Застенчивость в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы феномена «Застенчивость».
1.1 Формирование личности в онтогенезе.
1.2 Понятие и природа застенчивости.
1.3 Проявление застенчивости и ее влияние на психику человека
1.4 Подростковый возраст и его специфика
1.5 Проблемы застенчивости в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование застенчивости подростков. Анализ результатов.
2.1. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте
2.2. Анализ результатов
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.docx

— 79.97 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы феномена «Застенчивость».

    1. Формирование личности  в онтогенезе.
    2. Понятие и природа застенчивости.
    3. Проявление застенчивости и ее влияние на психику человека

1.4 Подростковый возраст и его специфика

1.5 Проблемы  застенчивости в подростковом  возрасте 

Глава 2. Экспериментальное исследование застенчивости подростков. Анализ результатов.

2.1. Методика  изучения застенчивости в подростковом  возрасте

2.2. Анализ  результатов

Заключение

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

  Подростковый  период – это этап онтогенеза, находящийся  между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие  все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов  человека. Дубровина И.В. связывает  трудности этого возраста с половым  созреванием как причиной различных  психофизиологических и психических  отклонений. Активизация и сложное  взаимодействие гормонов роста и  половых гормонов вызывают интенсивное  физическое и физиологическое развитие. Происходящие в этом возрасте изменения  тела подростка сопровождаются субъективными  и объективными трудностями. Изменения, происходящие в образе тела, которые  происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд  сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто  его окружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, стеснительности, застенчивости.

  Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что  застенчивость присуща всем и  каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень  немногие утверждают, что никогда  не страдали застенчивостью. Для большинства  людей застенчивость – это  беда, которая не дает им жить полноценной  жизнью.

  Особенно  ярко застенчивость проявляется  в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно  испытывают какое-то беспокойство и  считают себя хуже других детей. Застенчивые  часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.

  Застенчивость – это действительно, скрытая  личная проблема, принимающая размеры  настоящей эпидемии. Поэтому важно  на более раннем этапе понять, что  же такое застенчивость, почему мы застенчивы и как она влияет на психическое  состояние подростка.

  Несмотря  на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего  носит умозрительный характер и  не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что  многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений  застенчивого ребенка с другими  людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для  ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в подростковый период. Эти проблемы и были поставлены в  центр нашего исследования, которое  проводилось с детьми-подростками.

  Единственный  человек, который попытался осветить данный вопрос в целом – это  Филипп Зимбардо – известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета. В дальнейшее над вопросами  застенчивости работали Бруно и  Д. Бретт. В своих исследованиях  проблемой застенчивости в подростковом возрасте также касались и российские педагоги и психологи: Л.И. Божович, И.С. Кон, А.А. Реан и др.

  Все перечисленное выше, а также сложность  и многогранность личностных изменений  в подростковом возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной темы исследования: "Проблема застенчивости в подростковом возрасте".

Цель  исследования: изучение половозрастных комплексов подростков на примере застенчивости.

Объект  исследования: психологические комплексы подростков

Предмет исследования: психологический комплекс застенчивости в подростковом периоде.

Гипотеза  исследования: среди подростков преобладающее количество застенчивых будут составлять девочки.

Задачи  исследования:

1.Анализ  психолого-педагогической литературы  по данной тематике;

2.Анализ  понятия застенчивости, природы  ее происхождения;

3.Изучение  особенностей проявления застенчивости  и ее влияние на психику  человека;

4.Изучение  особенностей проявления застенчивости  в подростковом возрасте;

5.Проведение  эксперимента и анализ эмпирических  данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы феномена «Застенчивость»

      1. Формирование личности в онтогенезе.

 Что же такое личность с психологической  точки зрения? Личность — это  человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что  он способен господствовать над случайностями  и изменять обстоятельства жизни  в соответствии со своими целями и  задачами; он способен также сознательно  управлять и самим собой (СНОСКА: Во избежание недоразумений здесь  необходимо сделать следующее разъяснение. Часто приходится сталкиваться с  тем, что личностью считаются  лишь те люди, которые обладают высоким  уровнем морального развития. Это  неверно. Личностью может быть любой  человек с устойчивыми взглядами, с устойчивыми целями, определяющими  все его поведение и деятельность, независимо от содержания этих взглядов и целей).

 Конечно, эта характеристика относится к  развитой личности взрослого человека (да и то не всякого), но формирование личности начинается очень рано и  продолжается всю жизнь.

 Когда маленький ребенок впервые начинает стремиться к тому, что лежит за пределами ситуации, в которой  он находится (иначе говоря, за пределами  поля его восприятия) , и когда  он, преодолевая сопротивление взрослых, начинает действовать под влиянием образов воображения — он уже  стал на путь формирования личности. В  этот момент он уже эмансипировался  от непосредственных влияний окружающей среды, от влияний, случайных по отношению  к цели, к которой он стремится, и тем самым проявил известную  независимость. Но это только начало, вслед за которым субъект должен научиться действовать не только вопреки внешним, но и вопреки  внутренним препятствиям, научиться преодолевать свои непосредственные желания во имя ценностей, достижение которых он сделал своей целью. Всего этого человек достигает в процессе онтогенетического развития на основе усвоения социального опыта, наполненного человечеством и представленного в культуре общества. 

 В одной из своих работ Л.С.Выготский  писал, что отличительная черта  психического развития заключается  в том, что в конце его у  человека должно реально сформироваться то, что с самого начала существует уже в виде некоторой идеальной  формы в окружающей человека среде, в первую очередь социальной, —  и к воплощению чего направлено все  развитие человека. Так происходит при овладении речью, мышлением, логическими формами памяти, различными способами саморегуляции и т.д. Не составляет исключения из этого  общего правила и нравственное формирование. Оно также предполагает усвоение общественных норм и нравственных принципов, представленных не только в виде голых, словесно предъявляемых требований, но и в бытующих в данной среде  традициях, в поведении окружающих людей, в их качествах личности, в  персонажах художественных произведений и т.д.

 Таким образом, психическое развитие ребенка  Сформирование его личности может  быть понятно лишь в рамках его  социализации, т.е. усвоения им продуктов  накопленного людьми социального опыта. Но ведь «образцы», с которыми встречается  в ходе своего развития ребенок, отнюдь не однозначны. Они могут представлять продукты творческой, созидательной  деятельности людей, способствующие прогрессу  общества, но они могут быть продуктом  негативного опыта, представлять собой  ложные взгляды и принципы, устаревшие традиции, отрицательные качества личности и прочее. И если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет  направлен на усвоение лучших, а  не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребенка, весь процесс превращения его из организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания. Именно оно и есть активное и целенаправленное руководство формированием человеческой личности. 

Совершенно  ясно, что успешно управлять формированием  личности ребенка возможно лишь на основе знания закономерностей этого  процесса.  

Следует признать, что не существует ни одной  врожденной особенности организма, которая была бы полностью нейтральной  для психического развития ребенка. Даже то, что ребенок рождается  красивым или некрасивым, физически  сильным или слабым, так или  иначе сказывается на формировании его личности. Конечно, это влияние  не прямое и не однозначное. Оно может  приводить к совершенно разным (иногда даже противоположным) результатам, в  зависимости от того, какое место  эта особенность занимает в общем  ходе формирования личности ребенка  и какую функцию она в нем  выполняет. Поэтому одни и те же порожденные  особенности будут иметь различные  значения на разных этапах возрастного  развития ребенка. Так, внешность ребенка  будет сравнительно мало значить  для его психического развития в  младенческом возрасте (если, конечно, она не обусловливает отношения  к нему родителей!) и гораздо большее  влияние будет оказывать в  дошкольном и младшем школьном возрастах. Но эта же особенность может оказать  решающее влияние на развитие личности подростка, если она послужит основанием для возникновения у него чувства  неполноценности (или превосходства), что легко может случиться, поскольку  в этом возрасте, в связи с половым  созреванием и интенсивным формированием  самооценки, отношение к своей  внешности приобретает огромный личностный смысл. И все же это  только возможность, имеющая свою альтернативу, наличие которой говорит о  том, что врожденные предпосылки  оказывают разное влияние в зависимости  от индивидуальных особенностей ребенка, сложившихся у него в ходе предшествующего развития. Если данный школьник к периоду полового созревания достиг относительно высокого уровня интеллектуального развития, если у него возник широкий круг интересов, любовь к искусству и т.д., то некрасивая внешность может выполнить даже положительную функцию — сосредоточить и углубить его духовные интересы. Но в иных условиях она может сыграть и прямо противоположную роль, вплоть до комплекса неполноценности, который приводит к формированию дисгармоничной ущербной личности. 

Значение  врожденных предпосылок зависит, следовательно, от того, в системе каких других факторов они действуют и какое  место они занимают в тех функциональных структурах, которые прижизненно  возникают в развитии ребенка. Нельзя поэтому заранее определить, какое  влияние окажут на психическое развитие те или иные изолированно рассматриваемые  биологические предпосылки. Нельзя также предугадать, какие из них  обладают большим, а какие меньшим  значением (если только речь идет о  патологии высших, отделов нервной  системы).

Влияние врожденных предпосылок в ходе развития ребенка, как правило, становится все  более и более косвен ным, а  результаты его все более вариативными. Это объяс няется тем, что на каждом новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, вступая во взаимоотношения  с тем или иным природным задатком, все более и более опосредствуют  его влияние. Некоторые генетики утверждают, что количест во вариаций, которые может дать одна и та же биологиче ская предпосылка на каждом новом уровне опосредствования, растет в геометрической прогрессии.

Как известно, психическое развитие имеет  определенную последовательность, состоит  из закономерно возникающих стадий, каждая из которых строится на основе предыдущей и подготавливает последующую. До периода зрелости принято выделять ранний, дошкольный и школьный возраст. Каждый из указанных возрастов отличается не только своеобразием отдельных свойств и качеств ребенка, но и психологическим своеобразием его целостной личности, которое прежде всего сказывается в особом сочетании его потребностей и стремлений, интересов и переживаний, в особой системе его отношений к окружающему и к самому себе. Все эти особенности личности возникают под влиянием образа жизни, который дети ведут в том или ином возрасте. На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе доступных ему общественных отношений, которые характеризуются известной системой прав и обязанностей ребенка, определенными требованиями к его поведению и деятельности, определенными социальными ожиданиями и социальными санкциями. 

В процессе формирования личности изменяются и развиваются не только потребности  человека, но и их соотношение. Иначе  говоря, развивается вся мотивационная  сфера. Постепенно возникают и становятся устойчиво доминирующими определенные мотивы поведения и деятельности, подчиняющие себе все другие, что  и определяет направленность личности. Последняя имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы стали доминирующими. Устойчивое доминирование мотивов собственного благополучия характеризует эгоистическую  направленность, доминирование мотивов, связанных с интересами других людей  — гуманистическую. Устойчиво доминирующие методы приобретают ведущее значение для характеристики личности. 
 
 
 
 

Информация о работе Застенчивость в подростковом возрасте