Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:37, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение взаимосвязи самооценки с успешностью обучения детей в младшем школьном возрасте.

Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.

Объект исследования: процесс развития самооценки и успеха в учебной деятельности у младших школьников.

Предмет исследования: связь самооценки с успешностью обучения в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста.
Особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста.
Самооценка ребенка младшего школьного возраста.
Факторы становления самооценки детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование особенностей проявления самооценки детей младшего школьного возраста в зависимости от успехов в учебной деятельности.
Постановка проблемы и методы исследования.
Описание методик.
Методика «Дембо-Рубинштейн»
Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
Методика Куна «Кто я?»
Обработка результатов исследования

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Тамара.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

    б) любая другая аргументация.

    - устойчивость или неустойчивость  самооценки, о которой судят по  степени совпадения выставленной  самому себе отметки и ответов  на поставленные вопросы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.1. Методика Дембо-Рубинштейн. 

   Детям были розданы бланки, на которых  уже были начерчены линии и каждая из которых была подписана.

   Учащиеся  отмечали значками тот уровень развития качеств или сторон личности, который, по их мнению, им присущ.

   Исследование проводилось в спокойной обстановке.

   Полученные  результаты представлены в таблице  «Результаты по методике Дембо-Рубинштейн». 

   Табл. №1. «Результаты по методике Дембо-Рубинштейн».

  Ф.И. Шкалы Общ. показ. Колич. показ. Ур. самооц.
II III IV V VI VII VIII
Отличники Ромчанов Глеб 82 100 88 100 100 100 93 663 94,71 Завышенная 
Абенова Аяна 100 100 100 100 100 100 100 700 100 Завышенная
Булычева  Анастасия 98 100 53 55 100 100 100 606 86,57 Адекватная (тенденция  к завышенной)
Журавлева Римма 87 82 73 87 96 93 93 611 87,31 Адекватная (тенденция  к завышенной)
Кульжикенова  Аель 93 96 87 92 94 93 97 652 93,13 Завышенная
Родина  Полина 100 84 84 100 100 95 100 663 94,71 Завышенная
Сманкулова  Диана 96 96 54 62 91 97 97 593 84,71 Адекватная (тенденция к завышенной)
Хорошисты Вильшинский Денис 96 87 100 89 100 100 90 662 94,57 Завышенная
Губа  Данил 100 54 102 102 102 102 54 616 88 Адекватная (тенденция  к завышенной
Дедов Антон 100 57 56 98 98 56 97 562 80,29 Адекватная (тенденция  к завышенной
Доценко Евгений 83 100 52 100 57 100 51 543 77,57 Адекватная (тенденция  к завышенной)
Дюсекен Ален 49 97 56 98 47 104 56 507 72,43 Адекватная (тенденция  к завышенной)
Ерланов Мадий 79 100 93 100 93 100 76 641 91,57 Завышенная
Жаков Кирилл 67 100 61 100 100 100 55 583 83,29 Адекватная (тенденция  к завышенной)
Забелин Никита 95 94 85 86 83 64 62 569 81,23 Адекватная (тенденция  к завышенной)
Закурдаев Никита 85 90 24 105 100 54 63 521 74,43 Адекватная (тенденция  к завышенной)
Любимов Максим 91 72 86 83 72 59 55 518 73,95 Адекатная
Малыгин Стас 57 88 90 58 100 90 89 572 81,71 Адекватная (тенденция  к завышенной)
Мушинский Влад 55 59 100 100 100 62 62 538 76,86 Адекватная (тенденция  к завышенной)
Никитин Никита 93 85 92 76 87 82 60 575 82,13 Адекватная (тенденция к завышенной)
Разумейко Евгений 94 87 74 97 100 89 98 639 91,23 Завышенная
Алимбаева Зарина 82 91 73 54 61 72 91 524 74,83 Адекватная
Бехтина Виктория 100 100 100 100 100 100 100 700 100 Завышенная
Винянская Виктория 96 83 61 61 52 78 93 524 74,87 Адекватная
Жеребина  Алена  87 91 100 82 73 81 97 611 87,31 Адекватная )тенденция  к завышенной)
Крапивкина  Валерия 100 55 100 100 100 100 100 655 93,57 Завышенная
Савостьяненко Анна 92 53 96 85 102 94 80 602 86 Адекватная (тенденция к завышенной)
Струкова  Ксения 97 82 89 80 77 55 79 559 79,82 Адекватная
Удовл. Ахметов Ельдар 87 61 42 31 54 91 87 453 64,71 Адекватная
Кулжанов  Изат 98 56 51 100 25 100 30 460 65,71 Адекватная
Ларин Никита 96 56 57 3 63 62 95 432 61,71 Адекватная
Порохня Никита 47 48 0 95 0 50 51 291 41,57 Заниженная
Чумак Диана 103 50 54 46 103 53 103 512 73,14 Адекватная
 
 

   Табл. №2. «Особенности самооценки школьников по методике Дембо-Рубинштейн».

  Самооценка  аккуратности Самооценка  умственных способностей Самооценка  доброты Наличие друзей Самооценка  настроения Самооценка  умелости рук Самооценка  себя как ученика Средняя самооценка
Учащиеся  на отлично 93,71 94 77 85,14 97,29 96,86 97,14 91,59
Учащиеся  хорошо 85,62 82,14 80,48 88,29 85,90 82,95 76,57 83,14
Учащиеся  удовлетворительно 86,2 54,2 40,8 55 49 71,2 73,2 64,53
 
 

     
 
 
 

   По  результатам методики Дембо-Рубинштейн можно увидеть, что среди отличников больше детей, имеющих завышенную самооценку. Среди хорошистов есть дети как с  заниженной самооценкой, так и с завышенной, но большинство имеют адекватную самооценку. У детей, учащихся удовлетворительно, самооценка адекватная, и только один ребенок имеет заниженную самооценку.

   Отличники и хорошисты выше оценивают свои интеллектуальные способности, а учащиеся удовлетворительно – способность что-либо делать своими руками и аккуратность.

   Для подтверждения результатов методики Дембо-Рубинштейн был проведен корреляционный анализ r-Пирсона.

   Для проведения корреляционного анализа  r-Пирсона все ученики были зашифрованы. Дети, учащиеся удовлетворительно – 1, хорошисты – 2, отличники – 3. Был получен следующий результат. 

   Табл. №3. «Коэффициент корреляции r-Пирсона по методике Дембо-Рубинштейн». 

Успешность  обучения Уровень самооценки
1 3 94,71
2 3 100
3 3 86,57
4 3 87,31
5 3 93,13
6 3 94,71
7 3 84,71
8 2 94,57
9 2 80,29
10 2 77,57
11 2 91,57
12 2 83,29
13 2 81,23
14 2 88
15 2 72,43
16 2 73,95
17 2 81,71
18 2 76,86
19 2 91,23
20 2 82,13
21 2 74,43
22 2 74,83
23 2 100
24 2 74,87
25 2 87,31
26 2 93,57
27 2 79,82
28 2 86
29 1 64,71
30 1 65,71
31 1 61,71
32 1 41,57
33 1 73,14
Коэффициент корреляции r-Пирсона  0,72
 

   О том, что связь между признаками присутствует и эта связь сильная говорит коэффициент корреляции r>0,6.

   По  методике Дембо-Рубинштейн был получен коэффициент корреляции r = 0,72. То есть можно сделать вывод о том, что уровень самооценки младших школьников коррелирует с успехами в учебной деятельности.

   Для вычисления коэффициента корреляции была использована программа Microsoft Office Excel. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.2. Методика А.И. Липкиной «Три оценки». 

   Для проведения методики А.И. Липкиной «Три оценки» было необходимо, чтобы с  детьми провели самостоятельную  или контрольную работу. Классный руководитель провела диктант по русскому языку и поставила 3 оценки: адекватную, заниженную и завышенную.

   Перед тем как раздать тетради, детям  сказали, что их работы проверяли 3 разных учителя и каждый поставил свою оценку. Детей попросили обвести ту оценку, с которой они согласны. После  этого я попросила детей письменно ответить на несколько вопросов:

   1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

   2. Твоя работа заслуживает оценки  «3», а учительница поставила  тебе «5». Обрадуешься ты этому  или это тебя огорчит?

   3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

   В таблице представлены адекватная оценка (оценка учителя) и оценка, которую  выбрал ученик. 

   Табл. №4. «Результаты по методике «Три оценки»  А.И. Липкиной»

  Ф. И. Оценка  учителя Выбор оценки учеником Самооценка
Отличники 1 Ромчанов Глеб 4 5 Завышенная
2 Абенова Аяна 4 5 Завышенная
3 Булычева Анастасия 4 5 Завышенная
4 Журавлева Римма 5 5 Адекватная
5 Кульжикенова  Аель 4 5 Завышенная
6 Родина Полина 4 5 Завышенная
7 Сманкулова  Диана 5 5 Адекватная
Хорошисты 8 Вильшинский Денис 3 4 Завышенная
9 Губа Данил 3 4 Завышенная
10 Дедов Антон 4 5 Завышенная
11 Доценко Евгений 4 4 Адекватная
12 Дюсекен Ален 3 4 Завышенная
13 Ерланов Мадий 5 5 Адекватная
14 Жаков Кирилл 4 4 Адекватная
15 Забелин Никита 4 4 Адекватная
16 Закурдаев Никита 3 3 Адекватная
17 Любимов Максим 4 4 Адекватная
18 Малыгин Стас 3 4 Завышенная
19 Мушинский Влад 4 4 Адекватная
20 Никитин Никита 4 5 Завышенная
21 Разумейко Евгений 3 4 Завышенная
22 Алимбаева Зарина 4 4 Адекватная
23 Бехтина Виктория 4 5 Завышенная
24 Винянская Виктория 4 4 Адекватная
25 Жеребина Алена  3 4 Завышенная
26 Крапивкина  Валерия 3 4 Завышенная
27 Савостьяненко Анна 3 4 Завышенная
28 Струкова Ксения 4 3 Заниженная
Удовл. 29 Ахметов Ельдар 3 3 Адекватная
30 Кулжанов Изат 4 4 Адекватная
31 Ларин Никита 3 3 Адекватная
32 Порохня Никита 4 3 Заниженная
33 Чумак Диана 4 5 Завышенная
 

   Табл. №5. «Уровень самооценки по методике А.И. Липкиной»

Ученики Заниженная  с/о  Адекватная  с/о  Завышенная  с/о 
Отличники (7 ч) 0 2 5
Хорошисты (21 ч) 1 9 11
Троечники (5 ч) 1 3 1
 
 

           
 
 

   Результаты  методики А.И. Липкиной показывают, что  наиболее завышенную самооценку имеют дети, учащиеся на отлично и хорошо. Среди детей, учащихся удовлетворительно, большая часть имеет адекватную самооценку, один ученик недооценивает свои способности, а один – переоценивает.

   Как писала А.И. Липкина, завышенная самооценка троечников может быть объяснена тем, что у них существует потребность выйти из числа отстающих в учебной деятельности. Кроме того завышенная самооценка троечников может иметь компенсаторный характер, то есть они могут вполне успешно проявлять себя в деятельности, которая не связана с учебной.

   Когда среди слабоуспевающих детей  встречаются ученики с заниженной самооценкой, то это может говорить о том, что они смирились с  тем, что отстают в учебной  деятельности от других детей и уже  не хотят догнать их.

   После выбора оценки за самостоятельную работу, детям было предложено ответить на вопросы: какие оценки им нравится получать, какие огорчают; какими учениками  они себя считают и были бы они  рады, если бы учитель поставил им завышенную оценку.

   Были  получены следующие результаты. 73% детей считают себя сильными учениками, 21% - средними и лишь 2% слабыми.

   88% детей обрадовались бы тому, что  учитель поставил оценку выше, чем они заслужили и только 12% не обрадовались бы этому  факту. Дети, которые не обрадовались бы завышенной оценке, имеют адекватную самооценку (по результатам методик Дембо-Рубинштейн и А.И. Липкиной «Три оценки»).

   Всех  детей радуют оценки 4 и 5, а огорчают 3 и 2. Но есть и такие ученики, которых  радуют только пятерки, а четверки огорчают. Среди таких учеников чаще встречаются отличники.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста