Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 15:32, реферат
Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они, по мнению Л.Н.Собчик, помимо "ведущих тенденций " "составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности".
Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и "сгладить углы" межличностных отношений.
Введение.
1. Общее понятие о подростковом возрасте и акцентуации характера.
2. Степень выраженности акцентуации характера.
3. Динамика развития акцентуации характера.
4. Классификация акцентуации.
5. Типы акцентуации характера и подростковые проблемы.
Заключение. Акцентуации характера: зло или …?
Список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Заключение. Акцентуации характера: зло или …?
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они, по мнению Л.Н.Собчик, помимо "ведущих тенденций " "составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности".
Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и "сгладить углы" межличностных отношений.
Необходимость
выявления акцентуаций
Акцентуация характера - это явление
динамическое, зависимое во многом
от сложившейся социальной
Данное
положение объясняет
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, сенситивный и критический. Согласно взглядам Л.С.Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период. Ст.Холл в силу парадоксальности, анбивалентности и ряда противоречий в настроении и поведении подростка по праву назвал это периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода Ст.Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности. Действительно, ряд современных теорий сходится во мнении, что в детском возрасте характер еще не сформирован, видны лишь отдельные его черты2. Чаще всего эти черты характера заостряются в подростковом возрасте. Этому способствует как пубертатный кризис, так и отмеченная выше личностная нестабильность, на фоне которой интенсивно формируются личностные образования, в том числе характер. Черты характера, представленные у разных людей, проявляются по-разному: у кого-то ярко, у кого-то слабо и эпизодически.
Об
акцентуации характера говорят,
когда отдельные черты
А.Е.Личко отмечает, что каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов "слабые места", у каждого типа своя "ахиллесова пята". Так, для замкнутого, погруженного в свой внутренний мир мальчика (шизоидный характер) это необходимость быстро устанавливать неформальные отношения с малознакомыми людьми, вхождение в новый коллектив; одиночество он переносит легко. В то время как его сверстник с противоположными чертами характера: общительный, энергичный (гипертимный характер) - с легкостью входит в любую группу, но трудно переносит (проявляет слабую устойчивость) одиночество и жесткий режим.
Выделяют (Е.А.Личко, К.Леонгард) две степени выраженности акцентуации характера:
К.Леонгард описывал нормальную гармоничную личность в виде ровного колеса, "которое гладко катится по дорогам жизни". Все жизненные трудности у такой личности связаны с трудностями внешней ситуации, а не с самим собой (рис.А).
При
скрытой акцентуации
При явной акцентуации особенности личности проявляются лишь в особых условиях, "когда "колесо" личности столкнется с дорогой жизни своим шипом" (рис.В).
При неблагополучной социальной ситуации может произойти полная деформация личности, трудноотличимая от психопатии - патохарактерологическое развитие (рис.Г).
Тотальная
деформация личности, нарушающая ее социальную
адаптацию - психопатия, представляется
К.Леонгарду полностью
Подростки данной категории - это в большинстве случаев трудные подростки. Что же происходит с их характерами на протяжении этого сложно возрастного периода и какая перспектива их ожидает?
А.Е.Личко
выделяет пять наиболее значимых феноменов
в динамике акцентуации характера.
1.Трансформация типов акцентуации характера в силу конституционально заложенных механизмов или влияния среды. Предполагается, что акцентуации характера имеют эндогенную, генетическую обусловленность. У ребенка изначально есть предрасположенность к появлению и развитию определенных черт личности. Но влияние среды, прежде всего семейное воспитание, или усиливает их, или сглаживает, или изменяет. Так "чистые" типы акцентуации характера могут сочетаться, образуя смешанный или мозаичный характер.
Существуют
некоторые закономерности трансформации
типов характера в подростковом
возрасте. С наступлением полового
созревания наблюдавшиеся в детстве
гипертимные черты порой
2.
Изменение характера наблюдаются не так
уж часто. Обычно происходит усиление,
развертывание черт
определенного типа при скрытых акцентуациях
в явную под влиянием трудных ситуаций
или психических травм, оказавшихся ударом
по месту наименьшего сопротивления данного
вида характера.
3.Возникновение на фоне явной акцентуации характера временных нарушений поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других неблагоприятных явлений. Эти реакции кратковременны, обычно длятся не более суток. Аффект может разряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен. Если травмирующая ситуация слишком тяжела или длительна, развивается затяжной невроз.
Наиболее частыми нарушениями поведения в подростковом возрасте, возникающими на фоне акцентуации характера являются делинквентность (противоправное поведение), алкоголизация, токсикомания, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение и др. Поскольку они ситуативно обусловлены, быстрая смена обстановки, как правило, устраняет эти нарушения. Главное - не допустить необратимых изменений и упрочения опасных форм поведения. Подоплекой этих ситуативно обусловленных деформаций поведения А.Е.Личко считает поведенческие реакции как общие для детей и подростков:
так и специфически подростковые:
4.Усиление
явной акцентуации характера и, как следствие,
формирование приобретенных
психопатий. Неразрешенные ситуации,
длительная психическая травматизация,
адресующаяся к месту наименьшего сопротивления,
влекут к повторению психопатических
реакций и перерастанию их в психопатическое
развитие, поэтому подростков с явными
акцентуациями характера считают "группой
повышенного риска".
5.Данный вариант развития связан с благоприятным прогнозом. Большинство типов акцентуаций (кроме паранойяльного и отчасти сенситивного) оказываются наиболее выраженными именно в подростковом возрасте, не препятствуя все же удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода акцентуации могут сгладиться и компенсироваться. Иначе говоря, явные акцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми.
Разработчик понятия акцентуации - К.Леонгард в 1968 году выделил шесть типов темперамента:
и четыре типа акцентуированных личностей, которым свойственны:
Позже,
в 1976 году она была несколько видоизменена.
К "старым" акцентуациям личности
он добавил шесть типов
А.Е.Личко в 1977 году опубликовал свою классификацию акцентуаций характера, разработанную специально для подросткового возраста. К классификации К.Леонгарда он добавил довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический тип. Дистимический и застревающий типы были исключены, так как в подростковом возрасте они практически не встречаются.
Таким
образом, классификация типов
К тому же А.Е.Личко выделяет группу смешанных типов акцентуации характера (гипертимно-конформный и т.д.).
Как
отмечалось выше, подросток с явной
акцентуацией, с одной стороны, избирательно
чувствителен к пагубным влияниям среды,
психическим травмам, а с другой стороны,
в ответ на эти воздействия он дает специфическую
реакцию, соответствующую его характеру.
Соответственно, при различного типа акцентуациях
возникают разные проблемы: у одних - ранняя
алкоголизация, у других - опасность суицида
и т.д. Тип акцентуации определяет и межличностные
отношения. Поэтому, для избежания нежелательных
последствий (усиления акцентуированных
черт до психопатического уровня, побегов
из дома, попыток самоубийства, противоправного
поведения и т.д.), мы считаем наиболее
эффективным рассмотрение типов акцентуации
личности (по данным А.Е.Личко) в свете
подростковых проблем, свойственных каждому
конкретному типу.
Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте