Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:37, дипломная работа
Целью исследования является изучение взаимосвязи самооценки с успешностью обучения детей в младшем школьном возрасте.
Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.
Объект исследования: процесс развития самооценки и успеха в учебной деятельности у младших школьников.
Предмет исследования: связь самооценки с успешностью обучения в младшем школьном возрасте.
Введение
Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста.
Особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста.
Самооценка ребенка младшего школьного возраста.
Факторы становления самооценки детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование особенностей проявления самооценки детей младшего школьного возраста в зависимости от успехов в учебной деятельности.
Постановка проблемы и методы исследования.
Описание методик.
Методика «Дембо-Рубинштейн»
Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
Методика Куна «Кто я?»
Обработка результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Было установлено, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой.
Не
выявилось связи между
Совсем
другая картина открылась в семьях,
где жило большинство детей с
пониженной самооценкой. Родители этих
учеников не смогли сколько-нибудь содержательно
охарактеризовать своего ребенка. Эти
родители включаются в жизнь своих детей
только тогда, когда они создают для них
определенные трудности; чаще всего толчком
к вмешательству служит вызов родителей
в школу.
г) Появление и влияние рефлексии
Рефлексия,
как отмечает X. Хекхаузен, наделяет
самосознание обратной связью, благодаря
которой человек может «
Самооценка
младшего школьника конкретна, ситуативна
и обнаруживает тенденцию к переоценке
достигнутых результатов и
Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.
Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе — более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.[ Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 135-139].
В младшем школьном возрасте развиваются самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей («могу или не могу решить эту задачу?», «чего мне не хватает для ее решения?»), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата), произвольность, самоконтроль (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2005). Ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости).
В
ходе учебно-воспитательного
Постепенно
возрастает и самостоятельность
самооценок. Если самооценки первоклассников
почти полностью зависят от оценок
их поведения и результатов
С
развитием личности младшего школьника
более точным становится его знание о
себе, более правильная самоориентация,
совершенствуется умение разбираться
в своих силах и возможностях, возникает
стремление действовать в определенных
ситуациях, опираясь не на оценки окружающих,
а на собственную самооценку. Причем самооценка
становится не только более обоснованной,
но и захватывает более широкий круг качеств.
Выводы
к главе 1
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-7 – 10-11 лет). Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависят уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Л.С. Выготский назвал этот кризис кризисом семи лет. У ребенка происходит изменение самосознания, которое приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связанно с игрой, - менее важным.
В
возрасте 7 – 11 лет активно развиваются
мотивационно-потребностная
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
К факторам становления самооценки младшего школьника можно отнести следующие:
- Влияние школьной оценки;
- Чувство компетентности;
- Влияние семейного воспитания;
- Появление и влияние рефлексии.
В ходе
учебно-воспитательного
2.1.
Постановка проблемы
и методы исследования.
Для
проведения экспериментальной работы
была установлена цель исследования:
определение влияния успехов учебной
деятельности на самооценку младших школьников.
Гипотезой
исследования послужило предположение
о том, что хорошо успевающие в учебной
деятельности дети будут иметь высокую
самооценку в отличие от слабоуспевающих
учащихся.
Объектом
исследования явились ученики 3 класса.
Предметом
исследования явилась самооценка учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучение учебной деятельности учащихся.
2. Изучение самооценки учащихся.
3. Изучение взаимосвязи успешности обучения с самооценкой учащихся.
4. Анализ
и интерпретация полученных результатов.
Эксперимент
проводился в городе Астане, в школе-гимназии
№32. В эксперименте участвовали
ученики 3 класса в количестве 33 человек.
Среди них 7 человек – отличники,
21 – хорошисты и 5 человек –
учащиеся удовлетворительно.
2.2. Описание
методик.
Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности.
Самооценка младшего школьника зависит не только от отношений с окружающими, от семейного воспитания, но и от успехов в учебной деятельности.
Для изучения
влияния успехов учебной деятельности
на самооценку младших школьников
применялись следующие методики:
Предлагаемая
методика измерения самооценки представляет
собой вариант известной
Классу устно дается инструкция: «Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Это можно сделать словами. Сказать о себе: "Я самый умный" или "Я не очень веселый". Но можно рассказать о себе и по-другому, с помощью вот таких линий".
Психолог рисует на доске вертикальную линию, отмечая ее верх и низ горизонтальными черточками, а середину - заметной точкой.
"Например, вот эта линия. Она расскажет нам, как можно оценить свое здоровье. На самом верху этой линии (ставит крестик на самом верху линии) находятся самые здоровые люди на свете. Они никогда ничем не болели, даже не чихнули ни разу. А в самом низу (ставит крестик) находятся самые больные люди на свете. Они все время болеют и болеют очень тяжелыми болезнями. Никогда не бывают здоровыми.
Посередине (ставит крестик в середине линии) находятся те, кто бывает болен и здоров примерно поровну.
А если человек почти совсем здоров, но иногда все же болеет, где он нарисует свой крестик?"
Психолог предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или неверным.
"А если человек часто болеет, и ему это надоело, и он стал укреплять свое здоровье, заниматься зарядкой, закаляться и вот уже две недели здоров. Куда он поставит крестик?"
Психолог предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или неверным.
"Все
поняли, как можно пользоваться
такими линиями, чтобы
"А
теперь я вам раздам листки,
на которых нарисованы такие
линии, и каждый сможет
"Посмотрите на первую линию. Она поможет каждому рассказать о своем здоровье. Напоминаю: наверху находятся самые здоровые, а в самом низу - очень больные. А как каждый из вас оценит свое здоровье? Где поставит свой крестик?"
Психолог проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить, поставлен ли крестик на первой линии, подписанной "здоровый - больной".
Информация о работе Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста