Конфликты в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Цель: научиться обнаруживать конфликтные ситуации в педагогическом процессе и выявлять способы их предотвращения.
Задачи: 1. раскрыть структуру и свойства педагогических конфликтов; 2. определить условия протекания педагогических конфликтов и их причины; 3. разработать рекомендации для практического применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Общее представление о педагогическом конфликте . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Деловые и личные конфликты между школьниками
и учителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3. Причины педагогических конфликтов и реакции на них . . . . . . . . . 17
1.4. Управление педагогическими конфликтами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКОВ И ПЕДАГОГОВ . . . . . . . . . 22
2.1. Подросток и школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.2. Личность учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.3. Общие рекомендации для педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА "ПОДРОСТОК И ШКОЛА"
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТ "КОНФЛИКТОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ"

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» 

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ  

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ 
 
 
 
 

КОНФЛИКТЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Научный руководитель:

кандидат  педагогичесих наук, доцент

                                    Пуйман Сергей Александрович

                  Выполнила:студентка 5 курса

                     математического факультета

                  Татарицкая  Елена Чаславовна 

Минск, 2006. 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА . . . . . . . . . . . . .  5

      1.1. Общее представление о педагогическом  конфликте . . . . . . . . . . . . . 5

      1.2. Деловые и личные конфликты  между школьниками

           и учителями  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

      1.3. Причины педагогических конфликтов  и реакции на них . . . . . . . . . 17

      1.4. Управление педагогическими конфликтами  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКОВ И ПЕДАГОГОВ . . . . . . . . . 22

      2.1. Подросток и школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

      2.2. Личность учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .  26

      2.3. Общие рекомендации для педагогов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА "ПОДРОСТОК И ШКОЛА"

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТ "КОНФЛИКТОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ" 
ВВЕДЕНИЕ

 

      Демократизация  нашего общества выдвинула проблему педагогического общения, его гуманизацию в число приоритетных направлений теории и практики воспитания. Ведущей функцией гуманистической педагогики является научное обоснование воспитательно-образовательных систем и технологий, в которых личность ребенка, его права выступают как высшая социальная и педагогическая ценность.

        В связи с этим, конфликтология  как отрасль знаний о противоречиях,  их развитии и преодолении  в процессе общения субъектов  учебно-восстановительного процесса, переживает этап становления. В недавнем прошлом публикации материалов о конфликтах, не только педагогических, но и социальных, производственных, этнических наталкивались на традиционные идеологические запреты. Замалчивание столь острых проблем человеческого общения, превратное толкование зарубежных данных привели к отставанию отечественной конфликтологии от развития мировой научной мысли.

      На  сегодняшний день успешная разработка педагогической конфликтологии предполагает интеграцию педагогики с другими науками, в первую очередь с психологией – социальной, возрастной, педагогической. Следует отметить, что именно психологи – Л.А.Петровская [16], М.М.Рыбакова [18], С.В.Кондратьева, Л.А.Семчук [9] и другие первыми приступили к исследованию столь сложных реалей школьной  жизни. О плодотворности междисциплинарного подхода к изучению стрессогенных конфликтов учителя и учащихся свидетельствует исследование В.И.Журавлева [6].

      Таким образом, актуальность изучения педагогических проблем, связанных с преодолением конфликтности учебно-воспитательного взаимодействия, обусловлена потребностями школы, процессами ее демократизации и гуманизации.         Инновационная педагогика выступает правоприемником гуманистического наследия классиков – Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого. Сделаны первые шаги по освобождению теории от догм и стереотипов авторитарности и насилия над ребенком.

      В центре внимания педагогической конфликтности  стоит изучение противоречий, возникающих  между участниками педагогического общения, технология предупреждения и ненасильственного преодоления конфликтов.

      Вопросы ненасильственного преодоления  межличностных конфликтов в школах Республики Беларусь обрели особый смысл  в связи с Чернобыльским радиационным поражением многих регионов, констатируемой учеными повышенной невротизации детей и молодежи.

      Объект  исследования в рамках данной темы: взаимодействие педагогов и учащихся (подростков в частности), а также  педагогические конфликты в учебной  деятельности.

      Предмет: выявление и преодоление конфликтных ситуаций, установление их причин.

      Цель: научиться обнаруживать конфликтные  ситуации в педагогическом процессе и выявлять способы их предотвращения.

      Задачи: 1. раскрыть структуру и свойства педагогических конфликтов;    2. определить условия протекания педагогических конфликтов и их причины;  3. разработать рекомендации для практического применения.

     Установлено, что школьная среда – это место, где сконцентрированы различные  межличностные противоречия, которые  ярче всего проявляются в подростковой среде, в том числе и при взаимодействии с педагогами.

      Гипотеза: если проводить профилактическую работу по вопросам бесконфликтного общения, то, соответственно, снизится и напряжение в ходе учебного процесса.

      Методы  исследования: анкета "Подросток и школа", тест "Конфликтогенность учителя", интервью.

      База  исследования: Минская средняя школа  № 159.

 

 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  КОНФЛИКТА

 

      1.1. Общее представление  о педагогическом  конфликте 

      Школа – это воспитательный институт, который функционирует по определенным законам. В то же время в школе, как ни в какой другой сфере жизнедеятельности общества сконцентрированы межличностные противоречия. Учитель вступает в сложную систему профессиональных и личностных отношений с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. Главная цель этой деятельности – учебно-воспитательное воздействие, управление развитием детской  личности. Это приводит к необходимости педагогического регулирования и коррекции общения  преподавателя с учащимися.

      Динамика развития конфликта

      Педагогическому взаимодействию свойственна определенная динамика развития, обусловленная внутренними (субъективными) и внешними (объективными) причинами.

      Периодически  возникающая психологическая напряженность  сменяется равновесием.

      В педагогическом общении раскрывается субъективный мир учащихся и учителя, обнаруживается их личностное своеобразие. Противоречивость их взаимодействия детерменирована  различиями психологии, эмоционального состояния, возраста, эрудиции, опыта, культуры, выполняемых ролей и т.д.

      Конфликты в педагогической деятельности надолго  нарушают систему взаимоотношений  между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворительность своей работой.

      Представляется  целесообразным представление классификации видов конфликтных ситуаций М.М.Рыбаковой:

      - ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения  учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

      - ситуации (конфликты) поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, и вне школы;

      - ситуации (конфликты) отношений,  возникающие в сфере эмоционально-личностных  отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе  педагогической деятельности [18; 25].

      В подростковом возрасте заметно увеличивается  количество сложных педагогических ситуаций, которые часто приобретают  конфликтный характер.

      В связи с этим следует отметить, что напряженно-противоречивым является сам процесс становления личности каждого ребенка, протекая в постоянной борьбе зарождающихся черт с отживающими, между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения, стремлением к взрослости, самостоятельности и инфальтильности, желанием самоутверждения и неадекватными средствами его реализации и т.д.  Компетентное руководство процессом разрешения внутриличностных и межличностных противоречий предполагает учет своеобразия личностного роста ребенка, постоянную заботу о гармонизации его внутреннего мира и взаимоотношений с окружающими.

      С психологической точки зрения конфликт означает столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, актов  поведения. Основное отличие конфликта  от противоречия заключается в силе эмоционального накала противостояния, острое негативное переживание учителя и учащихся – гнева, оскорбленного достоинства, унижения, страха, ненависти и т.п., а потому в особой трудности разрешения.

      Преодоление внутренних и внешних противоречий служит источником личностного совершенствования и учащихся, и учителя.

      Контролируемые  противоречия играют позитивную роль, стимулируя переход субъектов общения  из одного качественного состояния (интеллектуального, эмоционального, волевого) в другое, способствуя совершенствованию  межсубъективного взаимодействия. Умелое преодоление противоречий сближает учителя и учащихся, ведет к взаимопониманию. Гармонизация взаимоотношений помогает обретению общих интересов и совпадению целей. Психологическая глухота учителя к стремлениям и потребностям учащихся, их актуальным переживаниям и настроениям провоцирует недисциплинированность, внутреннее и внешнее сопротивление педагогическим целям.

      Игнорирование противоречий, затрагивающих глубинные  интересы и потребности учащихся чревато конфликтами, разрешение которых для учителя представляет повышенные трудности.

      Преодоление противоречий, с которыми учитель  сталкивается в повседневном общении  с учащимися, требует ориентации на совместное решение возникающих  проблем. Равнопартнерское  субъект-субъективное взаимодействие позволяет преобразовать образование и воспитание в процессы  самообразования и самовоспитания.

      Тяга  учителя к насильственному или  гуманистическому преодолению межличностных  противоречий наглядно проявляется  в конфликтных ситуациях.

      Для того, чтобы возник конфликт, недостаточно наличия противоположно направленных целей и не совпадающих позиций партнеров. Необходима педагогическая ситуация, обостряющая взаимоотношения. Роль пускового механизма выполняет конкретный инцидент (от лат. "неприятный случай", "происшествие"), провоцирующий конфликтные взаимодействия. Это внешний сигнал  неблагополучия в общении, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой.

      Субъективной  стороной обострения межличностных  противоречий выступает мотивация, обусловленная уровнем их осознания. В одном случае искрой, от которой вспыхивает пламя конфронтации, может быть отметка за ответ, воспринятая учащимся как несправедливая, или обидная шутка учителя, в другом – шалость, непослушание школьника, побудившее педагога к определенным санкциям и т.д. Разница в оценке возникающих противоречий учащихся, с одной стороны, и учителя, с другой, стимулирует развитие конфликта. У школьника таким мотивом может быть переживание унижения, ущемленное самолюбие, опасность потери статуса среди сверстников, стремление к самоутверждению, мнение права принимать самостоятельные решения, а иной раз это способ эмоциональной разрядки, преодоления внутренних противоречий.

Информация о работе Конфликты в подростковом возрасте