Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
Подбор методов исследования.
Провести диагностику акцентуаций характера у подростков.
Разработка рекомендаций.
Введение……………………………………………………………………………...3
Анализ психологической литературы по проблеме акцентуаций характера……………………………..………………………………………..6
Явная и скрытая акцентуация…………………………………………..8
Классификация акцентуаций по Личко А.Е. ………………………….9
Классификация акцентуаций Карла Леонгарда………………….…...23
Особенности психологической и педагогической работы с подростками с акцентуациями характера……………………………..26
Исследование проявлений акцентуаций характера у подростков
2.1. Объект и методики исследования…………………..…………..……..34
Результаты исследования……………………………………..….…..34
Заключение……………………………………………………………………….…42
Библиография…………………………………………………………………….…43
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Шуйский
государственный педагогический университет»
Кафедра
психологии
Курсовая
работа
Тема:
«Акцентуации характера
в подростковом возрасте»
Выполнила:
Рудакова Анастасия Сергеевна,
студентка
3 курса 1 группы очной формы обучения историко-филологического
факультета специальности 050303.65 Иностранный
язык с дополнительной специальностью
050303.65 Иностранный язык
Работа защищена с отметкой "____________" «___» ______________2011 год |
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пшеничнова Ирина
Викторовна |
Шуя 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1. Объект
и методики исследования…………………..…………..…….
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложения
Введение
В наше время человек оказался как никогда подвержен воздействию психотравмирующих факторов. Стрессы и другие виды нервного расстройства могут возникать как в трудовой области, так и в быту. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки усиливают напряжение, зачастую
способствуя возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопрос о психопрофилактике в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые способны переходить в патологическое состояние.
Психологи, занимающиеся
этого
предположения известный
что творческие личности, например, учителя, не могут иметь сбалансированного характера. Наконец, нельзя не упомянуть здесь также и об
отношении, существующем между акцентуацией характера и гениальностью (или высокой одаренностью). Здесь надо исходить из того факта, что в нерезко
выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и «нормальным» людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные
черты.
Немудрено, что среди людей
У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко.
У большинства тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены и появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости [5].
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее ранних из них является та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. В наши дни популярны типологии К. Леонгарда, А. Е. Личко и некоторых других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей.
Основные из них следующие:
протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее
устойчивый.
не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
разделена
на группы.
Объектом исследования в данной работе являются индивидуально-психологические особенности подростков, учеников 10 класса (14-15 лет).
Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.
Цель исследования: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Метод исследования: беседа, тестирование (опросник К. Леонгарда, тест для определения психологической характеристики темперамента).
Структура
работы: работа состоит из введения,
главы 1, главы 2, заключения, библиографии
и приложений.
Глава 1. Анализ психологической литературы
по
проблеме акцентуаций
характера
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера. С повзрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [11].
Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Наибольшую известность получил термин Карла Леонгарда (1968)—“акцентуированная, личность” [10]. Однако, правильнее говорить об “акцентуациях характера” [11]. Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т.д. Речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы [10].
Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933)— О. В. Кербикова (1962).При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации в следствии тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии [11]. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, которые возникают от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.
На основании
Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации [2].
Обычно акцентуации
сглаживаются
с повзрослением. Особенности характера
при акцентуациях могут проявляться
не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях,
в определенной обстановке, и почти не
обнаруживаться в обычных условиях. Социальная
дезадаптация при акцентуациях либо вовсе
отсутствует, либо бывает непродолжительной
[20].
Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте