Содержание образования в школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.
Цель исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
1.1. Понятие и сущность содержания образования............................. 6
1.2. Особенности содержания образования в школе VIII вида......... 14
Выводы............................................................................................................. 21
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
2.1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы
школы VIII вида............................................................................ 23
2.2. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы....... 32
Выводы............................................................................................................ 55
Заключение..................................................................................................... 57
Список изученной литературы................................................................... 59
Приложение 1................................................................................................. 61
Приложение 2................................................................................................. 62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.31 Кб (Скачать)

   Утверждение постановлением правительства РФ от 12.03.97 г. № 288 Типового положения о  специальном (коррекционном) образовательном  учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии и принятие после этого ряда нормативных документов, направленных на расширение прав граждан страны, прежде всего инвалидов, на образование позволило впервые официально ввести обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта в образовательных учреждениях. Были разработаны вариативные экспериментальные программы и учебные планы для обучения данной категории детей [3: 10].

   Ежегодно  специальные (коррекционные) образовательные  учреждения заканчивают около 24 тыс. выпускников, в том числе 22,5 тыс. - выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

   Опрос, проведенный сотрудниками Института  коррекционной педагогики РАО, показал, что процент трудоустройства выпускников специальных

(коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида по профилям трудового обучения, получаемого ими в школьных мастерских, очень низок. Особенно это касается традиционных профилей (столярного, слесарного, швейного дела). В связи с этим за последние 5 лет в данных учреждениях вводятся специальности, в основном строительные (штукатур-маляр, плиточник, каменщик и т.д.) или сферы обслуживания населения (младший медицинский персонал, озеленители, дворники, работники по обслуживанию зданий и т.п.) [3: 11].

   Для лучшей социальной адаптации выпускников  увеличиваются сроки их обучения до 10 -12 лет, а также открываются  специальные группы в учреждениях профессионального начального образования.

   Интересен опыт работы спецшколы-интерната №102 Северо - Восточного административного округа, на базе которого с 1995 года создано свое учебно-производственное предприятие, обучение в котором ведётся в течение 3 лет по программам профессионального училища. За это время учащиеся совершенствуют трудовые умения навыки, полученные ранее картонажному, кожгалантерейному и швейному делу. Почти все выпускники получают квалификационный разряд и поступают на работу. В случае невозможности трудоустройства их оставляют в учебно-производственном предприятии школы, где они находятся до тех пор, пока им не найдут работу на производстве [3: 11].

   Исходя  из вышеперечисленного, можно сказать  о необходимости глубоких изменений в организации и содержании образования в специальной (коррекционной) школе VIII вида, вызванной рядом устойчивых тенденций в социальной политике, изменением социально-экономического базиса страны, достижениями науки и технологий, так и становлением новой характеристики профессионального образования. В связи с этой необходимостью актуальной и своевременной представилась концепция развития образовательной и реабилитационной помощи лицам с нарушением интеллекта, заявленная лабораторией ИКП РАО. Содержательное поэтапное реформирование специального образования, предложенное ИКП РАО (Н.Н. Малофеев и др.) позволяет сегодня рассматривать перспективы развития специальной школы на идеях гуманистической педагогики. Создание средствами образования развивающей среды, личностной ориентированности учения, смысловой идеей последнего является жизненная компетентность развивающейся личности сообразно ее индивидуальным особенностям и способностям. Примерный базисный план и программы ставят основной задачей развитие школьников с нарушением интеллекта, при этом имеется в виду как интеллектуальный, так и социальный его компонент.

   Основные  положения, которые легли в основу разработки базисного учебного плана  и образовательных программ нового поколения:

  • отход от дидактоцентрической системы обучения в пользу личностно-развивающей, основанной на закономерностях индивидуального психического развития ребенка с учетом возрастных новообразований;
  • переориентация образования с узко предметного на социокультурный  контекст обучения, центром которого является сам ребенок: «Я», «Я и другие», т.е. развитие у детей миропонимания и практической жизнедеятельности в социуме;
  • отказ  от формализованных «знаний, умений и навыков», отметочных критериев оценки учебных достижений в пользу доступных предметно-практических действий с элементами учебной деятельности;
  • индивидуализация коррекционного процесса с учетом разброса когнитивных возможностей учащихся. Открытость, доступность образовательных услуг для разных групп детей с психическим недоразвитием;
  • паритетность использования в образовательном процессе собственно учебных, социально-педагогических и других технологий, направленных на развитие разнообразных видов деятельности с учетом возрастной динамики учащихся;
  • обогащение развития коррекционного процесса в школе региональными ресурсами в части содержания образования ресурсов;
  • развитие инновационного потенциала педагогических коллективов за счет разработки содержания в части школьного и регионального компонентов учебного плана;
  • отход от псевдопрофессональных, трудоемких, монотехнических видов трудового обучения, закрывающих доступ выпускников к индивидуальным видам труда. Расширение профилей трудового обучения, понимание труда как сферы полезной индивидуальной деятельности, в том числе прикладных, ремесленных, самообслуживающих, в качестве основы для социальной интеграции;
  • переход от 8-9-летнего обучения к 11 (12)-летнему, как наиболее оптимальному сроку для обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальной недостаточностью [8: 55-56].

   Базисный  учебный план состоит из 3-х частей: федерального, регионального и школьного компонента. (См.: ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

   В федеральную (инвариантную) часть включены образовательные области и соответствующие  им учебные предметы наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности детей и подростков с нарушением интеллекта от младшего школьного возраста (0-4 кл.) до юношеского (10-11/12 кл.). Соотношение объёма образовательных предметов федеральной части к объему, представленному в региональном компоненте, составляет 55%.

   В региональной части наряду с предметами, отражающими специфику того или  иного региона РФ в части истории, искусства, физического воспитания, большой объем часов заложен на профильный труд, который по направленности содержания следует разрабатывать на основе местных ресурсов, перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников школы [17].                                                                                                                                                              

   В школьном компоненте представлены коррекционные  технологии, обязательные для преодоления специфических нарушений у детей: ЛФК, ритмика, логопедическая коррекция, игротерапия, психологический практикум.

   Специфика интеллектуального и личностного  недоразвития учащихся специальной  школы требует направленной коррекции  не только учебной деятельности, не менее важно развитие коммуникативных  умений, навыков содержательного  взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно-поведенческих и других свойств психики.

   В этой части рекомендуются игра и  игротерапия (младшие классы), психологический практикум (с 7 класса и далее), а также факультативы социального и культурного назначения, содержание которых разрабатываются педагогическими коллективами самостоятельно при участии психолога, социального педагога, других специалистов [17].                                                                                                                        

   Отличительной особенностью плана являются:

  • соответствие с Федеральной концепцией структуры общего образования в части развития 12- летней школы;
  • переход от 9-го к 12-му классу может осуществляться поэтапно, имея в виду, что часть учащихся по желанию родителей может завершить обучение после 9, 10, 11 классов в соответствии с действующим Положением о специальном (коррекционном) учреждении VIII вида;
  • специфические особенности, характерные для детей с психическим недоразвитием, явились основанием для введения в учебный план новых предметов, направленных на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие учащихся: устная (разговорная) речь (0-4 кл.), живой мир (0-4 кл.), природоведение (5 кл.), мир истории (6 кл.), домоводство (5-12 кл.), деловое и творческое письмо (10-12 кл.), экономический практикум (10-12 кл.), этика (7-12 кл.).
  • каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы;
  • в базисном плане заложена большая возможность для реализации социокультурного развития учащихся, преодоления дидактоцентрических подходов в обучении в пользу психологической, социальной и культурной абилитации разных групп учащихся с нарушением интеллекта;
  • содержание образования, резерв учебного времени за счет пропедевтического периода и 10-11 классов создают необходимые условия для индивидуализации образовательного процесса, прогнозирования и поддержки социального развития каждого учащегося;
  • базисный план позволяет широко использовать инновации в виде авторских программ, разработанных с учетом реальной специфики, внедрения новых организационных форм обучения в старших классах: деловые игры, практикумы, уроки-экскурсии, интегрированные уроки [17].                                                                                                                        

   План начальной школы для детей с нарушением интеллекта представлен пятилетним сроком обучения, начинается он с пропедевтического этапа. Этот этап следует рассматривать как подвижную структуру, основная задача которой заключается в изучении возможностей детей к обучению, в проверке соответствия психолого-педагогического заключения к уровню интеллектуального развития конкретного ребенка, что дает право школе перевести того или иного ученика в течение года в 1 класс, или вывести из состава учащихся школы.

   Пропедевтический  класс создает необходимые условия для подготовки основной группы учащихся к дальнейшему обучению по программе 1-4 классов, для выявления их индивидуальных психофизических особенностей, разработки возможных программ психолого-педагогической поддержки детей с осложненными формами недоразвития, для которых после пропедевтического этапа может быть скомплектован отдельный класс с адекватными программами воспитания и обучения, учитывающими индивидуальные особенности каждого ребенка, т.е. школе следует опираться не столько на принципы дидактических требований к обучению грамоте, счету, а создавать оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков: речь, игра, самообслуживание, правила социального поведения, доступные виды ручной деятельности с элементами доступного труда.

   Особое  внимание уделяется новому виду деятельности - трудовому обучению, оно начинается с пропедевтического периода в 5 классе и на последующих годах преобразуется в доступный учащимся профильный (полипрофильный) труд. Введение разнообразных профилей труда необходимо рассматривать в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни, с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения воспитанников. Трудовая подготовка представлена в региональной части учебного плана, что дает возможность школе изучать перспективы дальнейшего трудоустройства учащихся.

   К региональной части также отнесены образовательные области искусства (музыка, пение, танец), физкультура. Физкультура должна быть направлена на коррекцию психофизического развития учащихся, выполнять общеразвивающую функцию, включать элементы спортивной подготовки и национальных видов спорта [17].                                                                                                                        

   Федеральный компонент включает язык и речь, математику, обществознание, естествознание, технологии (домоводство).

   Образовательная область язык и  речь представлена в 5-9 (10) кл. предметами русский язык и чтение, а в 11 (12) кл. - практикумами «Деловое и творческое письмо» и «Литературное чтение».

   Содержание  обучения русскому языку в специальной  школе строится на новых принципах  коммуникативного подхода (А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская), который в отличие от орфографического, направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где орфографические правила обеспечивают самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфические особенности речемыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта.

   Расширение  разговорной, литературной, деловой, книжной  лексики на уроках русского языка  и чтения позволяет преодолеть характерный для учащихся речевой неготивизм, стереотипность, бедность оборотов речи.

   Образовательная область «Математика» представлена элементарной математикой и все структуры геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений учащихся по ведению домашнего хозяйства.

   Образовательная область «Обществознание» включает в себя: мир истории, историю Отечества, этику, географию.

   Этика - новый учебный предмет (7-9(10) кл.) направленный на формирование нравственного самосознания учащихся среднего и старшего подросткового возраста, развитие у школьников с нарушением интеллекта навыков социального поведения в ближайшем окружении.

   Образовательная область «Естествознание» реализуется предметами «Природоведение» (5 кл.) и «Естествознание».

   Образовательная область «Технологии» в части федерального компонента учебного плана включает «Домоводство» (5-11 (12) кл.). Оно в большей мере соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания, оно позволяет поэтапно с 5 по 11 (12) кл. формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов. Данный базисный учебный план совершенствуется в настоящее время. Это значительный прогресс в организации и содержании образования в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

   Однако, на сегодняшний день особо остро стоят такие вопросы как:

Информация о работе Содержание образования в школе VIII вида