Акцентуации. Их проявление в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических аспектов акцентуаций характера в процессе обзора литературных источников, а также овладение практической стороны данной темы путем проведения теста у подростка и самостоятельного анализа полученных данных.
Задачи работы: изучить различную литературу на тему акцентуаций, понять определение акцентуаций у подростков, проанализировать различные классификации акцентуаций и более подробно описать одну из них, показать тест на выявление акцентуаций характера и в качестве примера протестировать подростка школьного возраста.

Содержание

Введение 3
1. Акцентуации характера у подростков 5
2. Классификации акцентуаций характера 8
3. Классификация акцентуаций характера у подростков по А.Е. Личко 11
4. Классификация акцентуаций характера у подростков по К. Леонгарду 16
5. Тест на выявление акцентуаций характера Х.Шмишека 22
5.1. Выявление акцентуаций характера на примере тестирования подростка 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение 1. 31

Работа содержит 1 файл

Мишаня ГОТОВО.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Новое обнаружилось там, где патология теснее всего соприкасается с нормой, — в области так называемых пограничных состояний и, прежде всего, в той их части, где наиболее ярко выступают нарушения характера и поведения.

В ходе моего исследования мне удалось успешно изучить акцентуации, в том числе и у подростков, проанализировать различные классификации акцентуаций и более подробно описать одну из них, показать тест на выявление акцентуаций характера и в качестве примера протестировать подростка школьного возраста.

Я считаю, что такие исследования необходимо проводить в школах нашей страны, чтобы выявить типы акцентуаций подростков, правильно скорректировать программы обучения в целом и выбрать способ общения с каждым из них так, чтобы не травмировать их психику и помочь становлению их, как личности. Ведь именно в этом возрастном периоде педагогами и родителями должно уделяться как можно больше внимания психическим особенностям каждого подростка.


Список использованной литературы

 

1.      Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 288-318.

2.      Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 2005

3.      Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2009

4.      Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. М., 2010

5.      Тексты/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2007. С. 262-269.

6.      Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения характера. М. 2004

7.      Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. Санкт-Петербург, 2005

8.      Краткий психологический словарь/ сост. Л.А. Карпенко; под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2000. – 431с.

9.      Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ/ В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2005. – 352с.

10. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии/ Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 688 с.

11. Столяренко, Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 672с.

12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие/ М.И. Чеховских. – 2-е изд. – М.: Новое знание, 2005. – 380с.

13. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Уч.пособие для студентов и преподавателей. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.-192с.

14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. -М.: Педологическое общество России. - 2001. - 442с.

15. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 2003.- 512с.

16. Личко, А.Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии/ А.Е. Личко //библиотека Гумер [Электронный ресурс].

17. Леонград, К. Акцентуированные личности/ К. Леонгард. // litru.ru – электронная библиотека [Электронный ресурс]. – 2009

 

 


Приложение 1.

Тест на выявление акцентуаций характера Х.Шмишека

 

Инструкция испытуемому:

Просим Вас ответить на приведенные нами вопросы. Помните, что правильных или неправильных ответов здесь нет. Поэтому отвечайте сразу, долго не задумываясь. Отвечать на вопросы следует только в виде "да" или "нет", соответственно нужно проставлять "+" или "-". Просьба отвечать внимательно, но в быстром темпе.

 

Вопросы теста Х.Шмишека

 

1.      У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2.      Вы чувствительны к оскорблениям?

3.      Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, беседе и пр.?

4.      Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5.      В детстве Вы были такими же смелыми и отчаянными, как все Ваши сверстники?

6.      Часто ли у Вас резко меняется настроение, от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7.      Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, в компании?

8.      Бывает ли так, что Вы находитесь беспричинно в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9.      Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-нибудь обидит?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в ящик?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто несколько подавленное настроение?

22. Была ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавесь или скатерть висят неровно и Вы сразу же стремитесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись остаться одни дома?

28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причин?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как Вы думаете, получится ли из Вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Вызывает ли это у Вас неприятные ощущения?

36. Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38. В темном подвале Вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли Вы работу такую, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысокие?

40. Общительны ли Вы?

41. В школе вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора?

46. Предпринимаете ли вы первые шаги к примирению, если Вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам большее напряжение воли, чтобы ночью пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была только на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что, будучи в хорошем настроении перед сном вы на следующий день встаете в подавленном настроении, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности (театр, танцы и т.п.). А может вы участвуете и сейчас?

74. Вы оцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Вас часто тянет путешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости сменяется вдруг угрюмым, подавленным состоянием?

77. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

80. Часто ли будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если ставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что может выпасть из окна?

84. В веселой компании Вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?

87. В беседе Вы скупы на слова?

88. Если Вам необходимо было играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

 


Приложение 2

 

Коэффициенты для типов акцентуаций

 

Гипертимический тип 3

Застревающий тип 2

Педантичный тип 2

Эмотивный тип 3

Тревожный тип 3

Циклотимный тип 3

Возбудимый тип 3

Дистимический тип 3

Демонстративный тип 2

Экзальтированный тип 6

 

Ключ к тесту Х.Шмишека

 

Гипертимический тип: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

Застревающий тип: 2, -12, 15, 24, 34, 37, -46, 56, -59, 68, 78, 81

Педантичный тип: 4, 14, 17, 26, -36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

Эмотивный тип: 3, 13, -25, 35, 47, 57, 69, 79

Тревожный тип: -5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

Циклотимный тип: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

Возбудимый тип: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

Дистимический тип: 9, 21, -31, 43, -53, -65, 75, 87

Демонстративный тип: 7, 19, 22, 29, 41, 44, -51, 63, 66, 73, 85, 88

Экзальтированный тип: 10, 32, 54, 76.

В соответствии с ключом ответу проставляется "+" или "-" 1 балл, затем сумма совпавших ответов по каждому типу акцентуации умножается на коэффициент соответствующего типа.

Если итоговый показатель одного типа превосходит 12 (максимальное значение 24), то это считается признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные о том, что критическое значение для диагностики типа лежит в пределах 14-16.

Информация о работе Акцентуации. Их проявление в подростковом возрасте