуманно и осознанно.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 120.50 Кб (Скачать)


 

Эссе студентки заочного отделения педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д.Ушинского специальности дошкольная

педагогика и психология

 

 

 

 

 

«Суицид в подростковом возрасте».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тихомирова А.Ю.

Группа 65-Д, шифр ДО -2754.

Преподаватель   Серафимович И.В.

 

«Апрель — самый жестокий месяц»

Томас Элиот.

Что такое суицид?

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Самоубийство (суицид) - осознанное лишение человеком себе жизни.

В обоих определениях мы видим категорию осознанности суицида. Я не стану оспаривать это утверждение применительно к зрелым людям, но как быть с детьми, подростками? Я не готова признать, что решение покончить жизнь самоубийством может быть ими реально обдуманно и осознанно.

Смысл суицида чаще всего заключается в состоянии аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой оказывается личность, так можем ли мы говорить об осмысленности действий?

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Цитирую статью Е.С. Ушаковой "Суицидальные риски":

«Согласно статистике в России ежегодные данные таковы: около 55 тыс. самоубийств, из каждых 100 тыс. человек по своей воле уходят из жизни около 40, это больше, чем гибнет от рук убийц - около 30 человек на 100 тыс. население. До революции в императорской России было 2,7 самоубийства на 100 тыс. человек (одно из последних мест в мире по этому показателю); за годы Советской власти Россия догнала Европу, а за последние 15 лет перегнала ее и в 2004 г. заняла 2-е место в мире после Литвы. В 1995-2003 годах в России покончили около 500 тыс. человек; в 2004 г. доля смертей в результате самоубийств в общем количестве умерших составило 2,1%».

Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств самоубийств несовершеннолетних, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

И.Н. Рассказова выделила следующие типы суицидального поведенния:

Демонстративное поведение.

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Скрытое - вид суицидального поведения, которое больше нацелено на игру со смертью, чем на уход из жизни.

Аффективное суицидальное поведение.

При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.

Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Дети - суиценденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.

Я склонна выделить следующие причины подросткового суицида:

во-первых, изменения в обществе – чрезмерная занятость взрослых своими проблемами, стремление к бесконечному удовлетворению своих материальных потребностей, амбиций, карьеризма, как следствие невнимание к собственным детям, отчуждение;

во-вторых, к учащению суицидов в подростковом возрасте приводит явно наблюдаемая в последние годы акселерация – ранее половое созревание, формирование потребностей в признании значимыми людьми, как личности;

в-третьих, пропаганда насилия в СМИ,  телевизионных программах, интернете, музыке;

в-четвертых, убыстряющийся темп жизни и перегруженность информацией;

в-пятых, доступность любых наркотических и психотропных веществ, алкоголя;

в-шестых, появление новых и искажение ранее существовавших течений в подростковой субкультуре (готы - неоготы, эмо, сатанисты, растаманы).

 

Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду. Употребление наркотиков и токсических препаратов, ослабляет мотивационный контроль поведения, обостряет депрессию или вызывает психозы.

 

К суицидально опасным референтным группам относят молодежь с нарушением межличностных отношений, “одиночек”, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками, отличающихся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; сверхкритичных к себе; подростков, неадекватно оценившими разницу между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.

 

Существует точка зрения, согласно которой самоубийство является своеобразным "криком о помощи". Чаще всего такие суициды являются демонстративными. Люди не желают покидать этот мир. Своей суицидальной попыткой они хотят обратить на себя внимание, к своим проблемам, вызвать симпатию и поддержку со стороны других людей.

Самоубийство является сложным и многогранным феноменом. Поэтому различные теоретические положения и гипотезы строили множество зарубежных и отечественных ученных. Сейчас мы рассмотрим несколько из них:

Школой Э. Дюркгейма в социологии были заложены основные теоретические положения суицидального поведения. Благодаря его исследованиям, Э. Дюркгейма по праву считают "отцом суицидологии".

Он предложил свою социальную теорию суицида, согласно которой самоубийство является результатом разрыва индивидуумом взаимоотношений с той социальной группой, к которой он ранее принадлежал. Дюркгейм различал суициды по причинам:

эгоистические (как результат недостаточной интеграции общества, ослабления связей между индивидом и обществом);

аномические (в кризисном обществе, находящемся в состоянии аномии);

альтруистические (как следствие чрезмерного социального контроля).

Психоаналитический подход

Первоначально в психоанализе была принята концепция З. Фрейда (1916). Он объяснял суицидальное поведение как результат обращения агрессии против собственной личности из-за утраты объекта. Об этом подробно написано в его книге "Печаль и меланхолия". В этой работе он описывает динамику самоубийства через агрессию к той части Я, которая потеряла свой объект и, таким образом, расправляясь с "плохими" внутренними объектами. Эта теория признает ведущую роль близкого человека в динамике суицидального поведения. Суицидальное поведение, по мнению З. Фрейда, можно объяснить с помощью двух инстинктов, которые существуют в человеке: Эроса и Танатоса. Эрос - инстинкт к жизни. Танатос - инстинкт к смерти. Фрейд считает, что суицид - это проявление влияния Танатоса. Влияние Танатоса никогда не бывает абсолютным. Это объясняет то, что самоубийства можно предотвратить.

К психоаналитическим концепциям относится теория А. Адлера, основатель индивидуальной психологии. Он рассматривает суицид как результат кризиса. По его мнению, этот кризис возникает в связи с поиском человека пути преодоления комплекса неполноценности, в результате чего человек оказывается в состоянии застоя, который не позволяет ему приблизиться к реальности, что в итоге приводит к регрессии. Крайняя стадия регрессии является суицидальная попытка человека.

Другое учение разработал деятель психоаналитического движения Карл Густав Юнг. Он указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению. Это перерождение может стать важной причиной суицида. Суициденты спешат со своим метафорическим возвращением в чрево матери. После возвращения, по мнению самоубийц, они снова станут маленькими детьми, которые будут окружены заботой и ощущением безопасности.

С точки зрения психоанализа самоубийство изучал К. Хорни. Он считает, что мысли о самоубийстве возникают из-за враждебности окружения к человеку еще в детстве. В результате этой враждебности у человека возникает базисная тревога, в дальнейшем перерастая в невротический конфликт, который является основой суицидального поведения.

Экзистенциально-гуманитарный подход (Р. Мэй, К. Роджерс) подчеркивает эмоциональные переживания в происхождении суицидального поведения. Р. Мэй, К. Роджерс подчеркивали роль тревоги и других эмоциональных переживаний в происхождении суицидального поведения. К. Роджерс считал, что основная тенденция жизни в самоактуализации. То есть не доверяя собственному опыту, Я начинает терять доверие к себе, что приводит к осознанию полного одиночества. Экзистенциально-гуманитарный подход акцентирует внимание на человеческих ограничениях. Личность развивается благодаря личному опыту человека, а не от "природного" таланта. По мнению Р. Мэя, люди страдают от сознания бессмысленности своего существования, от недостатка заботы о них, от одиночества и страха смерти.

В. Франкл также рассматривал феномен самоубийства с точки зрения экзистенциально-гуманитарного подхода. Он полагал, что экзистенциальная тревога переживается как страх перед безнадежностью, вины и осуждения. По его мнению, самоубийству нет оправдания, ведь своими суицидальными действиями доказывает, что он не боится смерти Самоубийца боится самой жизни. В. Франкл отмечал, что лишь самодостаточный человек свободен в отношении способа собственного бытия. Однако чаще всего такие люди проходят 3 стадии экзистенциальной ограниченности: терпит поражения, страдает и должен умереть. Поэтому, по мнению В. Франкла, человек должен уметь перенести все свои страдания и тревоги, иначе итог у таких людей всего один - смерть от собственных рук.

Э. Фромм продолжил учение З. Фрейда и предпринял попытку рассмотреть самоубийство как врожденное влечение к смерти. Он говорил, что стремление к смерти (некрофилия) является феноменом психологической патологией ("следствие задержки развития, душевной инвалидности, которая наступает в результате непрожитой жизни" [16; с. 19]). Человек наделен биофилией (стремление к жизни), и насколько задерживается ее развитие, настолько вырастает некрофилия. В понимании Фромма некрофилия - негативная альтернатива биофилии. Для некрофила характерны такие черты характера, как расизм, культ войны, террора и геноцида. Некрофил считает агрессию нормой жизни.

Суицид с точки зрения гештальт-психологии

"В гештальт-терапии жизненную активность человека рассматривают как непрерывный процесс созидания и разрушения гештальтов, цепь контактов с окружающей действительностью". [15; с.102] В данном предложении под контактами понимается осознание. Осознание на своих границах с действительностью встречается с множествами препятствиями (феноменами) и чтобы не допустить контакта мы наоборот движемся к ним. Этот ряд феноменов представлен защитными механизмами в виде интроекции, проекции, ретрофлексии и конфлюэнции. При сочетании этих защитных механизмов происходит реализация суицидального действия.

Человек-интроектор ориентируется не на собственное мнение, а на мнение окружающих. Поэтому в этом случае самоубийства, если смотреть по схеме Э. Дюркгейма, являются альтруистическими. Человек-интроектор жертвует своею жизнью, чтобы не мешать своим существованием своему обществу или же ради какой-либо цели (духовной, религиозной, политической и т.д.).

Человек-проектор из-за нежелания нести ответственности за ту или иную вещь, приписывает ее либо к окружающей среде, либо к другому человеку. Этими действиями и мыслями он начинает отвергать часть его собственного "Я" и приписывать их к другим людям. Постепенно он начинает отстраняться от общества, которое, по его мнению, является враждебно или просто холодно настроенными и в скором времени впадает в состояние депрессии. Это и ведет к суицидальным действия в дальнейшем.

Информация о работе Суицид в подростковом возрасте