Акцентуации характера в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
Подбор методов исследования.
Провести диагностику акцентуаций характера у подростков.
Разработка рекомендаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Анализ психологической литературы по проблеме акцентуаций характера……………………………..………………………………………..6
Явная и скрытая акцентуация…………………………………………..8
Классификация акцентуаций по Личко А.Е. ………………………….9
Классификация акцентуаций Карла Леонгарда………………….…...23
Особенности психологической и педагогической работы с подростками с акцентуациями характера……………………………..26


Исследование проявлений акцентуаций характера у подростков
2.1. Объект и методики исследования…………………..…………..……..34

Результаты исследования……………………………………..….…..34
Заключение……………………………………………………………………….…42

Библиография…………………………………………………………………….…43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Рудакова. 3 курс.docx

— 88.02 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Шуйский  государственный педагогический университет» 
 
 

Кафедра психологии 

Курсовая  работа 
 

Тема: «Акцентуации характера в подростковом возрасте» 
 
 
 

                Выполнила:

                Рудакова  Анастасия Сергеевна,

                студентка 3 курса 1 группы очной формы обучения историко-филологического факультета специальности 050303.65 Иностранный язык с дополнительной специальностью 050303.65 Иностранный язык 

     
    Работа  защищена

    с отметкой "____________" 

    «___» ______________2011 год

      Руководитель:

    кандидат психологических  наук,

    доцент кафедры  психологии

    Пшеничнова Ирина  Викторовна 

 
 
 
 
 
 
 
 

Шуя 2011

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Анализ психологической литературы по проблеме акцентуаций характера……………………………..………………………………………..6
    1. Явная и скрытая акцентуация…………………………………………..8
    2. Классификация акцентуаций по Личко А.Е. ………………………….9
    3. Классификация акцентуаций Карла Леонгарда………………….…...23
    4. Особенности психологической и педагогической работы с подростками с акцентуациями характера……………………………..26
 
  1. Исследование  проявлений акцентуаций характера у подростков

    2.1. Объект и методики исследования…………………..…………..……..34

    1. Результаты исследования……………………………………..….…..34

Заключение……………………………………………………………………….…42

Библиография…………………………………………………………………….…43

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В наше время человек оказался как  никогда подвержен воздействию психотравмирующих факторов. Стрессы и другие виды нервного расстройства могут возникать как в трудовой области, так и в быту. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки усиливают напряжение, зачастую

способствуя возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопрос о психопрофилактике в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые способны переходить в патологическое состояние.

          Психологи, занимающиеся проблемой  характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер – гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. Автор

этого предположения известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает,

что творческие личности, например, учителя, не могут  иметь сбалансированного характера. Наконец, нельзя не упомянуть здесь также и об

отношении, существующем между акцентуацией характера  и гениальностью (или высокой одаренностью). Здесь надо исходить из того факта, что в нерезко

выраженной  форме те или другие психопатические  особенности присущи почти всем и «нормальным» людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные

черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.

          У подростков сбалансированный  характер встречается крайне  редко.

У большинства  тинэйджеров отдельные черты  характера чрезмерно усилены и появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости [5].

            Попытки    построения    типологии    характеров    неоднократно предпринимались на протяжении всей истории  психологии.  Одной  из  наиболее ранних из них является та, которая еще в начале нашего века  была предложена немецким психиатром  и  психологом  Э.Кречмером,  а  также  нашим соотечественником  В.М.  Бехтеревым. В наши дни популярны типологии К. Леонгарда, А. Е. Личко и некоторых других ученых.

          Все типологии  человеческих  характеров  исходили  из  ряда  идей.

Основные  из них следующие:

    1. Характер человека формируется  довольно  рано  в  онтогенезе  и  на

протяжении  остальной  его  жизни  проявляет  себя  как  более   или   менее

устойчивый.

    1. Те сочетания личностных черт, которые входят в  характер  человека,

не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие  выявлять и строить типологию характеров.

    1. Большая часть людей в соответствии с этой  типологией  может   быть

разделена на группы. 

    Объектом исследования в данной работе являются индивидуально-психологические особенности подростков, учеников 10 класса (14-15 лет).

    Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

    Цель исследования: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте.

    Задачи исследования:

  1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
  2. Подбор методов исследования.
  3. Провести диагностику акцентуаций характера у подростков.
  4. Разработка рекомендаций.

    Метод исследования: беседа, тестирование (опросник К. Леонгарда, тест для   определения  психологической  характеристики  темперамента).

    Структура работы: работа состоит из введения, главы 1, главы 2, заключения, библиографии и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Анализ психологической литературы

по  проблеме акцентуаций  характера 

        В периоде становления  характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько  ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера. С повзрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [11].

        Типы акцентуаций  характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Наибольшую известность получил термин Карла Леонгарда (1968)—“акцентуированная, личность” [10]. Однако, правильнее говорить об “акцентуациях характера” [11]. Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т.д. Речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы [10].

        Отличия между акцентуациями  характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933)— О. В. Кербикова (1962).При  акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной  стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации в следствии тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

        В добавление к критериям  П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно  отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии [11]. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, которые возникают от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.

        На основании сказанного можно дать следующее определение  акцентуации характера. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [13].

        Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо    акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации [2].

             Обычно акцентуации развиваются  в период становления характера  и

сглаживаются  с повзрослением. Особенности характера  при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной [20]. 

Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте