Содержание образования в школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.
Цель исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
1.1. Понятие и сущность содержания образования............................. 6
1.2. Особенности содержания образования в школе VIII вида......... 14
Выводы............................................................................................................. 21
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
2.1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы
школы VIII вида............................................................................ 23
2.2. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы....... 32
Выводы............................................................................................................ 55
Заключение..................................................................................................... 57
Список изученной литературы................................................................... 59
Приложение 1................................................................................................. 61
Приложение 2................................................................................................. 62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.31 Кб (Скачать)
  • создание нормативно-правовой документации по организации и содержанию учебного и реабилитационного процессов.

   Для решения проблем необходимы совместные усилия различных ведомств и министерств.

   3. Задачи, которыми руководствуется  школа VIII вида конкретные и охватывают узкий круг необходимых знаний, умений и навыков школьников.

   Необходимо  отметить, что содержание образования  данных имеет цель (в частности  по обучению детей русскому языку): обучить детей с нарушением интеллекта элементарным знаниям, умениям и навыкам, в зависимости от степени нарушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Нами был рассмотрен актуальный в настоящее время вопрос о содержании образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

   В ходе работы, изучая данную проблему, была достигнута цель, выдвинутая во введении: проведен анализ содержания образования и выявлена специфика содержания образования в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Также были достигнуты основные задачи, вытекающие из поставленной цели:

  1. изучено состояние проблемы в теории и практике коррекционного обучения;
  2. выявлены особенности содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида;
  3. были изучены программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы.

   Выдвинутая  гипотеза, подтвердилась: в работе было раскрыто, что содержание образования в специальной (коррекционной) школе VIII вида учитывает:

  • индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта;
  • особенности их познавательной деятельности;
  • особенности их эмоционально - волевой сферы;
  • личностные особенности детей.

   В данной работе мы рассмотрели:

   1. Общее педагогическое определение  содержания образования. Наиболее точное определение дал Ю.К. Бабанский: «Содержание образования - это система научных знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду».

   Это определение включает все элементы социального опыта, на основе его  анализа И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделили типы элементов содержания образования.

   2. Также были рассмотрены основные принципы формирования содержания образования в школе, стандартизация содержания общего образования.

   3. Особенности содержания образования  в специальной (коррекционной)  общеобразовательной школе VIII вида: была выделена специфика содержания образования в школе VIII вида, охарактеризованы дети с нарушением интеллекта (причины их неспособности к обучению), раскрыты основные специфические принципы содержания образования в специальной (коррекционной) школе VIII вида, рассмотрена структуру школьного обучения.

   4. Состояние вопроса в практике работы школы VIII вида: основные документы, появившиеся в последнее время, о содержании образования в школе VIII вида; была рассмотрена концепция развития образовательной и реабилитационной помощи лицам с нарушением интеллекта, заявленная ИКП РАО, которая стала широко известна в последние годы; выделены основные вопросы, относящиеся к содержанию образования в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которые особо остро стоят в настоящее время.

   5. В данной работе были изучены программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (в частности, программы по обучению школьников  0-4 классов, 5-9 классов русскому языку).

   Итак, в ходе исследования проблемы была установлена ее практическая значимость: теоретические и практические результаты могут быть использованы на практических и семинарских занятиях;

   Таким образом, в данной работе, посвященной  содержанию образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе VIII вида были раскрыты общие теоретические вопросы, относящиеся к содержанию образования, как в массовой школе, так и в специальной школе VIII вида; было выяснено, что содержание образования в школе VIII вида имеет свои

специфические особенности и структуру, что  обучение ребенка с нарушением интеллекта в специальной школе, по специально разработанным программам приводит к значительному повышению обучаемости этих детей.

   В ходе проведенного исследования, было выяснено, что главная цель содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида - коррекция физических и психических недостатков детей с нарушением интеллекта и обучение элементарным знаниям, умениям и навыкам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  изученной литературы

  1. Алышева Т.В., Васенков Г.В., Воронкова В.В. Олигофренопедагогика. – М.: Дрофа, 2009. – 397, [3] с.
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
  3. Волосовец Т.В. Специальное образование в России; проблемы и перспективы развития // Коррекционная педагогика. – 2003. – №1. – С. 9-14.
  4. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика. – М.: Высшая школа, 2008. – 391 с.
  5. Коррекционная педагогика / И.А. Зайцева, В.С. Кукушин, Г.Г. Ларин и др.; Под ред. В.С. Кукушина. Изд. 2-е. – М. – Ростов-н/Д: МарТ, 2004. –   352 с.
  6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Академия, 2003.– 256 с.
  7. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. – М.: Академия, 2006. – 224, [8] с.
  8. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / Л.Б Баряева, И.М Бгажнокова, Д.И. Бойков и др.; Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 181 с.
  9. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2003. – 272 с.
  10. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. Изд. 3-е. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
  11. Педагогика / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
  12. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.С. Сластенина. Изд. 3-е. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
  13. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.
  14. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 2: Теория и технологии обучения. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 575 с.
  15. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы / А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
  16. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы / А.К. Аксёнова, А.П. Антропов, И.М. Бгажнокова, И.А. Буравлева и др. – М.: Просвещение, 2010. – 288 с.
  17. Чепурных Е.Е. Специальное образование в России: состояние и перспективы развития // Вестник образования. – 2003. – № 3. – С. 5-13.
  18. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно- педагогические аспекты. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Базисный  учебный план общеобразовательных  учреждений РФ 

Образовательные области Образовательные компоненты Количество  часов в неделю
    I II III I II III IV V VI VII VIII IX X XI
Филология Русский язык как  государственный

Языки и литература

3 

6

3

 

5

3

 

5

3 

6

3 

6

3  

5

3

 

5

3 

8

3

 

7

3

 

7

3

 

5

3

 

5

 

4

 

4

Математика Математика,

Информатика

5 5 5 4 4 4 4 5 5 5 5 5 4 4
Обществознание История,

Обществознание,

География

              2 4 4 5 6 5 5
  Окружающий  мир 1 1 1 1 2 2              
Естествознание Биология,

Физика,

Химия

              2 2 4 6 6 6 6
Искусство Музыкальное и

изобразительное

искусства

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Физическая  культура Физическая  культура, ОБЖ 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3
Технология Технология,

Трудовое обучение, Черчение

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Обязательные  занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия (6-дневная учебная неделя) 5 5 5 2 5 5 5 5 5 5 5 5 12 12
Максимальный  объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе 25 25 25 22 25 25 25 31 32 34 35 35 36 36
Обязательные  занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия (5-дневная учебная неделя) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 9 9
Максимальный  объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе 22 22 22 20 22 22 22 28 29 31 32 32 33 33

Информация о работе Содержание образования в школе VIII вида