Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Философия".
1.Охарактеризуйте специфику фил. знания: объект фил.исследования, особенности фил.проблем. Что говорится в мат-х ЮНЕСКО о стратегии в области фил. и ее роли в современном мире.
Общую структуру предмета философии, фил-го знания составляют 4основных раздела: онтология (учение о бытии);гносеология (учение о познании);человек;общество.
Основная специфика фил. знания закл. в его двойственности, т.к. оно:
• имеет очень много общего с науч. знанием- предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не явл. науч. знанием в чистом виде.
Главное отличие фил. от всех иных
наук закл. в том, что фил. явл. теоретическим
мировоззрением, предельным обобщением
ранее накопленных чел-вом
Предмет фил. шире предмета исследов. любой отдельной науки, фил. обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не вкл. в себя все науч.знание, не стоит над ним.
Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны:1.Что первично, сознание или материя?2.Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.
Фил. проблематизирует большинство мировоззренческих вопросов, задает и решает их вновь и вновь. Она содержит множество ответов на одни и те же вопросы
ЮНЕСКО поставило перед собой две цели в обл. фил. Первая состоит в том, чтобы помочь развитию фил. во всем мире, способств-ть установлению и поддержанию междунар. диалога между разл. фил. сообществами. Вторая цель – культивирование фил. внутри самой этой организации, фил-го понимания «смысла» мира. Главная же задача ЮНЕСКО – обеспечение всеобщего права на фил., укрепл. роли фил. и ее преподавания в мире.
ЮНЕСКО подчеркивает, что преподавание фил., по сути, явл. обучением чел. мыслить свободно и критически. Фил. учит рассуждать рационально, а не просто высказывать мнения, она позвол. развивать критич. разум, противостоящий доктринальному мышлению. Обучение свободному, рефлексивному мышлению помогает людям сопротивляться различным формам пропаганды, фанатизма и нетерпимости. Фил. учит миру, межкультурной толерантности к плюрализму мысли и ответств-ти, позвол. противостоять вызовам соврем. мира, особенно в обл. этики. Поэтому чрезвычайно важно укрепление позиций фил. как оплота в борьбе против обскурантизма и экстремизма.
14.Любой ли способ
познания является методом?
Метод-способ, подход, совокупность приемов
познания мира Метод можно представить
как осознанный и сознательно
применяемый способ познания.Анализ
-расчленение целостного предмета на
составные части (стороны, признаки,
св-ва или отношения) с целью их
всестороннего изучения;Синтез-
2. Что значит быть
материалистом? Отвергает ли
Материалистич. Фил. всегда опиралась на достижения науки, а ее собственный уровень развития обусл-ся уровнем развит. науки в целом. Само понятие материи всегда развив.ь и совершенствовалось на разл-х этапах развития материализма все глубже и точнее отражая объективную действительность
Мат. философия исходит из того, что материя существовала и тогда, когда не было никакого сознания.Материя не зависит от сознания, сознание же, наоборот, без материи не существует. Сознание порождается материей, или, как обычно говорят в фил., материализм считает, что материя первична, а сознание вторично, производно.
Материалистов иногда обвиняют в том,
что они отрицают существование
духовного, идеального, психического.
Это обвинение совершенно несостоятельно.
Материализм считает, что сознание
вторично по отношению к материи.
Как же можно после этого утверждать,
что материалисты не отличают сознания
от материи и ничего другого, кроме
материи, не признают? Раз ставится
вопрос о том, что первично, а что
вторично, значит между материей и
сознанием проводится различие. Следовательно,
материализм не отрицает сознания,
духовного и не только признает реальное
существование псих-го, но и ставит
своей задачей объяснить
Правда, в XIX веке были отдельные представители мат-ма, кот., действительно, говорили, будто ничего, кроме материи, не сущ.т, а сознание, мышление — та же материя и мозг выделяет мысль, как печень — желчь. Маркс и Энгельс решительно критиковали этих материалистов, отмежевывались от них, называя их вульгарными материалистами.
1этап. Античная философия. Вопрос
о первооснове мироздания
2 этап. Новое время (ХVII-ХVIII вв.) На
общем фоне распада фил. как
единой науки, все
3 этап. В конце ХIХ в. в
– открытие лучей Рентгена, лучей огромной проникающей силы. Этим открытием было опровергнуто св-во непроницаемости, считавшееся абсол. св-вом материи.
– открытие естественной
радиоактивности (Х-лучи) А. Беккерелем.
Стало ясно, что св-во неделимости,
считавшееся также абсол. св-
3.Изложите фил. представл.
о пространстве и времени как
формах существ. материи, о
многообразии пр-тва и времени
на разл-х уровнях организации
материи. Как эти знания связ.
с вашей будущей проф.деят-тью?
Простр-во – объективно-реальная форма
бытия материи, выражающая ее протяженность
и структурность, сосуществование и взаимод-вие
элементов матер-х систем. В обыденном
сознании пр-ство воспринимается как расположение
одного объекта возле др., т.е.свойство
"соседства" мат-х объектов. К универс.св-вам
пр-ства относ.:объективность-независ-
Время – объективно-реальная форма бытия
материи, отражающая длит-сть существования
всех объектов и последов-сть смены состояний
движущейся материи. В обыденном сознании
время восприним-ся как последов-сть событий.
Оно отражает простейшее, но всеобщее
св-во матер-х явлений: следовать др. за
др. Св-ва времени:1.Объективность2.
4.Раскройте современные
разновидности диалектики. Что такое
диалектико-материалистическое
В современной диалектике различают:
Экзистеальн.диал.-несовм-ть бескон-го
(божеств.) и конечного(человеч.)
Негатив.диал.-тотальн. антагонизм соврем-го общ-ва, в кот. угнетается человеч. сущность,а общие стремления чел. не удовлетвор.Отчуждение имеет общий хар-р, побороть его слишком тяжело.
Конкретн.идеал.-попытка
Диалектич.материализм-фил.
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон перехода колич-х изменений в качеств-
Закон отрицания отрицания
Центральная идея диал. мат.-взаимопроникнов. и взаимопорождение противоположностей
Диал.мат. стремится к творческому
соединению в едином целостном учении
всех достижений фил. мат-ма и диалектики
как метода познания и преобразования
действ-ти. Он отлич. от всех предшествующих
форм материализма тем, что распростр.
принципы фил. материализма на понимание
развития и функционирования общ.. Тем
самым мат.впервые
В сложном совр. мире в условиях усиливающегося плюрализма мнений в сфере фил. мысли существуют и функционируют разл. концепции, школы и направления. Их многообразие отражает реальную сложность мира, разнообразие ценностей и проблем, стоящих перед человечеством.
Важнейшей задачей диал.мат. в этих условиях явл.разработка методологических основ, достижение консенсуса, то есть взаимопонимания и согласия относительно общечел-х, глобальных целей, сущности бытия и способов сохранения челов.а, культуры и цивилизации как высших достижений мирового развития. Активно участвуя в процессе идеологического обновления, диал. мат.стремится очиститься от груза ошибок и односторонности.
5.Какие изменения в
трактовку картины мира вносит
синергетика? Каков принцип
В начале XXI века человеч. осознало
тупиковость существ. цивилизации
в рамках прежней стратегии
развит. общ.Усиление эколог. кризисов
подталкивает к поиску способов
перехода к более согласованному
и оптимальному пути развития. Одним
из таких явл. синергетич.подход.Классич.
Специфика:она изучает процессы
самоорганизации в открытых системах
под углом зрения нелинейного
мышления. Объектом исследов. явл.сложноорганизов.
неравновесные системы, находящиеся
на разл. стадиях перехода от хаоса
к порядку и обратно.
Было показано, что в неравновесных
открытых системах возможны эффекты, приводящие
не к возрастанию энтропии и стремлению
термод-х систем к состоянию равновесного
хаоса, а к «самопроизвольному»
Процессы, протекающие в разл.явлениях
природы, следует разделять на 2 класса.1кл.-процессы,
протекающие в замкнутых