Феномен стресса и его проявление у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить феномен стресса и его проявление у подростков

Задачи исследования:

1. Проанализировать физиологические механизмы стресса

2. Выявить факторы вызывающие стресс

3. Раскрыть способы борьбы со стрессом

Содержание

Введение….……………………………………………………. 2 – 3

Глава 1.

1.1 Что такое стресс? Немного о самом понятии…………. 4 - 5

1.2 Физиологические механизмы стресса…………………. 6 - 7

Глава 2. Исследование стресса у студенческой молодежи.

2.1 Функциональное состояние организма студентов младших курсов ………………………………………………………….. 8

2.2 Влияние психофизиологического напряжения на состояние организма студентов…………………………………………... 9

2.3 Вариативность сердечного ритма и длительность индивидуальной минуты у студентов при стрессовании….. 10 - 11

Глава 3.

3.1 Фазы развития стресса (субсиндромы стресса).….......... 12

3.2 Периоды мобилизации адаптационных резервов……… 13 - 14

3.3 Положительные и отрицательные эмоции.…................... 15 - 17

3.4 Методы профилактики стресса…………………………. 18 - 21

Глава 4. Заключение



4.1. Стрессовый и нестрессовый стиль жизни …………….. 22 - 24

4.2. Выводы. …………………………………………………. 25 - 26

Список использованной литературы. ………………………... 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая (2).doc

— 108.00 Кб (Скачать)

                       Оглавление

Введение….……………………………………………………. 2 – 3   

Глава 1.

   1.1 Что такое стресс? Немного о самом понятии…………. 4 - 5

   1.2 Физиологические механизмы стресса…………………. 6 - 7

Глава 2.  Исследование стресса у студенческой молодежи.

   2.1 Функциональное состояние организма студентов младших курсов ………………………………………………………….. 8

  2.2 Влияние психофизиологического напряжения на состояние организма студентов…………………………………………... 9

  2.3 Вариативность сердечного ритма и длительность индивидуальной минуты у студентов при стрессовании….. 10 - 11

Глава 3.

  3.1 Фазы развития стресса (субсиндромы стресса).….......... 12        

  3.2 Периоды мобилизации адаптационных резервов……… 13 - 14 

  3.3 Положительные и отрицательные эмоции.…................... 15 - 17                                                                   

  3.4  Методы профилактики стресса………………………….  18 - 21                    

Глава 4. Заключение

                                                     

  4.1.  Стрессовый и нестрессовый стиль жизни …………….. 22 - 24                

  4.2.   Выводы. …………………………………………………. 25 - 26    

 Список использованной  литературы. ………………………... 27                    
 
 
 
 
 

                           Введение

        Еще раз вернемся к определению  понятия стресс. В переводе с  английского языка слово "стресс" означает "нажим, давление, напряжение".  А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: "Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)".

     Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им? 

  Цель исследования: изучить феномен стресса и его проявление

                                              у подростков

   Задачи  исследования:

           1. Проанализировать физиологические  механизмы стресса

           2. Выявить факторы вызывающие  стресс

           3. Раскрыть способы борьбы со  стрессом

   Методы исследования : анализ литературы,  наблюдение.

   Научная новизна - обобщены и проанализированы взгляды отечественных и зарубежных учённых на понятие стресса.

Практическая  значимость – результаты данного исследования могут быть использованы в педагогической практике и реальной жизни.

  Композиционная особенность и краткое содержание - курсовая работа состоит из: введения, трёх глав, заключения и списка литературы. В первой главе говорится о стрессе как физиологическом феномене, во второй главе представлены исследования стресса среди студенческой молодежи, в третьей главе изучаются стадии стресса, методы его преодоления, в заключении делаются выводы по всей теме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Глава 1.

                                  1.1. Что такое стресс?

         Каждый человек испытывает стресс, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Если заглянуть в словари, изданные еще лет двадцать назад, то англоязычного термина “стресс” там попросту не встретить. Зато сейчас… Специальная литература о стрессе насчитывает почти двести тысяч наименований. Что же значит понятие, модное до такой степени, что стало едва ли не “символом” нашего времени? Слово “стресс”, так же как “успех”, “неудача” и “счастье” имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Не является ли “стресс” просто синонимом “дистресса”? Дистресс (англ.) – горе, несчастье, недомогание, нужда, истощение. Стресс (англ.) – давление, нажим, напряжение. Ответ на этот вопрос неоднозначен. Любое сильное воздействие может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать - “вот это и есть стресс”, потому что этот термин в равной мере относится ко всем другим. Факторы, вызывающие стресс – стрессоры – различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса. Стресс, по сути – ответ организма на воздействие  внешней среды. Напряженное действие среды и есть “стрессор” – вызывающий стресс. А вот ответ организма на предельный нажим, хотя и сложен, одинаков. То есть, как сформулировал более, чем полстолетия назад первооткрыватель стресса канадский патофизиолог Ганс Селье: “Стрессовая реакция неспецифична”, т.е. стресс – есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

         Стресс  есть набор приспособленных реакций организма, определённых в качестве общего  адаптационного синдрома (ОАС). Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому пластичные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость внутренней среды организма необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”.

         Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения и обеспечивается формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения постоянно меняются и следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Физиологические механизмы стресса.

В настоящее  время ни у кого не вызывает сомнения, что при стрессе (будь то болезнь, боль, физическое страдание или эмоциональное потрясение – сильное, слабое, длительное, кратковременное) включаются сложнейшие нервные механизмы. Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.

Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался  интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая  подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не мешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

   Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается  особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга  – гипоталамус, который заставляет близлежащую железу – гипофиз  – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект. Сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становиться чаще дыхание). В эту фазу у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

   В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Исследование стресса у студенческой молодежи.

   2.1 Функциональное состояние организма студентов младших курсов.

   Воздействие психоэмоциональных факторов на организм студентов 1 и 2 года обучения приводит к функциональным изменениям различных  физиологических систем. Цель исследования – выявление донозологических изменений («групп риска») в динамике учебного процесса. Всего обследовано 284 студента. Методы исследования: КЭРД – компьютерная экспресс – рефлексодиагностика, метод «скользящего электрода» для определения величины биопотенциалов активных точек мозга и желудка (БАТМ и БАТЖ), определение «энергетического потенциала организма», психологическое тестирование (СМИЛ – стандартизированное многофакторное исследование личности).

   Все обследованные были разделены на четыре группы: I – практически здоровые; II – с риском развития патологии по ЖКТ;   III – с риском развития патологии по кардиореспираторной системе. Полученные данные: в I группу вошло 20% обследованных, в II – 80%, в III – 73,3%, в IV – 43,3%. Причем 55% лиц имеют риск развития патологии нескольких систем одновременно.

   Отмечено  достоверное снижение показателей  ФС (физическое состояние), Д/П (дыхание/пищеварение), повышение  ЭС (эмоциональное состояние), р<0,05; повышение величины биопотенциалов мозга во время сессии и постсессионный период (р<0,02). Анализ психологического тестирования показал, что 95% лиц имеют ярко выраженный психологический профиль, 16% - невротический. Это свидетельствует о напряжении процессов адаптации в состоянии хронического эмоционального стресса, что может быть причиной развития психосоматических заболеваний.

   (Ю.Л.  Пацевич, С.Л.Джергения, А.В.Хан  и др.) 
 
 
 
 
 
 

   2.2 Влияние психофизиологического  напряжения на  состояние организма  студентов.

   Эмоциональное напряжение, обусловленное особенностями  обучения в вузе, Действует на организм студентов постоянно длительное время, затрагивая главным образом неспецифические механизмы адаптации. При этом устойчивость к психоэмоциональному напряжению является одним из основных факторов, который оказывает влияние на благоприятное течение адаптационных процессов и, следовательно, в студенческой среде, определяет успешность освоения учебной программы. Целью данной работы явилось изучение взаимосвязи эмоциональной устойчивости и неспецифических адаптивных реакций организма (НАРо) студентов при обучении в вузе. Результаты исследований свидетельствуют о наличии взаимосвязи между НАРо и уровнем эмоциональной устойчивости. Так, у студентов с низким уровнем нейротизма более часто наблюдаются фазы НАРо, характеризующие напряженное течение адаптации и даже фаза «стресс», которая указывает на чрезвычайно высокую напряженность обменных процессов, преобладание процессов катаболизма и является предпатологическим состоянием.

   Хотя  у юношей процент фаз НАРо отражающих напряжение адаптации больше (66,6%),чем  у девушек (60%), у девушек наблюдается более высокий процент наличия фазы «стресс» (10% девушек и 3,3 юношей), что может указывать на то, что при напряженном течении адаптационных процессов у девушек быстрее наступает истощение энергетических и пластических ресурсов организма. Менее напряженное протекание адаптации у лиц с высоким уровнем нейротизма (57% юношей с фазами устойчивой активации и отсутствие у девушек фазы «стресс») полагает мобилизацию адаптационных возможностей и более стабильное течение адаптации. Наиболее высший уровень тревожности (ситуативной и личностной) отмечается у девушек – европеоидов. При этом наилучшая адаптация протекает у девушек с высоким уровнем нейротизма.

Информация о работе Феномен стресса и его проявление у подростков