Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:37, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение взаимосвязи самооценки с успешностью обучения детей в младшем школьном возрасте.

Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.

Объект исследования: процесс развития самооценки и успеха в учебной деятельности у младших школьников.

Предмет исследования: связь самооценки с успешностью обучения в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста.
Особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста.
Самооценка ребенка младшего школьного возраста.
Факторы становления самооценки детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование особенностей проявления самооценки детей младшего школьного возраста в зависимости от успехов в учебной деятельности.
Постановка проблемы и методы исследования.
Описание методик.
Методика «Дембо-Рубинштейн»
Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
Методика Куна «Кто я?»
Обработка результатов исследования

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Тамара.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

   "Теперь  вы научились оценивать себя  с помощью линий. 

   Посмотрите  теперь на вторую линию. В самом верху  написано "аккуратный", внизу - "неаккуратный". На самом верху этой линии крестик ставят самые аккуратные ребята, у которых в тетради никогда не бывает даже помарки, даже пятнышка. А в самом низу - ужасные неряхи, самые неаккуратные. Где находишься ты? Посмотри внимательно на свой листок и поставь свой крестик".

   Психолог  вновь проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить поставлен  ли крестик на второй линии, подписанной "аккуратный-неаккуратный".

   Так последовательно заполняются все 8 линий.

   Обработке подлежат результаты на шкалах 2-8. Шкала "Здоровье" рассматривается как  тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

   Для удобства подсчета оценка переводится  в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

   По  каждой из семи шкал (за исключением  шкалы "Здоровье")определяется высота самооценки - от "О" до знака "крестика".

   Особое  внимание обращается на такие случаи, когда пропускаются некоторые шкалы, крестики ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией и т.п. 

   Оценка  и интерпретация  результатов 

   Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 1).

   Наиболее  благоприятными с точки зрения личностного  развития являются следующие результаты: средняя или высокая при умеренной степени дифференцированности.  

   Таблица 1. Показатели уровня самооценки.

Группа  испытуемых Количественная  характеристика самооценки, средний балл.
  Низкий Норма Очень высокий
    Средний Высокий  
Девочки 0-60 61-80 81-92 92-100 и более
Мальчики 0-52 53-67 68-89 90-100
 
   
  1. Методика  Куна «Кто Я?».

   Тест  используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с  характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я».

   Классу  предоставлялась следующая инструкция: «В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов  на один вопрос, относящийся к вам  самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как  можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов».

   Когда клиент заканчивает отвечать, его  просят произвести первый этап обработки  результатов - количественный:

   «Пронумеруйте все сделанные вами отдельные  ответы-характеристики. Слева от каждого  ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

  • «+» - знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
  • «-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
  • «±» - знак «плюс-минус» - если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
  • «?» - знак «вопроса» - если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

   Знак  своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.  

    Интерпретация результатов теста

    Уровень самооценки выражает степень реальных, идеальных или желаемых представлений о себе.

    Самооценка  идентичности определяется в результате соотношения количества оценок «+»  и «-», которые получились при  оценивании каждого своего ответа испытуемым (клиентом) на этапе количественной обработки.

    Самооценка  считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%.

    Адекватная  самооценка состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности.

    Также адекватная самооценка выражается в  том, что человек ставит перед  собой реально достижимые и соответствующие  собственным возможностям цели и  задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации.

    Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно  оценивать собственные возможности  применительно к различным жизненным  ситуациям.

    Человек с адекватной самооценкой свободно и непринужденно ведет себя среди  людей, умеет строить отношения  с другими, удовлетворен собой и  окружающими. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования уверенного полоролевого поведения.

    Различают неадекватную завышенную самооценку – переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку - недооценку себя субъектом.

    Неадекватная  самооценка свидетельствует о нереалистичной оценке человеком самого себя, снижении критичности по отношению к своим действиям, словам, при этом часто мнение о себе у человека расходится с мнением о нем окружающих.

    Самооценка  считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).

    Люди  с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.

    Человек с завышенной самооценкой характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность.  

    Самооценка  считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).

    Люди  с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств.

    При заниженной самооценке человек характеризуется  другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».

    Самооценка является неустойчивой, если число положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.

    Что стоит за применением человеком оценки «±» относительно своих характеристик?

    Использование знака «плюс-минус» («±») говорит  о способности человека рассматривать  то или иное явление с двух противоположных  сторон, говорит о степени его  уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.

    Если  количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.

    Если  количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).

    Что стоит за применением  человеком оценки «?» относительно своих характеристик?

    Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.

    Данный  знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых.

    Наличие трех и более знаков «?» при  самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.

    В целом использование человеком  при самооценивании знаков «±» и  «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса.

    Применяющие данные знаки люди, как правило, быстрее  выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем. 
 
 
 
 

   
  1. Методика  А.И. Липкиной «3 оценки».
 

    Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».

    Ученикам  предлагается выполнить любое учебное  задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

    1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

    2. Твоя работа заслуживает оценки  «3», а учительница поставила  тебе «5». Обрадуешься ты этому  или это тебя огорчит?

    3. Какие оценки тебя радуют, какие  огорчают?

    Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

    - совпадение или несовпадение  самооценки с адекватной оценкой  учителя;

    - характер аргументации самооценки:

    а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

Информация о работе Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста