Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:37, дипломная работа
Целью исследования является изучение взаимосвязи самооценки с успешностью обучения детей в младшем школьном возрасте.
Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.
Объект исследования: процесс развития самооценки и успеха в учебной деятельности у младших школьников.
Предмет исследования: связь самооценки с успешностью обучения в младшем школьном возрасте.
Введение
Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста.
Особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста.
Самооценка ребенка младшего школьного возраста.
Факторы становления самооценки детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование особенностей проявления самооценки детей младшего школьного возраста в зависимости от успехов в учебной деятельности.
Постановка проблемы и методы исследования.
Описание методик.
Методика «Дембо-Рубинштейн»
Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
Методика Куна «Кто я?»
Обработка результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
б) любая другая аргументация.
-
устойчивость или
2.2.1.
Методика Дембо-Рубинштейн.
Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии и каждая из которых была подписана.
Учащиеся отмечали значками тот уровень развития качеств или сторон личности, который, по их мнению, им присущ.
Исследование проводилось в спокойной обстановке.
Полученные
результаты представлены в таблице
«Результаты по методике Дембо-Рубинштейн».
Табл. №1. «Результаты по методике Дембо-Рубинштейн».
Ф.И. | Шкалы | Общ. показ. | Колич. показ. | Ур. самооц. | |||||||
II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |||||
Отличники | Ромчанов Глеб | 82 | 100 | 88 | 100 | 100 | 100 | 93 | 663 | 94,71 | Завышенная |
Абенова Аяна | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 700 | 100 | Завышенная | |
Булычева Анастасия | 98 | 100 | 53 | 55 | 100 | 100 | 100 | 606 | 86,57 | Адекватная (тенденция к завышенной) | |
Журавлева Римма | 87 | 82 | 73 | 87 | 96 | 93 | 93 | 611 | 87,31 | Адекватная (тенденция к завышенной) | |
Кульжикенова Аель | 93 | 96 | 87 | 92 | 94 | 93 | 97 | 652 | 93,13 | Завышенная | |
Родина Полина | 100 | 84 | 84 | 100 | 100 | 95 | 100 | 663 | 94,71 | Завышенная | |
Сманкулова Диана | 96 | 96 | 54 | 62 | 91 | 97 | 97 | 593 | 84,71 | Адекватная (тенденция к завышенной) | |
Хорошисты | Вильшинский Денис | 96 | 87 | 100 | 89 | 100 | 100 | 90 | 662 | 94,57 | Завышенная |
Губа Данил | 100 | 54 | 102 | 102 | 102 | 102 | 54 | 616 | 88 | Адекватная (тенденция к завышенной | |
Дедов Антон | 100 | 57 | 56 | 98 | 98 | 56 | 97 | 562 | 80,29 | Адекватная (тенденция к завышенной | |
Доценко Евгений | 83 | 100 | 52 | 100 | 57 | 100 | 51 | 543 | 77,57 | Адекватная (тенденция к завышенной) | |
Дюсекен Ален | 49 | 97 | 56 | 98 | 47 | 104 | 56 | 507 | 72,43 | Адекватная (тенденция к завышенной) | |
Ерланов Мадий | 79 | 100 | 93 | 100 | 93 | 100 | 76 | 641 | 91,57 | Завышенная | |
Жаков Кирилл | 67 | 100 | 61 | 100 | 100 | 100 | 55 | 583 | 83,29 | Адекватная (тенденция к завышенной) | |
Забелин Никита | 95 | 94 | 85 | 86 | 83 | 64 | 62 | 569 | 81,23 | Адекватная (тенденция к завышенной) | |
Закурдаев Никита | 85 | 90 | 24 | 105 | 100 | 54 | 63 | 521 | 74,43 | Адекватная (тенденция к завышенной) | |
Любимов Максим | 91 | 72 | 86 | 83 | 72 | 59 | 55 | 518 | 73,95 | Адекатная | |
Малыгин Стас | 57 | 88 | 90 | 58 | 100 | 90 | 89 | 572 | 81,71 | Адекватная (тенденция к завышенной) | |
Мушинский Влад | 55 | 59 | 100 | 100 | 100 | 62 | 62 | 538 | 76,86 | Адекватная (тенденция к завышенной) | |
Никитин Никита | 93 | 85 | 92 | 76 | 87 | 82 | 60 | 575 | 82,13 | Адекватная (тенденция к завышенной) | |
Разумейко Евгений | 94 | 87 | 74 | 97 | 100 | 89 | 98 | 639 | 91,23 | Завышенная | |
Алимбаева Зарина | 82 | 91 | 73 | 54 | 61 | 72 | 91 | 524 | 74,83 | Адекватная | |
Бехтина Виктория | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 700 | 100 | Завышенная | |
Винянская Виктория | 96 | 83 | 61 | 61 | 52 | 78 | 93 | 524 | 74,87 | Адекватная | |
Жеребина Алена | 87 | 91 | 100 | 82 | 73 | 81 | 97 | 611 | 87,31 | Адекватная )тенденция к завышенной) | |
Крапивкина Валерия | 100 | 55 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 655 | 93,57 | Завышенная | |
Савостьяненко Анна | 92 | 53 | 96 | 85 | 102 | 94 | 80 | 602 | 86 | Адекватная (тенденция к завышенной) | |
Струкова Ксения | 97 | 82 | 89 | 80 | 77 | 55 | 79 | 559 | 79,82 | Адекватная | |
Удовл. | Ахметов Ельдар | 87 | 61 | 42 | 31 | 54 | 91 | 87 | 453 | 64,71 | Адекватная |
Кулжанов Изат | 98 | 56 | 51 | 100 | 25 | 100 | 30 | 460 | 65,71 | Адекватная | |
Ларин Никита | 96 | 56 | 57 | 3 | 63 | 62 | 95 | 432 | 61,71 | Адекватная | |
Порохня Никита | 47 | 48 | 0 | 95 | 0 | 50 | 51 | 291 | 41,57 | Заниженная | |
Чумак Диана | 103 | 50 | 54 | 46 | 103 | 53 | 103 | 512 | 73,14 | Адекватная |
Табл. №2. «Особенности самооценки школьников по методике Дембо-Рубинштейн».
Самооценка аккуратности | Самооценка умственных способностей | Самооценка доброты | Наличие друзей | Самооценка настроения | Самооценка умелости рук | Самооценка себя как ученика | Средняя самооценка | |
Учащиеся на отлично | 93,71 | 94 | 77 | 85,14 | 97,29 | 96,86 | 97,14 | 91,59 |
Учащиеся хорошо | 85,62 | 82,14 | 80,48 | 88,29 | 85,90 | 82,95 | 76,57 | 83,14 |
Учащиеся удовлетворительно | 86,2 | 54,2 | 40,8 | 55 | 49 | 71,2 | 73,2 | 64,53 |
По результатам методики Дембо-Рубинштейн можно увидеть, что среди отличников больше детей, имеющих завышенную самооценку. Среди хорошистов есть дети как с заниженной самооценкой, так и с завышенной, но большинство имеют адекватную самооценку. У детей, учащихся удовлетворительно, самооценка адекватная, и только один ребенок имеет заниженную самооценку.
Отличники и хорошисты выше оценивают свои интеллектуальные способности, а учащиеся удовлетворительно – способность что-либо делать своими руками и аккуратность.
Для
подтверждения результатов
Для
проведения корреляционного анализа
r-Пирсона все ученики были зашифрованы.
Дети, учащиеся удовлетворительно – 1,
хорошисты – 2, отличники – 3. Был получен
следующий результат.
Табл.
№3. «Коэффициент корреляции
r-Пирсона по методике
Дембо-Рубинштейн».
№ | Успешность обучения | Уровень самооценки |
1 | 3 | 94,71 |
2 | 3 | 100 |
3 | 3 | 86,57 |
4 | 3 | 87,31 |
5 | 3 | 93,13 |
6 | 3 | 94,71 |
7 | 3 | 84,71 |
8 | 2 | 94,57 |
9 | 2 | 80,29 |
10 | 2 | 77,57 |
11 | 2 | 91,57 |
12 | 2 | 83,29 |
13 | 2 | 81,23 |
14 | 2 | 88 |
15 | 2 | 72,43 |
16 | 2 | 73,95 |
17 | 2 | 81,71 |
18 | 2 | 76,86 |
19 | 2 | 91,23 |
20 | 2 | 82,13 |
21 | 2 | 74,43 |
22 | 2 | 74,83 |
23 | 2 | 100 |
24 | 2 | 74,87 |
25 | 2 | 87,31 |
26 | 2 | 93,57 |
27 | 2 | 79,82 |
28 | 2 | 86 |
29 | 1 | 64,71 |
30 | 1 | 65,71 |
31 | 1 | 61,71 |
32 | 1 | 41,57 |
33 | 1 | 73,14 |
Коэффициент корреляции r-Пирсона | 0,72 |
О том, что связь между признаками присутствует и эта связь сильная говорит коэффициент корреляции r>0,6.
По методике Дембо-Рубинштейн был получен коэффициент корреляции r = 0,72. То есть можно сделать вывод о том, что уровень самооценки младших школьников коррелирует с успехами в учебной деятельности.
Для
вычисления коэффициента корреляции была
использована программа Microsoft Office Excel.
2.2.2. Методика
А.И. Липкиной «Три оценки».
Для проведения методики А.И. Липкиной «Три оценки» было необходимо, чтобы с детьми провели самостоятельную или контрольную работу. Классный руководитель провела диктант по русскому языку и поставила 3 оценки: адекватную, заниженную и завышенную.
Перед тем как раздать тетради, детям сказали, что их работы проверяли 3 разных учителя и каждый поставил свою оценку. Детей попросили обвести ту оценку, с которой они согласны. После этого я попросила детей письменно ответить на несколько вопросов:
1.
Каким учеником ты себя
2.
Твоя работа заслуживает
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
В
таблице представлены адекватная оценка
(оценка учителя) и оценка, которую
выбрал ученик.
Табл. №4. «Результаты по методике «Три оценки» А.И. Липкиной»
№ | Ф. И. | Оценка учителя | Выбор оценки учеником | Самооценка | |
Отличники | 1 | Ромчанов Глеб | 4 | 5 | Завышенная |
2 | Абенова Аяна | 4 | 5 | Завышенная | |
3 | Булычева Анастасия | 4 | 5 | Завышенная | |
4 | Журавлева Римма | 5 | 5 | Адекватная | |
5 | Кульжикенова Аель | 4 | 5 | Завышенная | |
6 | Родина Полина | 4 | 5 | Завышенная | |
7 | Сманкулова Диана | 5 | 5 | Адекватная | |
Хорошисты | 8 | Вильшинский Денис | 3 | 4 | Завышенная |
9 | Губа Данил | 3 | 4 | Завышенная | |
10 | Дедов Антон | 4 | 5 | Завышенная | |
11 | Доценко Евгений | 4 | 4 | Адекватная | |
12 | Дюсекен Ален | 3 | 4 | Завышенная | |
13 | Ерланов Мадий | 5 | 5 | Адекватная | |
14 | Жаков Кирилл | 4 | 4 | Адекватная | |
15 | Забелин Никита | 4 | 4 | Адекватная | |
16 | Закурдаев Никита | 3 | 3 | Адекватная | |
17 | Любимов Максим | 4 | 4 | Адекватная | |
18 | Малыгин Стас | 3 | 4 | Завышенная | |
19 | Мушинский Влад | 4 | 4 | Адекватная | |
20 | Никитин Никита | 4 | 5 | Завышенная | |
21 | Разумейко Евгений | 3 | 4 | Завышенная | |
22 | Алимбаева Зарина | 4 | 4 | Адекватная | |
23 | Бехтина Виктория | 4 | 5 | Завышенная | |
24 | Винянская Виктория | 4 | 4 | Адекватная | |
25 | Жеребина Алена | 3 | 4 | Завышенная | |
26 | Крапивкина Валерия | 3 | 4 | Завышенная | |
27 | Савостьяненко Анна | 3 | 4 | Завышенная | |
28 | Струкова Ксения | 4 | 3 | Заниженная | |
Удовл. | 29 | Ахметов Ельдар | 3 | 3 | Адекватная |
30 | Кулжанов Изат | 4 | 4 | Адекватная | |
31 | Ларин Никита | 3 | 3 | Адекватная | |
32 | Порохня Никита | 4 | 3 | Заниженная | |
33 | Чумак Диана | 4 | 5 | Завышенная |
Табл. №5. «Уровень самооценки по методике А.И. Липкиной»
Ученики | Заниженная с/о | Адекватная с/о | Завышенная с/о |
Отличники (7 ч) | 0 | 2 | 5 |
Хорошисты (21 ч) | 1 | 9 | 11 |
Троечники (5 ч) | 1 | 3 | 1 |
Результаты методики А.И. Липкиной показывают, что наиболее завышенную самооценку имеют дети, учащиеся на отлично и хорошо. Среди детей, учащихся удовлетворительно, большая часть имеет адекватную самооценку, один ученик недооценивает свои способности, а один – переоценивает.
Как писала А.И. Липкина, завышенная самооценка троечников может быть объяснена тем, что у них существует потребность выйти из числа отстающих в учебной деятельности. Кроме того завышенная самооценка троечников может иметь компенсаторный характер, то есть они могут вполне успешно проявлять себя в деятельности, которая не связана с учебной.
Когда
среди слабоуспевающих детей
встречаются ученики с
После выбора оценки за самостоятельную работу, детям было предложено ответить на вопросы: какие оценки им нравится получать, какие огорчают; какими учениками они себя считают и были бы они рады, если бы учитель поставил им завышенную оценку.
Были получены следующие результаты. 73% детей считают себя сильными учениками, 21% - средними и лишь 2% слабыми.
88% детей обрадовались бы тому, что учитель поставил оценку выше, чем они заслужили и только 12% не обрадовались бы этому факту. Дети, которые не обрадовались бы завышенной оценке, имеют адекватную самооценку (по результатам методик Дембо-Рубинштейн и А.И. Липкиной «Три оценки»).
Всех детей радуют оценки 4 и 5, а огорчают 3 и 2. Но есть и такие ученики, которых радуют только пятерки, а четверки огорчают. Среди таких учеников чаще встречаются отличники.
Информация о работе Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста