Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа
Цель: научиться обнаруживать конфликтные ситуации в педагогическом процессе и выявлять способы их предотвращения.
Задачи: 1. раскрыть структуру и свойства педагогических конфликтов; 2. определить условия протекания педагогических конфликтов и их причины; 3. разработать рекомендации для практического применения.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Общее представление о педагогическом конфликте . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Деловые и личные конфликты между школьниками
и учителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3. Причины педагогических конфликтов и реакции на них . . . . . . . . . 17
1.4. Управление педагогическими конфликтами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКОВ И ПЕДАГОГОВ . . . . . . . . . 22
2.1. Подросток и школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.2. Личность учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.3. Общие рекомендации для педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА "ПОДРОСТОК И ШКОЛА"
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТ "КОНФЛИКТОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ"
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ
КОНФЛИКТЫ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Курсовая
работа
Научный руководитель:
кандидат педагогичесих наук, доцент
Пу
Выполнила:студентка 5 курса
математического факультета
Татарицкая
Елена Чаславовна
Минск,
2006.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.
Общее представление о
1.2. Деловые и личные конфликты между школьниками
и учителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3.
Причины педагогических
1.4.
Управление педагогическими
2.1. Подросток и школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.2. Личность учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.3.
Общие рекомендации для
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА "ПОДРОСТОК И ШКОЛА"
Демократизация нашего общества выдвинула проблему педагогического общения, его гуманизацию в число приоритетных направлений теории и практики воспитания. Ведущей функцией гуманистической педагогики является научное обоснование воспитательно-образовательных систем и технологий, в которых личность ребенка, его права выступают как высшая социальная и педагогическая ценность.
В связи с этим, конфликтология
как отрасль знаний о
На сегодняшний день успешная разработка педагогической конфликтологии предполагает интеграцию педагогики с другими науками, в первую очередь с психологией – социальной, возрастной, педагогической. Следует отметить, что именно психологи – Л.А.Петровская [16], М.М.Рыбакова [18], С.В.Кондратьева, Л.А.Семчук [9] и другие первыми приступили к исследованию столь сложных реалей школьной жизни. О плодотворности междисциплинарного подхода к изучению стрессогенных конфликтов учителя и учащихся свидетельствует исследование В.И.Журавлева [6].
Таким образом, актуальность изучения педагогических проблем, связанных с преодолением конфликтности учебно-воспитательного взаимодействия, обусловлена потребностями школы, процессами ее демократизации и гуманизации. Инновационная педагогика выступает правоприемником гуманистического наследия классиков – Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого. Сделаны первые шаги по освобождению теории от догм и стереотипов авторитарности и насилия над ребенком.
В
центре внимания педагогической конфликтности
стоит изучение противоречий, возникающих
между участниками
Вопросы
ненасильственного преодоления
межличностных конфликтов в школах
Республики Беларусь обрели особый смысл
в связи с Чернобыльским
Объект исследования в рамках данной темы: взаимодействие педагогов и учащихся (подростков в частности), а также педагогические конфликты в учебной деятельности.
Предмет: выявление и преодоление конфликтных ситуаций, установление их причин.
Цель: научиться обнаруживать конфликтные ситуации в педагогическом процессе и выявлять способы их предотвращения.
Задачи: 1. раскрыть структуру и свойства педагогических конфликтов; 2. определить условия протекания педагогических конфликтов и их причины; 3. разработать рекомендации для практического применения.
Установлено, что школьная среда – это место, где сконцентрированы различные межличностные противоречия, которые ярче всего проявляются в подростковой среде, в том числе и при взаимодействии с педагогами.
Гипотеза: если проводить профилактическую работу по вопросам бесконфликтного общения, то, соответственно, снизится и напряжение в ходе учебного процесса.
Методы исследования: анкета "Подросток и школа", тест "Конфликтогенность учителя", интервью.
База исследования: Минская средняя школа № 159.
1.1.
Общее представление
о педагогическом
конфликте
Школа – это воспитательный институт, который функционирует по определенным законам. В то же время в школе, как ни в какой другой сфере жизнедеятельности общества сконцентрированы межличностные противоречия. Учитель вступает в сложную систему профессиональных и личностных отношений с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. Главная цель этой деятельности – учебно-воспитательное воздействие, управление развитием детской личности. Это приводит к необходимости педагогического регулирования и коррекции общения преподавателя с учащимися.
Динамика развития конфликта
Педагогическому взаимодействию свойственна определенная динамика развития, обусловленная внутренними (субъективными) и внешними (объективными) причинами.
Периодически
возникающая психологическая
В педагогическом общении раскрывается субъективный мир учащихся и учителя, обнаруживается их личностное своеобразие. Противоречивость их взаимодействия детерменирована различиями психологии, эмоционального состояния, возраста, эрудиции, опыта, культуры, выполняемых ролей и т.д.
Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворительность своей работой.
Представляется целесообразным представление классификации видов конфликтных ситуаций М.М.Рыбаковой:
-
ситуации (или конфликты) деятельности,
возникающие по поводу
-
ситуации (конфликты) поведения (
-
ситуации (конфликты) отношений,
возникающие в сфере
В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые часто приобретают конфликтный характер.
В
связи с этим следует отметить,
что напряженно-противоречивым является
сам процесс становления
С психологической точки зрения конфликт означает столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, актов поведения. Основное отличие конфликта от противоречия заключается в силе эмоционального накала противостояния, острое негативное переживание учителя и учащихся – гнева, оскорбленного достоинства, унижения, страха, ненависти и т.п., а потому в особой трудности разрешения.
Преодоление внутренних и внешних противоречий служит источником личностного совершенствования и учащихся, и учителя.
Контролируемые противоречия играют позитивную роль, стимулируя переход субъектов общения из одного качественного состояния (интеллектуального, эмоционального, волевого) в другое, способствуя совершенствованию межсубъективного взаимодействия. Умелое преодоление противоречий сближает учителя и учащихся, ведет к взаимопониманию. Гармонизация взаимоотношений помогает обретению общих интересов и совпадению целей. Психологическая глухота учителя к стремлениям и потребностям учащихся, их актуальным переживаниям и настроениям провоцирует недисциплинированность, внутреннее и внешнее сопротивление педагогическим целям.
Игнорирование противоречий, затрагивающих глубинные интересы и потребности учащихся чревато конфликтами, разрешение которых для учителя представляет повышенные трудности.
Преодоление противоречий, с которыми учитель сталкивается в повседневном общении с учащимися, требует ориентации на совместное решение возникающих проблем. Равнопартнерское субъект-субъективное взаимодействие позволяет преобразовать образование и воспитание в процессы самообразования и самовоспитания.
Тяга учителя к насильственному или гуманистическому преодолению межличностных противоречий наглядно проявляется в конфликтных ситуациях.
Для того, чтобы возник конфликт, недостаточно наличия противоположно направленных целей и не совпадающих позиций партнеров. Необходима педагогическая ситуация, обостряющая взаимоотношения. Роль пускового механизма выполняет конкретный инцидент (от лат. "неприятный случай", "происшествие"), провоцирующий конфликтные взаимодействия. Это внешний сигнал неблагополучия в общении, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой.
Субъективной стороной обострения межличностных противоречий выступает мотивация, обусловленная уровнем их осознания. В одном случае искрой, от которой вспыхивает пламя конфронтации, может быть отметка за ответ, воспринятая учащимся как несправедливая, или обидная шутка учителя, в другом – шалость, непослушание школьника, побудившее педагога к определенным санкциям и т.д. Разница в оценке возникающих противоречий учащихся, с одной стороны, и учителя, с другой, стимулирует развитие конфликта. У школьника таким мотивом может быть переживание унижения, ущемленное самолюбие, опасность потери статуса среди сверстников, стремление к самоутверждению, мнение права принимать самостоятельные решения, а иной раз это способ эмоциональной разрядки, преодоления внутренних противоречий.