Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:37, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение взаимосвязи самооценки с успешностью обучения детей в младшем школьном возрасте.

Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.

Объект исследования: процесс развития самооценки и успеха в учебной деятельности у младших школьников.

Предмет исследования: связь самооценки с успешностью обучения в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста.
Особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста.
Самооценка ребенка младшего школьного возраста.
Факторы становления самооценки детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование особенностей проявления самооценки детей младшего школьного возраста в зависимости от успехов в учебной деятельности.
Постановка проблемы и методы исследования.
Описание методик.
Методика «Дембо-Рубинштейн»
Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
Методика Куна «Кто я?»
Обработка результатов исследования

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Тамара.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

   Итак, младший школьный возраст - начало школьной жизни.  Вступая в него,  ребенок  приобретает внутреннюю позицию  школьника,  учебную мотивацию.  Учебная деятельность становится для  него ведущей.  На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для всего своего последующего  обучения.  Но  значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего  школьника. Школьная  успеваемость  является  важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.  Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка,  его самоуважении и самопринятии. Успешная работа, осознание своих способностей  и  умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания, который, наряду с  теоретическим  рефлексивным  мышлением,  можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не  формируется,  у  ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
    1. Самооценка  ребенка младшего школьного возраста.
 

   Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности  личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором  основная роль принадлежит семье и школе.

   Знать самооценку человека очень важно  для установления отношений с  ним, для нормального общения, в  которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно  учитывать самооценку ребенка. Как  и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

   Проблема  возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем  становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент  развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

   Самооценка  в отечественной психологии изучалась  в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев [Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960.], А.Н.Леонтьев [Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975.], С.С.Рубинштейн [Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973.], М.Н.Скаткин [Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971.].

   В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной [41], А.П.Савонько [62], Е.А.Серебряковой [63], В.А.Горбачевой [26].

   Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное, то есть устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

     В западной психологии к изучению самооценки обращали взоры многие ученые. По классической концепции У.Джемса представление об актуализации идеального-Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.

                                    успех

     Самооценка= ----------------------------------

                                  Притязания 

   Р.Бернс [8], анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что  на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширенное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения.

   Достаточно  очевидно, что оценка себя не существует изолировано от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.

   Проведенное Элькониным и его группой экспериментальное  исследование опиралось на следующие гипотезы:

   1) Ранний «Образ Я» появляется  в связи с «кризисом семи  лет» поскольку к этому возрасту  вызревают когнитивные предпосылки  для его формирования. Именно  в этом возрасте ребенок отходит  от непосредственного слитного  ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.

   2) Ранний «Образ Я» носит скорее  предвосхищающий, чем констатирующий  и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.

Решающее  влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение  окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

     В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем  школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

     Иной  комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой  самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

     И недооценка, и переоценка своих сил  и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в  классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего  тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

   Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив  условия формирования его самооценки? На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо всемерно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

   В течение первого учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содеражательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я» увеличивается в два раза.

   Младшему  школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и  контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.

   Неоднозначны  критерии самооценки. Индивид оценивает  себя двумя путями:

   1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;

   2) путем сравнения себя с другими  людьми.

   Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности; неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно [41].

   Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит.

   Н.А.Менчинская  подчеркивала, что в  учебной деятельности каждого школьника самооценка играет большую роль. Как один из «…важных личностных параметров умственной деятельности, она выполняет функцию саморегуляции поведения, посредством нее определяется желательность (или нежелательность) какого-либо поступка. Самооценка в большой мере влияет на степень успешности осуществляемой деятельности». Исследования, проводившиеся А.И.Липкиной под руководством Н.А.Менчинской,  показали, что неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) отрицательно сказывается  на процессе, а также и на результате учебной деятельности. (Н.А. Менчинская . Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред. Е.Д.Божович. – М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1998. –С.150)

Информация о работе Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста